Юткина Галина Владимировна
Формирование чувства гражданственности и патриотизма в реализации краеведческого аспекта культурологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование чувства гражданственности и патриотизма в рамках реализации краеведческого аспекта культурологического воспитания дошкольников.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Поэтому необходимо как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле. С первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, положительное отношение к славным защитникам Отечества, к людям которые прославили нашу страну.
Публикация «Формирование чувства гражданственности и патриотизма в реализации краеведческого аспекта культурологического воспитания» размещена в разделах
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
С переходом нашего МДОУ на инновационный режим работы по теме: «Краеведческий аспект культурологического воспитания дошкольников» ведется целенаправленная и углубленная работа по реализации разработанной членами творческой группы системы: «Ознакомление с городом Саранском», которая тесно переплелась с системой патриотического и гражданского воспитания в нашем ДОУ.
На первых заседаниях творческой группы возникали вопросы: чему мы хотим научить детей, какую информацию нужно давать детям о городе, как о малой Родине? В ходе дискуссии наметились 6 блоков работы, которые и легли в основу системы ознакомления дошкольников с родным городом. Слайд№1 (педсовет+6 темат. блоков кратко)
I тематический блок - «Саранск - моя родина» (дом, улица, Пролетарский район, происхождение улиц, районы города).
II тематический блок - «Саранск - столица Мордовии» (история города Саранска, города Мордовии, главный среди них Саранск, он столица, язык, костюмы).
III тематический блок - «Культура города Саранска» (театры, музеи,
памятники, парки, храмы, площади, знаменитые люди).
IV тематический блок - «Саранск - спортивный» (спорткомплексы,
спортсмены).
V тематический блок - «Чем наш город полезен России?» (заводы,
промышленность).
VI тематический блок - «Экология города Саранска» (природа, ее
охрана).
По каждому блоку была намечена тематика занятий, последовательность ее предоставления детям, так сложились перспективно-тематические планы.
В основу разработок положены важнейшие стратегические принципы системы образования, требования СанПиНа, учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста, методические рекомендации. Все разработки были скорректированы с учетом ФГОС.
Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний.
Занятия по сарансковедению (ознакомлению дошкольников с родным городом) проводились 1 - 2 раза в месяц в средней группе на основе раздела «Социальный мир» программы «Детство», со старшей группы 1 раз в неделю. В настоящее время проводятся во второй половине дня в ходе совместной деятельности детей. Слайд№2 (брошюра+ наглядный материал)
Сегодня весь материал систематизирован в виде конспектов занятий для детей средней, старшей и подготовительной к школе групп и оформлен в отдельные папки соответствующего возрастной группе цвета (дизайн в виде мордовского флага).
Наибольший отклик у детей вызывает 3 блок, где идет знакомство с театрами, музеями, памятниками, парками, знаменитыми людьми Саранска, и конечно же большой интерес вызывает знакомство со святым образом праведного воина, адмирала Феодора Ушакова - защитника Отечества. Детям дается понять, что Ушаков был талантливым флотоводцем, он не проиграл ни одного сражения. Слайд№3 (фото с занятий)
Ф. Ф. Ушаков был очень добрым человеком, милосердным (правильным, отзывчивым). Он очень любил матросов, помогал всем нуждающимся. К нему часто обращались за помощью даже чужие люди. И всем он старался помочь: кормил, одевал, приобретал лекарства, давал ночлег, старался утешить и верил, что его Отечество еще прославится, и наступят лучшие времена. Феодор Федорович был богатым человеком, но все свои ценности он отдавал на благотворительность - желание помочь людям.
Ф. Ф. Ушаков был глубоко верующим человеком. Он часто посещал храм, молился и старался жить как христианин. За свою силу христианского духа, милосердие, самоотверженный подвиг, благотворительность, за служение Отечеству Феодор Ушаков был прославлен в лике праведных святых. В честь святого праведного воина Феодора построен величественный собор в г. Саранске. А рядом с ним установлен памятник Ушакову – адмиралу (рассматривание иллюстраций). Россия не забыла своего героя. Именем Ушакова названы военные корабли. В настоящее время плавает эсминец «Адмирал Ушаков», на котором служат ребята из Мордовии. А ещё есть орден Ушакова, которым награждают самых отважных моряков (показ иллюстраций с орденами). Слайд№4 (наглядный материал)
И нам нужно тоже стремиться прожить жизнь не напрасно, дарить людям свою заботу и любовь, трудиться на благо Отечества, а в трудное для Родины время уметь встать на ее защиту.
Такие рассказы вызывали у детей непосредственный интерес. В конце занятия всегда давались рекомендации сходить вместе с родителями к памятнику Ушакову, посетить Кафедральный собор, затем принести фотографии и рассказать о своих впечатлениях. Теперь у нас уже есть целый альбом с фотографиями. Слайд№5 (фото детей с родителями около памятника и собора)
Эти посещения не прошли бесследно. Один из наших выпускников стал ходить в Кафедральный собор регулярно, посещал Воскресную школу и в настоящее время является послушником. Слайд№6 (фотоСаши)
В нашем детском саду педагоги стараются создать все условия для духовно-нравственного воспитания детей. Так у нас выработана система целостного образовательного пространства на основе организации предметно-развивающей среды по формированию у детей с малых лет гражданско-патриотических чувств. В группах имеется уголок по патриотическому воспитанию, где дети могут самостоятельно рассмотреть книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, ознакомиться с символикой родного города, района, страны. Подобраны дидактические игры по воспитанию положительных качеств личности, конспекты занятий и развлечений, подборка стихов о России, Мордовии. А также здесь имеется тщательно подобранный наглядный материал о Ф. Ушакове и других известных людях Мордовии. Слайд№ 7 предметно-развив. среда
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе всегда обращаемся к игре
Поэтому и в сюжетно-ролевых,и на музыкальных занятиях, и на утренниках, и на физкультурных праздниках к Дню защитника Отечества всегда упоминается имя святого праведного воина адмирала Феодора Ушакова Слайд№ 8 матросский танец. игры
В системе нравственно-патриотического воспитания в ДОУ у нас налажена тесная связь с родителями. Уже несколько лет работает Семейный клуб «Ознакомление с родным городом», где одно занятие всегда посвящается Ф. Ф. Ушакову. Слайд №9 фотос родителями
Воспитательно-образовательный процесс по нравственно-патриотическому воспитанию эффективен, за счёт ведения в единое образовательное пространство взаимодействие с социальными институтами –с районной библиотекой, краеведческим музеем. Слайд10
Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят, на чьем примере его будут воспитывать. и здесь образ святого праведного воина адмирала Феодора Ушакова является благодатной основой для патриотического воспитания подрастающего поколения.