Елена Яфанова
Формирование деятельности в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем возрасте большое значение на развитие психики ребенка оказывает формирование деятельности в раннем детстве. К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью.
Исследования
С. Л. Новоселова выделяет 3 этапа
1. Предметные манипуляции детей (5 - 6 месяцев, которые превращаются в ориентировочные действия (7 -9 мес.)
2. К концу 1 года действия переходят в предметно-специфические – это действия, направленные на получение определенного результата.
3. Возникновение предметно-опосредованных действий, которые осуществляются орудийными операциями.
Публикация «Формирование деятельности в раннем возрасте» размещена в разделах
Формирование предметной деятельности тесно связано с изменением характера ориентировочной деятельности ребенка. На первых ступенях развития предметной деятельности предмет и действие тесно связаны между собой: ребенок выполняет усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен. Постепенно происходит отделение действия от предмета. По мере овладения предметом меняется ориентировка ребенка. Ориентировка типа «Что такое?» сменяется ориентировкой типа «Что с этим можно делать?»
П. Я. Гальперин выделяет:
1. Ручные действия, когда малыш действует предметом, как самой рукой.
2. Орудийные действия, когда предмет используется как орудие.
Ручные действия с одним и тем же предметом становятся орудийными.
При переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов действия с предметами происходит зарождение интеллектуальной деятельности – наглядно-действенного мышления в простейших формах. Предметная деятельность способствует развитию познавательных процессов. В действиях с предметами формируются способы восприятия, сенсомоторные эталоны. В процессе предметной деятельности активно развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Н. Х Швачкин, Д. Б. Эльконин, М. М. Кольцова выделили 3 основные ступени в развитии обобщений в возрасте от 1 до 2,5 лет:
1. Ранние наглядные обобщения, при которых предметы группируются по наиболее ярким, выделяющимся признакам, чаще всего цветовым; на этой стадии ребенок не владеет еще предметными действиями.
2. Ребенок объединяет зрительные и осязательные образы в единое представление – начинается выделение отдельных предметов. При этом все признаки предметов значимы – ребенок не отделяет основных, устойчивых признаков от вторичных, изменчивых.
Начинают формироваться общие понятии. Из всех признаков сопоставляемых предметов ребенок вычленяет наиболее существенные и постоянные. Это элементарная мыслительная операция, вначале она проявляется в различении, а затем в сравнении цветов, форм, величины, удаленности предметов.
Пути и причины возникновения игры
Сущность игры - это варьирование места, объекта, условий или способов действий, изменение функций предмета, одушевление его.
Причины возникновения. В процессе активного овладения предметной деятельностью у ребенка возникает противоречие между бурным развитием потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций – с другой.
Пути формирования. Игровые действия возникают путем наблюдения деятельности взрослых и переноса.
Два типа переносов:
- освоенное действие переносится в другие условия (научившись причесывать себя, ребенок начинает причесывать куклу);
- действие переносится на какие-то предметы – заместители реальных предметов (ребенок причесывает куклу не расческой, а деревянной палочкой).
Структура игры. В самом начале игра представляет собой элементарное действие с одним предметом. Действие может повторяться много раз, может производиться с различными игрушками, но действие не усложняется, строение его не меняется.
Следующая ступень – игры, состоящие из ряда различных элементарных действий, еще не связанных между собой, но которые когда-то раньше производились.
К концу раннего возраста можно наблюдать отдельные игры, отражающие цепочку действий.
В результате игровой деятельности формируется: инициативность, самостоятельность, общительность, эмоциональность, творчество, ориентировочно-исследовательское поведение
Варианты обыгрывания предметов
- Перенос предметов и любование ими (укладывает куклу на ковер, приносит зайчика, проговаривая: так, так.)
- Соединение предметов друг с другом (предмет помещает в коробочку, завязывает ленточку).
- Придание предмету необычного функционального значения (Это сумочка у тебя? …Ах, какая шляпа)
- Придание предмету ролевых значений (пуговицу везет на машине в гости).
- Одушевление предмета, словесное обращение к нему (куда ты покатился? Иди, иди, топ-топ).
- С помощью предмета развитие кожно-мышечных ощущений (предметом гладит по плечу, устанавливает на ноге).
Особенности игры
-Многофункциональное использование предмета подготовка к функции замещения.
-Речевые моменты придают игре сюжетные моменты
-Внутри предметной игры зарождается сюжетно-отобразительная.
Игровое отношение к предмету
-Повторяемость движений.
-Включение предмета в другой предмет.
-Использование предмета с разной целью.