Папки-передвижки

Формирование духовно-нравственной личности посредством внедрения программы «Социокультурные истоки»

Наталья Бубенчикова
Формирование духовно-нравственной личности посредством внедрения программы «Социокультурные истоки»

СЛАЙД-1, 2.

«… Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир,

не думая извлекать из него пользу, …

прежде всего и больше всего любуясь им

радуясь тому прекрасному,

что в нем находится» (В. В. Зеньковский).

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.

Публикация «Формирование духовно-нравственной личности посредством внедрения программы „Социокультурные истоки“» размещена в разделах

Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. А дошкольный возраст — это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. А мы, как педагоги дошкольного образования, хорошо понимаем, что «делает человека человеком именно воспитание». В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится одним из приоритетных направлений развития образования и российского общества в целом. Данная проблема отражена и в задачах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Новые социальные ориентиры, характерные для нашего общества, обусловили необходимость внесения таких изменений в образовательный процесс дошкольников, который бы предусматривал создание условий для освоения детьми опыта предшествующих поколений, основанного на патриотизме, духовности и нравственности. Как вы знаете, на итоговом педагогическом совете было принято решение о внедрении в работу с детьми программы «Социокультурные истоки».

Так как в нашей группе только начата работа с детьми по использованию программы «Социокультурные истоки» я кратко познакомлю с задачами программы и методами их решений.

СЛАЙД-3

Итак, Программа успешно решает задачу Стандарта по объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее программа успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций, так как программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур.

Программа внесена в рабочую учебную программу нашей группы (группа детей младшего дошкольного возраста) в раздел Социально-коммуникативное развитие.

СЛАЙД -4

Главными целями программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования являются:

--Первичное приобщение детей, их родителей, педагогов к непреходящим духовно- нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества;

---Организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспитания в семье и дошкольной организации, формирование педагогической позиции родителей;

---Формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получать значимые социокультурные результаты, создание условий для первичной социализации ребёнка в окружающем мире.

Основная задача программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период- формирование духовно- нравственной основы личности. А также присоединение ребёнка и его родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России.

Рассмотрим, как решаются задачи ФГОС дошкольного образования при реализации программы «Социокультурные истоки».

СЛАЙД-5

1задача: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия решается на основе следующих отличительных особенностей программы «Социокультурные истоки» :

-- Учёт возрастной периодизации, физических и психических особенностей развития детей 3-8 лет;

--Использование в работе с детьми нового вида образовательного инструментария – серия книг для развития и альбомов для рисования, обеспечивающих эмоционально-образное восприятие духовно-нравственного смысла осваиваемых категорий и ценностей;

--Использование системы здоровьесберегающих активных занятий - работа в паре, работа в четвёрке, работа в микрогруппе с использованием развивающих педагогических технологий;

--Создание педагогом в группе комфортно- доброжелательной атмосферы сотрудничества и взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений, отсутствие отрицательных оценок по отношению к детям и взрослым;

--Развитие у дошкольников психических функций восприятия, мышления, чувствования, мотивации на совершение добрых дел, на совместное достижение результатов;

--Формирование у детей и их родителей системы жизненно важных ценностей, в том числе ценностного отношения к своему физическому состоянию, выражающемуся в осознанной потребности в здоровом образе жизни, необходимой двигательной активности и содержания своего тела в чистоте;

--Гармоничное развитие ребёнка через использование в образовательной деятельности народных игр, хороводов, песен, изобразительного творчества, обладающих развивающим и оздоровительным эффектом.

СЛАЙД-6

2 задача: Задача обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (т. е. преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

Единство линий преемственности программ Школы и дошкольной организации определяется:

--Согласованностью целей и задач;

--Единой системой категорий и ценностей;

--Активным методом развития и воспитания;

--Едиными педагогическими технологиями;

--Преемственностью образовательного инструментария;

--Участием в воспитательной программе родителей;

--Ориентацией на социально значимые результаты.

Таким образом обеспечивается непрерывность процесса воспитания и развития в дошкольной Организации и Школе, осуществляется выход на новое понимание качества образования.

СЛАЙД-7

3 задача создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В программе «Социокультурные истоки» субъектами образовательного процесса являются педагог, ребёнок и его родители.

В образовательном Стандарте дошкольного образования среди ведущих принципов взаимодействия (п. 1.4 «Основные принципы дошкольного образования», раздел «Общие положения») определён принцип «сотрудничества Организации с семьёй».

По взаимодействию дошкольной Организации и Семьи программы «Социокультурные истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» решает следующие задачи:

--Объединение усилий дошкольной Организации и Семьи с целью формирования у детей системы духовно- нравственных и социокультурных ценностей;

--Обеспечение психолого –педагогической поддержки Семьи и повышение компетентности родителей в социокультурном и духовно-нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста;

--Обеспечение родителей социокультурным инструментарием способствующим формированию духовно- нравственной основы личности ребёнка.

Взаимодействие и сотрудничество с родителями осуществляется в различных формах работы.

СЛАЙД-8

Темы бесед с родителями представлен на слайде.

Назову некоторые из них.

СЛАЙД-9

Программа работы с родителями в контексте Истоковедения имеет организационно-методическое сопровождение, которое полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Оно включает систему мероприятий НОД с родителями по программе «Моя семья», систему итоговых интегрированных мероприятий в НОД с детьми по программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования», в которых активное участие принимают родители. Самое главное, разработан и эффективно апробирован уникальный инструментарий для совместной работы родителей с детьми — комплект книг для развития детей 3-8 лет, в котором представлены русские народные сказки, лучшие образцы классической литературы (произведения А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина и др.). Задания после текстов способствуют более глубокому осмыслению произведений в соответствии с осваиваемой системой социокультурных ценностей. Народные игры, песенки, потешки, поговорки, пословицы, помещенные в книгах для развития, являются составной частью традиции нашего народа, т. е. его духовного потенциала, формировавшегося на протяжении длительного времени.

СЛАЙДЫ-11-16

Программа «Социокультурные истоки» рассчитана на 4 года развития детей с 3-7 лет. К ней разработан следующий инструментарий:

---программа для дошкольного образования;

---планы итоговых занятий с детьми 3-7 лет;

--методическое пособие «Активные формы обучения»;

--система активных занятий с родителями и методические рекомендации к их использованию;

---комплект книг для развития детей 3-4, 4-5, 5-6,и 6-7 лет;

--методические рекомендации к книгам.

Серия книг соответствует структуре и содержанию программы «Социокультурные истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Они подготовлены в соответствии с осваиваемыми темами (Слово, Образ, Книга; Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души; Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; Традиции Слова, Образа, дела и праздника).

СЛАЙД-17

Задачи, которые реализуются в процессе освоения книг для развития:

---Формирование и закрепление знаний детей об основных нравственных понятиях программы (Доброе слово, Добрые дела, Добрые друзья, Напутственное слово, Радость послушания, Семейные традиции и т. д.).

---Формирование эмоционально – образного восприятия ближней и дальней среды (Почему мир называется добрым? Какими словами можно раскрыть образ мамы? Солнца? Сказочного леса).

--- Формирование личностного отношения к окружающему миру и духовно- нравственное развитие ребенка (Кого можно называть верным другом? За что мы благодарны защитникам земли Русской? Какие добрые слова помогают в жизни).

В методическом пособии рассмотрена интеграция образовательных областей Стандарта (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

В практической части пособия представлены программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании», комментарии, планы итоговых занятий и методические рекомендации по работе с детьми и родителями в контексте Истоковедения, программа «Моя семья». Довольно широко рассматриваются особенности и подходы к социализации ребенка-дошкольника в процессе реализации программы «Социокультурные истоки» в соответствии с ФГОС.

В программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования:

---Заложено оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм совместной деятельности детей и взрослых (в том числе родителей);

--Программа выстроена с учётом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности;

--Программа предусматривает, учитывает возможность индивидуального подхода к ребёнку, работу с разными подгруппами детей, находящимися на разном уровне развития, их возрастные особенности;

--Программа обеспечивает оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления.

Результатами реализации программы будут являться :

--Первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;

--Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать своё мнение, договариваться, приходить к согласию и т. д.);

--Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результаты);

--Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объёма высказываний);

--Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);

--Создание предпосылок для успешной адаптации ребёнка к начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

Для определения результатов освоения программы разработан следующий инструментарий

СЛАЙД-18

Таким образом, данный материал по решению задач ФГОС дошкольного образования показывает направленность Истоков на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Доброе слово». Конспект ОД с детьми второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки» Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №6 «Василёк» г. Сургут Тюменской области Боневич Татьяна Николаевна.

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников по программе «Социокультурные истоки» через проектную деятельность "Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников по программе "Социокультурные истоки" через проектную деятельность". Котельникова.

Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством использования ЭОР На современном этапе развития общества образовательные электронные ресурсы являются неотъемлемой частью жизни общества и образования человека.

Фотоотчет. «Формирование экологической культуры в личности дошкольников, посредством приобщения к природе родного края»Фотоотчет. «Формирование экологической культуры в личности дошкольников, посредством приобщения к природе родного края» Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно быть подвергнуто «регионализму». То есть в экологическом образовании стоит больше.

Из опыта работы «Новые нетрадиционные формы работы с родителями по программе «Социокультурные истоки» Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества.

Конспект НОД по духовно-нравственной культуре «Сотворение мира»                                                   Цель: дать детям элементарное представление о Боге как Творце всего существующего; показать, как прекрасно создана наша Земля.  Задачи:.

Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки» для детей средней группы «Сказочный лес» Конспект занятия по программе «Истоки» для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Сказочный лес». Цель: воспитывать умение слушать своих.

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в группе младшего возраста «Моя любимая книга» План-конспект занятия по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»в группе младшего возраста (3-4 года)на тему «Моя любимая.

НОД по программе «Социокультурные истоки» во второй младшей группеНОД по программе «Социокультурные истоки» во второй младшей группе Тема осваиваемой социокультурной категории : Слово. Тема НОД : «Доброе слово». Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Учебно-тематический план работы по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе (5–6 лет) Предлагаю Вашему вниманию примерный учебно–тематический план работы по программе социокультурные истоки в старшей группе (5-6.

Автор публикации:
Формирование духовно-нравственной личности посредством внедрения программы «Социокультурные истоки»
Опубликовано: 27 января 2017 в 21:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД