наталья сергеева
Формирование диалогической речи со сверстниками у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему
Формирование диалогической речи со сверстниками у дошкольников
Учитель- логопед МБДОУ ЦРР д /с №1 «Чайка»
Сергеева Н. В.
г. Лобня
Речь – одна из главных показателей развития ребенка. При ее отсутствии или различных нарушениях можно заподозрить не только определенную речевую патологию, но и проблемы в интеллектуальном развитии ребенка.
Одни из наиболее высших форм овладения речью является монологическая и диалогическая речь.
Публикация «Формирование диалогической речи со сверстниками у дошкольников» размещена в разделах
В отличии от монолога, диалог может реализовываться только в коллективе. Овладение диалогической речью – это одна из наших главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка). Условия необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Только на опыте общения со взрослыми, дошкольник сможет перенести навыки диалога и на общение со сверстниками.
Чтобы вывести ребенка на правильный диалог, нужно обучить его соблюдению определенных правил:
- соблюдать очередность в диалоге
- выслушивать собеседника, не перебивая его
- поддерживать общую тему разговора, не отвлекаясь от нее.
- не говорить с полным ртом
- пользоваться различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями)
- говорить спокойно, доброжелательным тоном
Диалогическая речь используется в разных сферах речевой деятельности:
совместное рассказывание
инсценировки
игры-драматизации
сюжетно-ролевые игры
дидактические, словесные, подвижные игры
При нарушении составления диалога не всегда причиной является проблемы в лексико-грамматическом строе или скудности словаря, часто проблема еще заключается и в несформированности речевого выдоха, интонационной бедности.
Для развития правильного диалога нужно работать сразу в нескольких направлениях.
Начинать нужно с простого – развитие речевого выдоха. Для этого можно использовать различные игры – выдувание мыльных пузырей, игры со свистульками, ветродуями, пропевание гласных, слогов, многослоговых слов и коротких фраз.
Далее подключаем работу над интонационным окрашиванием речи - это проговаривание коротких фраз, скороговорок с разными интонациями – вопросительной, восклицательной, повествовательной:
От топота копыт пыль по полю летит.
От топота копыт пыль по полю летит?
От топота копыт пыль по полю летит!
Выделяя определенное слово в фразе:
От топота копыт пыль по полю летит.
От топота копыт пыль по полю летит. И т. д.
Постепенно усложняем, подключая игрушки и сюжетные картинки
(начиная с простых вопросов, постепенно уходя на второй план, делая ребенка ведущим в разговоре).
Очень хорошо учатся дети диалогу с опорой на картинку, особенно если к ней будет подобран стих, постепенно усложняя, выходя на уровень театрализации.
Когда дети уже без помощи взрослого могут по ролям рассказывать короткие стишки, переходите на сюжетно - ролевые игры. Очень хорошо отрабатывать диалог в таких играх как «Почта», «В магазине», «На приеме у врача», «В парикмахерской» и т. д.
У дошкольника ярко выражена потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. В период бурного речевого развития у маленького ребёнка развиваются своеобразные общие лингвистические способности, появляется чутье к языковым явлениям. Наша с вами главная задача использовать этот период продуктивно - помочь ребенку и создать такие условия для мотивации диалога.