МААМ-картинки

Формирование целостной картины мира. Конспект НОД в старшей группе «Осень. Природа готовится к зиме»

Надежда Шанаурова
Формирование целостной картины мира. Конспект НОД в старшей группе «Осень. Природа готовится к зиме»

Конспект НОД в образовательной области «Познание: формирование целостной картины мира» в старшей группе 05 «Знайки» МБДОУ № 121 г. Красноярск Шанауровой Н. Н.

Тема: «Осень. Природа готовится к зиме»

Цели: познакомить воспитанников с признаками осени и осенними явлениями.

Задачи: систематизировать знания детей о временах года; развивать речь и обогащать словарный запас; развивать интерес и любовь к природе; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Публикация «Формирование целостной картины мира, Конспект НОД в старшей группе „Осень, Природа готовится к зиме“» размещена в разделах

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, чтение.

Оборудование:

- презентация;

- музыкальная композиция «Времена года» П. И. Чайковского (осень);

- звуковой аудиофайл «Голоса живой природы»;

- вырезанные из цветной бумаги листья (клен, дуб, береза, осина).

Предварительная работа с детьми: беседа об осени; наблюдение за погодой на прогулке; наблюдение за птицами; рассматривание тематических иллюстраций; загадывание загадок; заучивание стихотворений, песен об осени; рисование осенних листьев; разучивание танца с осенними листочками.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия и его целей. Рассказ о признаках осени.

III. Изучение нового материала. Рассказ о том, как идет подготовка растений, животных, птиц к зиме.

IV. Подведение итогов. Беседа о том, что узнали воспитанники.

I. Организационный момент.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года». Дети усаживаются на стульчики перед экраном и слушают композицию.

Воспитатель:

Ребята, послушайте, что это за мелодия такая, задумчивая, печальная? Какое настроение она у вас вызывает? Хочется ли под нее веселиться, радоваться, танцевать?

(Ответы детей).

Воспитатель:

Чтобы понять о чем эта мелодия, попробуйте отгадать загадку:

«Пусто в поле, дождь идёт.

Ветерок срывает листья.

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,

Что за время года?»

(Дети отвечают: осень).

Воспитатель:

Правильно ребята, эта мелодия об осени. Осень - грустная и унылая пора. Осенью в природе все как будто на время умирает. Увядают цветы на клумбах. Листья на деревьях желтеют и опадают. Дует холодный ветер. Часто идут дожди. На лужах появляется тонкий ледок. Скоро пойдет снег и какое время года наступит?

(Ответы детей).

Воспитатель:

Животные и птицы начинают основательно подготавливаться к суровой зиме. А как, это мы сейчас с вами узнаем!

II. Сообщение темы занятия и его целей. Рассказ о признаках осени.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся в лес и понаблюдаем, что же там происходит в осеннюю пору, как природа готовится к зиме.

Представьте себе, что мы с вами собрали в дорогу все необходимое, оделись потеплее и пошли в лес. Идем, идем… (дети имитирующими движениями показывают как взяли рюкзак, сложили в него компас, термос, бутерброд, гостинцы для зверят. Одели шапки, куртки, сапоги, и притопывая ногами представляют как идут).

Воспитатель (включая звуковой аудиофайл «Голоса живой природы»):

Вот мы и заходим в лес. Сучки трещат под ногами, листва шелестит. Еще слышится щебетание птиц. Как красив лес осенью! Словно невидимый волшебник-художник, разукрасил золотой кистью все вокруг! А что вам увиделось, ребята?

(Ответы детей).

III. Изучение нового материала. Рассказ о том, как идет подготовка растений, животных, птиц к зиме.

Воспитатель воспроизводит презентацию и комментирует каждый слайд. Дети сидят на стульчиках и смотрят.

(слайд 1, 2)

Вот и кончилось теплое лето. Солнышко уже не успевает согреть за короткий день землю. Ночи стали длиннее и холоднее. Утром на лужицах можно увидеть ледок.

(слайд 3)

Листья на деревьях окрасились в разные цвета. Вот они уже и падают, устилая всю землю пёстрым ковром. Лишь ёлочки да сосны продолжают стоять зелёными.

(слайд 4)

Раннее утро. Солнце еще невысоко. Его лучи скользят по верхушкам деревьев, а на земле лежит седая роса. Лес совсем не такой, каким он был летом - зеленым, тенистым. Теперь он весь разноцветный. Желтеют березы, клены, и среди них выделяются своим ярко-красным нарядом осины.

(слайд 5)

Собран урожай на полях. Осень принесла свои щедрые дары.

(слайд 6)

Из-за хмурых, нависающих туч небо как будто бы ниже, и кажется вот-вот пойдет дождь.

(слайд 7)

Погода переменчива. То моросит дождь, то подует холодный, резкий ветер. Солнце выглядывает все реже и реже.

Воспитатель: Ребята, мы с вами проделали длинный путь и немного устали, чтобы отдохнуть давайте поиграем в игру «Листья»! (воспитатель приглашает детей в свободное в группе место, рассыпает вырезанные из цветной бумаги листочки, и предлагает детям пособирать их, приговаривая):

«Неуемный ветерок

Дует, задувает,

Жёлтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки

С ветки на дорожки (движение руками сверху вниз).

И бегут по листьям

Маленькие ножки (лёгкий бег на месте).

Мы с тобой гулять пойдём (шаг на месте,

И листочки соберём» (присаживаются, наклоняются, собирая листочки).

Воспитатель:

Ах, какие красивые листья мы собрали! Молодцы ребята! Назовите пожалуйста, с каких деревьев они упали?

(Ответы детей).

Воспитатель:

Хорошо! Вот как здорово вы умеете определять деревья с которых упали листочки!

Воспитатель приглашает детей вернуться на свои места перед экраном.

(слайд 8)

Все в природе готовится к зиме. Особенно заметны осенние приготовления у птиц. Высоко в небе уже слышится прощальное курлыканье улетающих журавлей. Собираются в огромные стаи грачи, скворцы и другие перелетные птицы.

(слайд 9)

Зато вместо улетающих птиц в наших лесах скоро появятся стайки снегирей, клестов, свиристелей. Это все зимние гости. Они залетают к нам из более северных лесов, чтобы вместе с нами провести долгую суровую зиму.

(слайд 10)

Остающиеся зимовать звери и птицы готовятся к зиме. Белка сушит грибы, собирает и прячет в дупла орехи и желуди. Все это ей пригодится в бескормицу зимой.

Медведь ищет теплую берлогу, чтобы задремать в ней, до наступления теплых весенних дней. Скоро станет совсем холодно и выпадет первый снег.

(слайд 11)

Осенью, куда ни погляди, всюду видишь, как разные животные готовятся к зиме. А вот барсуку не нужно делать запасы. За осень он так отъелся, разжирел, что еле-еле ходит. Натаскает барсук в свою глубокую нору сухую подстилку из листьев и уляжется спать до весны.

Не встретишь поздней осенью в лесу и ежика. Забрался он куда-нибудь под кучу хвороста или в другое укромное место, свернулся в клубок и уснул.

(слайд 12)

Как только похолодает, прячутся лягушки, змеи, ящерицы. Лягушки зарываются в тину на дне водоемов, а некоторые забираются в ямы под опавшие листья. Ящерицы и змеи заползают в разные норки, щели или в трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.

(слайд 13)

21 сентября – день осеннего равноденствия. Теперь дни, продолжая убывать, становятся короче ночей. Становится все холоднее. Забились в разные щели насекомые. Многие из них, отложив личинки, погибают, а другие на зиму засыпают непробудным сном.

(слайд 14)

В воздухе летают тонкие серебряные нити паутины. Поймайте такую паутинку, и вы увидите, что на ее конце сидит крошечный паучок. Это он выпустил из себя длинную серебристую нить, а ветер подхватил ее и понес вместе с паучком. Так на своей паутинке и расселяются молодые паучки.

(слайд 15)

Зайцы меняют серую шубку на белую, чтобы хищный зверь не смог его заметить в лесу.

(слайд 16)

Но совсем по-иному готовятся к холодам те звери, которые не спят зимним сном и запасов себе не делают. Это лисицы, волки. Все они только переодеваются осенью в теплую шубу. В ней и мороз не страшен.

Воспитатель:

Вот и подходит к концу наша прогулка в лес. Пора нам с вами в сад возвращаться, ребята. Давайте скажем осеннему лесу «До свидания» и отправимся в обратный путь.

(дети машут рукой, прощаются с обитателями леса и снова притопывая ногами имитируют путь обратно).

IV. Подведение итогов. Беседа о том, что узнали воспитанники.

Воспитатель задает вопросы, выслушивает ответы детей:

Ну как, понравилась вам наша прогулка?

А что вам больше всего понравилось? Что вам больше всего запомнилось?

Давайте назовем признаки осени – какие они?

Назовите по порядку осенние месяцы?

Как изменяется растительность (цветы, деревья, кустарники) осенью?

Как к зиме готовятся животные?

Как к зиме готовятся птицы?

Какие птицы перелетные, а какие оседлые?

Воспитатель хвалит всех воспитанников, отмечает особенно внимательных детей.

По материалам В. Бианки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД «Путешествие в Финляндию» Конспект НОД по образовательной области «Познание» раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема. Путешествие.

Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование целостной картины мира. Конспект НОД в старшей группе «Осень. Природа готовится к зиме»
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 13:40
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД