Папки-передвижки

Формирование фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Юлия Ермакова
Формирование фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование фонематического слуха

детей старшего дошкольного возраста

посредством дидактических игр и упражнений

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно произносить все звуковые единицы родного языка, поэтому важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является уровень их речевого развития. Сначала ребенок осваивает звуковую речь, на основе которой позже развиваются лексическая, грамматическая, а затем и связная речь.

Публикация «Формирование фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений» размещена в разделах

В развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придается формированию фонематического слуха.

Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка. Фонематический слух — это способность дифференцировать звуки речи. Фонематический слух опережает в своем развитии самостоятельную речь ребенка и является фактором, благодаря которому неправильное произношение доводится до нормы. Без полноценного фонематического слуха ребенок не овладеет чистым звукопроизношением.

Исследователи детской речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельткжов, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка—миска).

Первичного фонематического слуха, достаточно для повседневного общения, но недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е, производить анализ звуковой стороны слова. Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.

Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно, а формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Первичный фонематический слух становится предпосылкой для более высоких его форм.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом не могут определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов на заданный звук, медленно читают, допускают ошибки при письме.

Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются, в овладении навыками чтения и письма. Речь с дефектами произношения затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Формирование фонематического слуха осуществляется в условиях детского сада в двух формах : в форме обучения на занятиях и воспитания всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.

Основными средствами по формированию фонематического слуха детей дошкольного возраста являются : словесные игры, игры-драматизации, игровые упражнения с речевым материалом (чистоговорками, скороговорками, потешками, считалочками, рассказами, стихами, игровыми сценками). Но мы считаем, что наиболее эффективными и действенным средством являются дидактические игры и упражнения. Дидактические игры и упражнения входят в целостный педагогический процесс, занимают ведущее место в формировании фонематического слуха детей, а так же являются средством всестороннего гармонического воспитания и развития личности ребенка. В дидактической игре познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. Повторность действий в дидактической игре способствует формированию навыков и умений.

Разработкой дидактических игр по формированию фонематического слуха занимались : Ф. А. Сохин, Г. А. Тумакова, М Ф. Фомичева, А. С. Фельдберг, В. В. Гербова, Г. С. Швайко, А. И. Максаков и др.

Эффективность дидактических игр и упражнений зависит от условий их проведения:

1. Достаточное количество разнообразных дидактических игр, упражнений, методик их использования.

2. Народные игрушки, картинки, технические средства.

3. Наличие группового пространства, переносимых ширмочек, маленьких ковриков.

Несмотря на работу по данному направлению результаты у детей отличаются неустойчивостью. Дети допускают ошибки при определении первого звука в слове, слабо дифференцируют звуки [з], [с], [ш], [ж].

Констатирующий этап эксперимента показал, что основное количество детей не умеют определять звуки [а], [у], [и], [о], [к], [г], [с], [з], [ш], [ж] в слове на слух; дифференцировать звуки [з], [с], [ш], [ж], [к], [г]; выбирать из двух картинок одну, в названии которой есть заданный звук [з], [с], [ш], [ж], [к], [г].

Отсюда вытекает цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить перспективность разработанной серии дидактических игр и упражнений, направленных на формирование фонетического слуха детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Альбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаАльбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. Дидактические игры, также как.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Опубликовано: 28 октября 2021 в 22:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ермакова (УИ 2321244) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД