Папки-передвижки

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

наталия мамонтова
Формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье обоснованы педагогические условия эффективности процесса формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Описано исследование по проверке эффективности педагогических условий формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: ценности здорового образа жизни, дети старшего дошкольного возраста, методы формирования ценности здорового образа жизни.

Публикация «Формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Здоровье является одним из важнейших компонентов благополучия человека, одним из неотъемлемых его прав, независимо от возраста. Право каждого ребенка на здоровый рост и развитие закреплено в Конвенции о правах ребенка.

На сегодняшний день состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества. В данной социально-экономической обстановке для большинства людей наиболее важны материальные блага, нежели здоровье, поэтому одной из главных государственных задач является создание престижа здоровья и здорового образа жизни. Основы здоровья должны закладываться в период формирования личности человека, таким периодом является дошкольный возраст. Одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в рамках образовательной области «Физическое развитие», является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

В современной педагогике проблема разработки идеи ценности здоровья в работе с детьми рассматривается многими отечественными исследователями. В работах Г. А. Хакимовой, Е. В. Фроловой рассматриваются педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста. Т. Г. Карепова предлагает внедрение системы воспитания привычек здорового образа жизни детей дошкольного возраста. И. В. Кривошеина, И. М. Новикова [4] в своих работах рассматривают пути формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста.

Такие отечественные психологи, как Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова, М. В. Матюхина, В. Д. Шадриков на основании психического развития дошкольников выявили, что именно старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для воспитания ценностного отношения к здоровью.

Именно в старшем дошкольном возрасте происходит возникновение соподчинения мотивов, формирование произвольного поведения, развитие самосознания, формирование внеситуативно-личностной формы общения, становление познавательной деятельности.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости организации в дошкольной образовательной организации целенаправленной работы по формированию ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно выделить существующее противоречие между необходимостью воспитания здорового поколения и поиском путей не только создания необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка, но и формирования ценностей здорового образа жизни.

Гипотеза исследования заключалась в том, что процесс формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если созданы следующие педагогические условия:

- произведен отбор содержания, методов работы по формированию ценностей здорового образа жизни;

- в образовательную практику включен комплекс мероприятий, позволяющего детям овладеть системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни и умений его ведения.

В ходе исследования была проведена опытно-поисковая работа, цель которой заключалась в проверке эффективности педагогических условий формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 31» города Ульяновска. В качестве испытуемых выступили дети старшей группы в количестве 20 человек.

Для решения поставленных задач опытно – поисковая работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Целью констатирующего этапа стало выявление исходного уровня сформированности ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Методы, использованные на констатирующем этапе:

1. анализ педагогической практики в старшей группе по реализации образовательной области «Физическое развитие» [2];

2. беседа «Что такое здоровье, с целью выявления уровня представления о здоровье детей старшего дошкольного возраста и наблюдение, направленное на выявление особенностей отношения детей к практическим действиям, способствующих сохранению и укреплению здоровья, разработанные Г. А. Хакимовой [5];

3. рисуночный тест «Что такое здоровье, с целью определения уровня эмоционального отношения к проблемам здоровья детей старшего дошкольного возраста, разработанный О. С. Васильевой и Ф. Р. Филатовым и адаптированный Г. А. Хакимовой;

4. методы математической обработки данных

Представленные результаты показывают, что высокий уровень сформированности ценностей здорового образа жизни имеют – 18, 95 % детей, средний уровень – 64,15 % детей и низкий – 16,9 % детей.

Таким образом, сформированность ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад № 31» соответствует среднему уровню. В связи с этим, мы разработали комплекс мероприятий, направленных на формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Для осуществления формирующей работы и получения достоверных результатов дети старшей группы были разделены на 2 подгруппы: контрольную и экспериментальную.

Цель формирующего этапа состояла в апробации педагогических условий формирования ценностей здорового образа жизни у группы детей старшего дошкольного возраста.

Для обеспечения реализации обозначенных условий был произведен отбор содержания, методов работы по формированию ценностей здорового образа жизни.

На основе анализа научно-методической литературы были отобраны наиболее эффективные методы работы с дошкольниками :

формирования сознания – индивидуальные и групповые беседы. Например, «Витамины на грядке», «Здоровая пища», «Знакомимся со своим организмом»

• организации деятельности и формирования опыта поведения – упражнения на закрепление навыков сохранения и укрепления здоровья

• игровой - дидактические игры. Например, «Где живет витаминка?», «Что нужно сердцу?», «С чего начинается утро?» и др.

• стимулирования - поощрение

Для реализации второго условия гипотезы разработан комплекс мероприятий, направленных на формирование ценностей здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста :

-беседы с игровыми и сюжетными элементами для совместной деятельности педагога и детей. Например, «Витамины на грядке», «Здоровая пища», «Знакомимся со своим организмом»

-дидактические игры, направленные на формирование здорового образа жизни. Например, «Где живет витаминка?», «Что нужно сердцу?», «С чего начинается утро?» и т. д.

На контрольном этапе для выявления результативности опытно-экспериментальной работы было проведено повторное диагностическое обследование детей контрольной и экспериментальной групп. Содержание заключительной диагностики аналогично констатирующему этапу.

Согласно данным этого обследования, мы можем утверждать, что предложенный комплекс мероприятий по формированию ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста дал положительный результат.

Таким образом, при сравнении уровней сформированности ценностей здорового образа жизни у детей старшей группы на констатирующем и контрольном этапах, можно сказать, что количество детей с высоким уровнем в экспериментальной группе увеличилось на 10%, количество детей со средним уровнем осталось прежним, а с низким уменьшилось на 10%. В контрольной группе наблюдаются также изменения, но они не столь значительны: количество детей с высоким и низким не изменилось, со средним увеличилось на 5%.

Источники:

1. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. 2004. № 17. С. 24.

2. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников : учебное пособие. М. : Педагогическое общество России, 2006. 96 с.

3. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы. Волгоград: Учитель, 2016. 170 с.

4. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. 96 с.

5. Полтавцева Н. В. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании : монография. «ФЛИНТА», 2011. 262 с.

6. Хакимова Г. А., Гребенюк Г. Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей : монография. Нижневартовск: Изд –во Нижневарт. гуманит. ун-та. 2010. 175 с.

7. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье : методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2004. 64 с.

Публикации по теме:

Презентация «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Воспитатель подготовительной группы: Шлыкова Е. В. Дошкольный возраст.

Привитие ценностей здорового образа жизни детям старшего дошкольного возраста Актуальность. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями Слайд 1 Слайд 2 «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит,.

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»Обобщение педагогического опыта работы «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Воронина Наталья Александровна воспитатель детского сада «Солнышко» МБОУ «Домашовская СОШ» Брянского района Формирование здорового образа.

Консультация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (сообщение для воспитателей) Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – та ценность,.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста (опыт работы) ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. (опыт работы) Автор работы: Абросова Светлана Дмитриевна.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста (Слайд 1) 1. Добрый день уважаемые коллеги! (Слайд 2)Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить.

Педагогический проект по формированию у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫДвижение – это жизнь. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и осмысленно действовать в нём, обретает.

Проект в подготовительной группе «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»Проект в подготовительной группе «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» Фотоотчёт. Порохненко Татьяна Владимиров Проект долгосрочный, проходил с сентября по декабрь. Целью проекта было формирование у дошкольников.

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами МБДОУ «Детский сад № 388»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 мая 2019 в 11:04
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД