Папки-передвижки

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) (2 фото)

Марина
Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы

1 часть

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)

Коррекционная программа включает в себя 7 этапов:

1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для игр – запрещение разговоров между детьми. Так исключается возможность возникновения ссор, споров, договоров и т. д. В играх вводится свой язык условных сигналов, которыми участники обмениваются для коммуникации.

Публикация «Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)» размещена в разделах

2 – этап. Внимание друг к другу. Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Многие дети настолько сосредоточены на себе и на своём «Я», что другие становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник, сколько его отношение к ним. Задачей данного этапа – отвлечь детей от такой фиксированности на собственном «Я» и сосредоточённости на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений.

3 – этап. Согласованность движений. Основная задача – научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Правила игр этого этапа – для достижения определённой цели, дети должны действовать с максимальной согласованностью. Такая согласованность способствует направлению внимания на другого, сплочённости действий и возникновению чувства общности.

4 – этап. Общие переживания. Игры направлены на переживание общих эмоций. Детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность.

5 – этап. Взаимопомощь в игре. Игры этого этапа требуют от детей сопереживания другому, дают им возможность помочь и поддержать сверстника.

6 – этап. Добрые слова и пожелания. Задача данного этапа – научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.

7 – этап. Помощь в совместной деятельности. Игры заключительного этапа предполагают различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности. Игры – задания на совместную деятельность проводятся только на заключительном этапе, когда между детьми уже установлены доброжелательные и неконфликтные отношения.

В нашей группе трое «проблемных» детей: Андрей – агрессивный ребёнок, Тимур – застенчивый, Дима – обидчивый.

В повседневной работе с детьми стараюсь доходчиво объяснять детям, что в играх допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение. Побуждаю детей искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно и внимательно по отношению друг к другу. Стараюсь научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь – следовать социальным нормам и правилам. Обращаю внимание детей на необходимость связывать между собой чувства и знание морали.

Постоянно обращаю внимание детей на соблюдение простых жизненных мудростей: 1. Взаимоотношения людей – большая ценность, и важно уметь их поддерживать, чтобы они не испортились.

2. Не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь.

3. Не обижай других.

4. Не нападай на других, когда тебе плохо.

Играя с детьми в игры из коррекционной программы, ввожу «проблемных» детей в игру через собственное общение с ними в паре, и лишь после того, как ребёнок увлекался игрой, переключаю его на игру с другими детьми.

Форма работы по коррекционной программе – специальные групповые игровые занятия, имеющие определённую структуру. Занятие начинается приветствием (например, воспитатель вытягивает руку, а дети подходят к нему и кладут свои ладошки на ладонь взрослого, образуя круг) и включает несколько игр, а завершается ритуалом прощания (например, дети встают в круг и прикладывают свои ладони к ладоням соседей). Заканчивать игры нужно в тот момент, когда видно, что дети устали, начинают отвлекаться, разбредаться по группе, отступают от правил игры. Необходимо собрать детей вокруг себя, сообщить, что игра закончена, предложить попрощаться.

В играх первого этапа: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы» и т. п. показала образцы игровых действий, обратила внимание на то, что все разговоры запрещены, общаться можно только с помощью условных сигналов, выразительных движений, мимики. Детям игра очень понравилась, они сами придумывали, как выразить то или иное действие. Дети обычные были очень активны, сами находили себе партнёров, чтобы выразить свои эмоции. Дети «проблемные» вели себя соответственно своим особенностям: Тимур стеснялся, стоял, опустив голову, не проявлял инициативы. Андрей наоборот, старался привлечь к себе внимание, он так натурально изображал зверей: вставал на четвереньки, громко рычал, разбивал образовавшиеся пары детей, толкал их и даже укусил Диму. Дима очень обиделся, расплакался, а дети стали его утешать. После этого инцидента я побеседовала с Андреем, вывела его из игры, предложив ему индивидуальную игру.

Во время проведения игр второго этапа к основной группе присоединились ещё дети. Игры «Общий круг», «Зеркало» и др. очень понравились детям. Не смотря на то, что я показывала возможные варианты приветствия детей (подходила к каждому, глядела в глаза, улыбалась, кивала головой, сами дети вспомнили и использовали движения, жесты и мимику из игры «Жизнь в лесу» (обнимали друг друга, клали голову на плечо и т. п.). Тимур подходил к детям, опустив голову, в глаза не глядел, не улыбался, а только застенчиво кивал головой.

Андрей каждого проходящего мимо ребёнка дергал за одежду, подставлял подножку.

Дима расплакался, объяснив это тем, что все приветствия, которые он задумал и хотел показать, другие дети уже применили.

Фото №1 Коррекционная программа включает в себя этапов этап

Игры третьего этапа «Путаница», «Сороконожка», «Змейка», «На тропинке» детям так понравились, что они сами захотели быть ведущими по очереди. В играх дети были эмоциональны, давали чёткие разъяснения – задания, искренне радовались, когда движения всех детей всё быстро и согласованно выполнялись.

Тимур в этих играх стал чувствовать себя увереннее, начал общаться с детьми, сказал, что игры ему очень понравились.

Андрей как всегда не мог себя сдерживать, мешал детям выполнять задания, но когда был сам ведущим, стал вдруг внимательным, даже поддерживал девочек, когда им надо было выполнять задания с закрытыми глазами.

Дима нервничал, расстраивался, когда ему не удавалось доступно и понятно объяснить задание детям, а его друг Андрей начинал его перебивать и за него объяснять.

В играх четвёртого этапа «Скалолазы» (Обнималки, «Шторм», «Мышата в мышеловке» дети переживали сближавшие их общие и одинаковые чувства. В первой игре детям не удалось уместиться в одном круге (у кого – то повисла нога в воздухе, пришлось стоять на одной ноге, кто - то падал).

Тимур вышел из игры, сказав, что такая игра ему не понравилась.

Андрей же старался помочь тем, кто не поместился в кругу, а когда сам стал ведущим, придумывал интересные ситуации, чётко давал указания.

Игры пятого этапа «Гномики», «Старенькая бабушка» и т. п. очень понравились детям. Все дети в группе по натуре добрые и внимательные. Они очень любят помогать, чувствуют себя при этом взрослыми и сильными. Они любят играть с малышами, помогают им одеваться на прогулку, мастерят для них игрушки – забавы из бумаги (вертушки для ветра, кораблики, маски). Во время игр дети были внимательны друг к другу, искренне переживали за товарищей, с радостью приходили им на помощь.

Тимур в игре «Старенькая бабушка» забыл о своей стеснительности и рассказал о том, как он любит свою бабушку и помогает ей.

Дима во время игры «Гномики» не обиделся и не расплакался, когда оказалось, что ему достался колокольчик без звучания, а только удивлённо его рассматривал и пожимал плечами. Многие дети предложили загадать Диме желание под звон их колокольчиков.

Андрей одним из первых предложил Диме свой колокольчик, что вызвало одобрение всех детей и благодарность Димы.

Игры шестого этапа «Праздник вежливости», «Конкурс хвастунов», «Я бы хотел быть таким же, как ты» проходили уже в более спокойной и дружелюбной обстановке. «Проблемные» дети и остальные с огромным удовольствием делали своим сверстникам комплементы, говорили свои пожелания, радовались вместе со сверстниками.

Тимур, немного стесняясь, старался сказать о своём друге самые добрые слова.

Дима стал менее плаксивым, обидчивым, что заметили дети всей группы.

Андрей с каждым этапом становился спокойнее, уже не обижал детей, не дергал их, не мешал, а спокойно дожидался своего времени для выражения в словах своего отношения к друзьям.

Игры седьмого этапа «Закончи рисунок», «Мастер и подмастерья» особенно понравились детям, где им пришлось принимать планы и замыслы другого, оказывать взаимопомощь, радоваться общему успеху и успеху друзей. Дети радовались, когда в игре «Закончи рисунок» им удалось угадать замысел друга и рисунки получились интересные. «Проблемные» дети ни чем в своем поведении не отличались от других.

В начале коррекционной работы предлагала детям игры сама. На протяжении всего периода замечала, что чем больше играю с детьми, тем чаще они просят провести какие – то определённые, особенно понравившиеся игры, которые казались необходимыми именно в данный момент. Физические контакты с другими детьми, ласковые прикосновения, близость сверстников давали детям ощущение тепла, безопасности и общности с другими, ослабляли защитные барьеры и направляли внимание ребёнка на другого.

Дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих «проблемных» детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх.

Публикации по теме:

Мои статьи на МAAAM. День воспитателя. Сценарий развлечения «Неразлучные друзья» 16 сентября 2011 Праздник «Вот и закончилось лето!». 19 августа 2011 Праздник.

Силуэтное вырезание (часть 4)Силуэтное вырезание (часть 4) часть 1 часть 2 часть 3 История силуэтного вырезания идет из глубины веков. тогда появилась первая бумага. Люди хотели украсить свое жилище.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)
Опубликовано: 18 января 2015 в 17:19
+95Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)» (включая файлы) размещена пользователем Марина (УИ 234516) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД