Папки-передвижки

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста через оптимизацию общения со сверстниками

Елена Крюкова
Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста через оптимизацию общения со сверстниками

Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самооценки личности. Важность формирования самооценки детей обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей её высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самому себе.

Публикация «Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста через оптимизацию общения со сверстниками» размещена в разделах

Известно, что у дошкольника потребность во внешней оценке чрезвычайно велика, но она не всегда в полной мере удовлетворяется. Большую роль играет оценка воспитателем, его родными, а также сверстниками. В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной, самооценке уделено большое внимание.

Личность ребёнка, его интересы, понимание себя могут возникнуть только в общение с окружающим его обществом, будь то родители, сверстники или воспитатели. Достаточно часто ребёнок не имеет удовлетворённых эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности.

В дошкольном детстве наиболее ярко выражена потребность в фантазировании и движениях. Потребность в фантазии удовлетворяется в сюжетно-ролевых играх, а потребность в движении наилучшим образом реализуется в подвижных играх.

Ребёнок с заниженной самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению многочисленных комплексов неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив. Также, это постоянные жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении окружающих.

Дети с завышенной самооценкой отмечают в себе только хорошие, положительные качества, часто переоценивают себя и свои возможности. Они высокомерны, бестактны, самоуверенны, не слушают мнения других детей и советов взрослых. Такие качества отрицательно воспринимаются сверстниками.

Адекватная самооценка придает ребёнку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать цели в той или иной сфере деятельности, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.

Велика роль общения в детстве. Для маленького ребёнка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Адекватная самооценка ребёнка не может быть полноценно сформирована без общения ребёнка с окружающим его обществом. Как было сказано ранее, в общении ребёнка оценивают окружающие его люди – взрослые и родители.

Наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Представление о том, каким должен быть ребенок (родительский образ ребенка, формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье.

Занижение взрослым каких-либо результатов ребёнка сказывается отрицательно. А завышенная оценка взрослого даёт искаженный результат. Улыбка, похвала, одобрение – все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки. Необходимо учить ребенка ставить те цели, которые он в силах преодолеть.

Для ребенка одинаково вредны и отсутствие критики, и вседозволенность со стороны взрослого и чрезмерная строгость, требовательность, когда замечания взрослого в адрес ребенка носят исключительно негативный характер.

На формирование положительной самооценки ребенка, посещающего детский сад, большое воздействие оказывают воспитатели.

Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детской самооценки. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребёнок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т. д., начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Если имеют место трудности в общении со сверстниками, то ребенок постоянно находится в состоянии напряженного ожидания насмешек или других недоброжелательных проявлений в свой адрес. Это приводит, в свою очередь, к повышенной нервозности и утомляемости, постоянным конфликтам с детьми.

Разумеется, образование полноценной самооценки начинается тогда, когда малыш осознает свои поступки, возможности и поведение наиболее реалистично. В дошкольном же возрасте детям очень свойственно завышать мнение о себе и буквально переоценивать себя. Это связано с тем, что они очень серьезно воспринимают позитивные оценки себя со стороны взрослых, которые являются для них наибольшим авторитетом. Из этого следует, что самооценка ребенка во многом опирается на оценку его личности со стороны взрослого окружения.

Взрослые должны направлять и корректировать действия ребёнка, оптимистично оценивать его результаты, так как ребёнок воспринимает информацию со стороны взрослых, благодаря ей оценивает себя, поэтому никогда нельзя забывать об адекватности высказываний со стороны взрослых, будь это родители или воспитатели.

Основы формирования самооценки у детей дошкольного возраста являются одним из наиболее главных факторов становления успешной личности дошкольника. Для ребёнка должны быть созданы максимальные условия, способствующие формированию адекватных начальных форм самооценки ребёнка, что имеет огромное значение для успешности дошкольника в его последующей жизни в социуме.

Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самооценки личности. Важность формирования самооценки детей обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей её высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самому себе.

Известно, что у дошкольника потребность во внешней оценке чрезвычайно велика, но она не всегда в полной мере удовлетворяется. Большую роль играет оценка воспитателем, его родными, а также сверстниками. В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной, самооценке уделено большое внимание.

Личность ребёнка, его интересы, понимание себя могут возникнуть только в общение с окружающим его обществом, будь то родители, сверстники или воспитатели. Достаточно часто ребёнок не имеет удовлетворённых эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности.

В дошкольном детстве наиболее ярко выражена потребность в фантазировании и движениях. Потребность в фантазии удовлетворяется в сюжетно-ролевых играх, а потребность в движении наилучшим образом реализуется в подвижных играх.

Ребёнок с заниженной самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению многочисленных комплексов неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив. Также, это постоянные жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении окружающих.

Дети с завышенной самооценкой отмечают в себе только хорошие, положительные качества, часто переоценивают себя и свои возможности. Они высокомерны, бестактны, самоуверенны, не слушают мнения других детей и советов взрослых. Такие качества отрицательно воспринимаются сверстниками.

Адекватная самооценка придает ребёнку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать цели в той или иной сфере деятельности, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.

Велика роль общения в детстве. Для маленького ребёнка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Адекватная самооценка ребёнка не может быть полноценно сформирована без общения ребёнка с окружающим его обществом. Как было сказано ранее, в общении ребёнка оценивают окружающие его люди – взрослые и родители.

Наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Представление о том, каким должен быть ребенок (родительский образ ребенка, формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье.

Занижение взрослым каких-либо результатов ребёнка сказывается отрицательно. А завышенная оценка взрослого даёт искаженный результат. Улыбка, похвала, одобрение – все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки. Необходимо учить ребенка ставить те цели, которые он в силах преодолеть.

Для ребенка одинаково вредны и отсутствие критики, и вседозволенность со стороны взрослого и чрезмерная строгость, требовательность, когда замечания взрослого в адрес ребенка носят исключительно негативный характер.

На формирование положительной самооценки ребенка, посещающего детский сад, большое воздействие оказывают воспитатели.

Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детской самооценки. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребёнок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т. д., начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Если имеют место трудности в общении со сверстниками, то ребенок постоянно находится в состоянии напряженного ожидания насмешек или других недоброжелательных проявлений в свой адрес. Это приводит, в свою очередь, к повышенной нервозности и утомляемости, постоянным конфликтам с детьми.

Разумеется, образование полноценной самооценки начинается тогда, когда малыш осознает свои поступки, возможности и поведение наиболее реалистично. В дошкольном же возрасте детям очень свойственно завышать мнение о себе и буквально переоценивать себя. Это связано с тем, что они очень серьезно воспринимают позитивные оценки себя со стороны взрослых, которые являются для них наибольшим авторитетом. Из этого следует, что самооценка ребенка во многом опирается на оценку его личности со стороны взрослого окружения.

Взрослые должны направлять и корректировать действия ребёнка, оптимистично оценивать его результаты, так как ребёнок воспринимает информацию со стороны взрослых, благодаря ей оценивает себя, поэтому никогда нельзя забывать об адекватности высказываний со стороны взрослых, будь это родители или воспитатели.

Основы формирования самооценки у детей дошкольного возраста являются одним из наиболее главных факторов становления успешной личности дошкольника. Для ребёнка должны быть созданы максимальные условия, способствующие формированию адекватных начальных форм самооценки ребёнка, что имеет огромное значение для успешности дошкольника в его последующей жизни в социуме.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста элементами игровой технологии Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №37» с. Чугуевка Чугуевского района Приморского.

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возрастаФормирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения.

Формирование адекватной самооценки у дошкольников Материалы семинара по теме «Формирование адекватной самооценки у дошкольников» Социальный педагог МБДОУ «ЦРР – Д/С №73» Лозовая А. Г.

Формирование у детей культуры речевого общения со взрослыми и сверстникамиФормирование у детей культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками С развитием речи у детей возникает потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребенок. Дети осваивают новые.

Консультации для родителей «Советы родителям, заинтересованным в формировании у их ребенка адекватной самооценки» Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой,.

Консультация «Формирование навыков речевого общения (культура общения) со сверстниками и взрослыми» При обследовании детей используйте следующие способы: наблюдения (на занятиях, во время игры и в повседневной жизни); беседы с воспитателями,.

Круглый стол «Культура общения детей с взрослыми и сверстниками. Азбука общения» Основная часть Тема: «Культура общения детей с взрослыми и сверстниками»Азбука общения Цели: привлечь внимание родителей к проблеме общения.

План работы «Формирование культуры общения и дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Формирование культуры общения и дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста» Цель: воспитывать доброжелательные отношения.

Создание воспитывающих ситуаций как способ формирования адекватной самооценки у младших школьников Ключевые слова:Самооценка, ситуация, воспитывающая ситуация, младший школьный возраст. Аннотация: Период младшего школьного возраста является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста через оптимизацию общения со сверстниками
Опубликовано: 25 сентября 2018 в 14:29
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД