Светлана Павленко
Конспект мастер-класса «Фонетическая ритмика как средство автоматизации звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Фонетическая ритмика, как средство автоматизации звуков» (мастер – класс)
План работы
1. Что такое фоноритмика?
2. Из истории появления метода фоноритмики в России.
3. Цели и задачи фоноритмики.
4. Требования к организации занятий.
5. Методики проведения занятий фоноритмикой.
6. Характеристика звуков
7. Практическая часть:
Выполнение фоноритмических упражнений с аудиторией.
Публикация «Конспект мастер-класса „Фонетическая ритмика как средство автоматизации звуков“» размещена в разделах
Самостоятельное выполнение фоноритмических заданий участниками.
8. Итоги работы.
1. Что такое фоноритмика?
Вопрос к аудитории:
-Давайте подумаем, что такое фоноритмика? (ответы)
Фонетическая ритмика- это система специальных двигательных упражнений, в которых участвует тонкая и общая (грубая) моторика при воспроизведении речевого материала. При проговаривании звуков, слогов, слов, текстов используются все группы мышц. Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.
В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи. Выполнение ритмических движений телом, оказывают положительное влияние на двигательные свойства речевых органов. Определённые движения тела способствуют появлению правильной артикуляции звуков.
Фонетическая ритмика сочетает в себе три компонента - эмоциональный, двигательный, речевой, и использует механизм их функционального единства.
Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.
Все движения детей на занятиях фоноритмикой характеризуются
тремя основными элементами:
1. Напряжённостью;
2. Интенсивностью;
3. Временем.
Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, по- разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений.
При характеристике движений, напряжённость фиксируется в терминах «напряжённо», слегка напряжённо» и «ненапряжённо».
Интенсивность определяет динамику речи и она фиксируется в терминах «сильно», «слабо».
Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости и фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».
Двигательные упражнения, которые сопровождают произнесение гласных и согласных звуков, начинаю с 3 основных положений:
1. Исходное положение - стоя, ноги узкой дорожкой, руки опущены. С этого положения начинаются движения многих звуков, кроме звука «р», «л», «ц».
2. И. П. - стоя, ноги узкой дорожкой, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч. С этого исходного положения начинаются движения для звуков «л», «ц».
3. И. П. - стоя, ноги узкой дорожкой, руки согнуты на уровне груди. Это исходное положения для звуков «р», «ы».
2. Из истории появления метода фоноритмики в России.
Метод фоноритмики пришёл к нам из Хорватии. Там он использовался в работе с глухими детьми. У советских дипломатов родилась глухая девочка, которую обучали этим методом на хорватском языке. Мама и педагог переводили все занятия на русский язык. Результат поразил комиссию в СССР: аудиограмма показывала, что ребёнок глухой и в тоже время она имела чёткую, звонкую, правильную речь. Престиж государства требовал изучения этой методики. В Хорватию для знакомства с опытом работы были направлены наши специалисты.
С тех пор фоноритмику широко используют в нашей стране не только в работе с глухими детьми, но и в коррекции речевых нарушений, в частности звукопроизношения.
Дети легко «заряжаются» эмоциями окружающих. Стоит одному заплакать или засмеяться, как начинают плакать или смеяться другие. Кроме того, дети очень любят подражать (друг другу, взрослым даже животным). Все эти природные способности детей с успехом использует фонетическая ритмика.
3. Цели и задачи фоноритмики.
Занятия фонетической ритмикой служат средством реализации коррекционно-развивающих целей и задач:
основные задачи деятельности с использование фонетической ритмики это :
• координация работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием моторики;
• формирование у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.
• развитие слухового восприятия, фонетического слуха у детей
• коррекция неречевых и речевых процессов;
• развитие слуховой, зрительной памяти, внимания;
• развитие оптико- пространственных представлений;
• развитие координации движений;
• развитие тонкой моторики и мимики лица;
• воспитание чувства ритма и темпа в движении, способности восприятия музыкальных образов, ритмической выразительности;
• формирование правильного речевого дыхания ;
Исходя из целей и задач, можно сказать, что фонетическая ритмика помогает ребенку дошкольного возраста с нарушениями речи :
• нормализовать речевое дыхание;
• менять высоту, силу голоса в различном темпе.
• воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
• воспроизводить звуки в заданном темпе;
• воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
• учит естественному выражению отрицания, смеха и т. п. с помощью жестов и звукопроизношения.
• выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;
4. Требования к организации занятий.
Работа проводится только стоя. Расстояние между учителем и ребёнком не менее 2,5 метра. Ребёнок должен видеть обучающего издалека. Желательно иметь большое зеркало (1,2-высота) или зеркальную стену.
Работаем индивидуально, затем по подгруппам. Далее в группе, если дети идут достаточно ровно.
Все упражнения выполняются по подражанию без объяснения. Речевой материал воспринимается детьми слухо- зрительно.
Движения и речевой материал, которые выполняются на занятиях, предварительно не заучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с педагогом несколько раз (2—5 раз каждое). Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детей к правильному естественному подражанию. Многократное повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в том числе и движения органов артикуляции. Поэтому на начальном этапе главное внимание следует обратить на правильное выполнение детьми именно движений. Упор на движение, а не на речь! После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается.
Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение (двигательная активность - это потребность детского организма, поэтому приносит радость, носить игровой характер и яркую эмоционально- положительную окраску.
Во время занятий активно использую несловесные формы поощрения и поддержки- улыбку, мимоходное прикосновение, поглаживание ребенка по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи, пожатие рук.
Проводить занятия следует регулярно 3-5 раз в неделю по 10-15 минут в качестве речевой зарядки.
Применяется фонетическая ритмика :
• в процессе постановки правильного звукопроизношения (на этапах постановки, автоматизации и дифференциации звуков). В итоге происходит постепенный переход к произнесению речевого материала без сопровождения движениями.
• в структуре логопедических занятий как оргмомент или динамические паузы.
• на речевых практикумах по формированию навыков звукового анализа и синтеза.
• в процессе формирования лексико – грамматического строя речи и развитию связной речи.
Упражнения на основе фонетической ритмики будут полезны абсолютно всем детям и могут применяться в ходе непосредственно образовательной деятельности или режимных моментов всеми педагогами ДОУ.
5. Методики проведения занятий фоноритмикой.
Занимаемся 2,3,5 минут обычными приёмами логопедической работы, чередуя их с приёмами фоноритмики, например:
вызывание звука с использованием фоноритмики 2-3 минуты;
постановка механическим путём до 5 минут;
автоматизация уже вызванного или поставленного звука, ног с использованием фоноритмики 3мин. ;
автоматизация того же звука, но в игре или на дидактическом материале до 5 мин. ;
дифференциация звука (фоноритмика)
дифференциация того же звука обычными приёмами;
И так далее, в зависимости от того на каком этапе работаем с ребёнком.
Такая организация помогает менять приё мы работы: ребёнок встаёт, сидит, включается в игру, что ему всегда интересно
Обязательное условие занятий – эмоционально–положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонаций. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям данной категории. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов (речедвигательный анализатор, т. е. улучшается подвижность губ, языка, мышц глотки, дыхательных мышц.
6. Характеристика звуков
Если работая обычными логопедическими приёмами, мы характеризуем звуки по способу, месту образования, то в фоноритмике - только по силе напряжения, динамике.
Очень сильная, сильная, слабая. Гласные звуки имеют разную силу напряжения (проверяем). Звонкие согласные более сильную, чем глухие.
Гласные звуки вызываются первыми, так как только на них мы можем отрабатывать правильное речевое дыхание тембр голоса, а затем эмоциональность воспроизведения.
Считается, что гласные звуки отвечают за эмоции, согласные способствуют развитию движений (эмоционально волевая сфера).
Звуки можно менять местами, но в одной группе, но лучше идти по порядку.
На каждом занятии необходимо чередовать противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные.
Произносить звуки нужно : громко, тихо, отрывисто.
Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным (гласные звуки : а, о,у, э, и, ы; согласные звуки : м, н, ф, в, п, б, т, д, к, г, х, с, з, ц, ш, ж,ч, щ, л, р, й, и йотированные гласные). Подробные описания движений содержатся в работах: Т. М. Власовой, А. Н. Пфафенродт. «Фонетическая ритмика», А. Я. Мухиной «Речедвигательная ритмика», Н. Ю Костылевой «Покажи и расскажи».
7. Практическая часть:
Выполнение фоноритмических упражнений с аудиторией.
Самостоятельное выполнение фоноритмических заданий участниками.
8. Итоги работы.
С каждым годом значительно увеличивается количество детей с проблемами речевого и психического развития, поэтому перед нами встаёт проблема использования коррекционных методов работы всеми педагогами ДОУ. Одним из таких методов и является фоноритмика, которая позволяет влиять на речевое и психическое развитие детей.
Вопрос к аудитории.
- Если вам понравился метод фоноритмики, планируете ли вы использовать его в своей работе? В каких видах детской деятельности возможно применение фоноритмики.