Юлия Ермакова
Формирование фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование фонематического слуха
детей старшего дошкольного возраста
посредством дидактических игр и упражнений
Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно произносить все звуковые единицы родного языка, поэтому важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является уровень их речевого развития. Сначала ребенок осваивает звуковую речь, на основе которой позже развиваются лексическая, грамматическая, а затем и связная речь.
Публикация «Формирование фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений» размещена в разделах
В развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придается формированию фонематического слуха.
Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка. Фонематический слух — это способность дифференцировать звуки речи. Фонематический слух опережает в своем развитии самостоятельную речь ребенка и является фактором, благодаря которому неправильное произношение доводится до нормы. Без полноценного фонематического слуха ребенок не овладеет чистым звукопроизношением.
Исследователи детской речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельткжов, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка—миска).
Первичного фонематического слуха, достаточно для повседневного общения, но недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е, производить анализ звуковой стороны слова. Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.
Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно, а формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Первичный фонематический слух становится предпосылкой для более высоких его форм.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом не могут определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов на заданный звук, медленно читают, допускают ошибки при письме.
Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются, в овладении навыками чтения и письма. Речь с дефектами произношения затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.
Формирование фонематического слуха осуществляется в условиях детского сада в двух формах : в форме обучения на занятиях и воспитания всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.
Основными средствами по формированию фонематического слуха детей дошкольного возраста являются : словесные игры, игры-драматизации, игровые упражнения с речевым материалом (чистоговорками, скороговорками, потешками, считалочками, рассказами, стихами, игровыми сценками). Но мы считаем, что наиболее эффективными и действенным средством являются дидактические игры и упражнения. Дидактические игры и упражнения входят в целостный педагогический процесс, занимают ведущее место в формировании фонематического слуха детей, а так же являются средством всестороннего гармонического воспитания и развития личности ребенка. В дидактической игре познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. Повторность действий в дидактической игре способствует формированию навыков и умений.
Разработкой дидактических игр по формированию фонематического слуха занимались : Ф. А. Сохин, Г. А. Тумакова, М Ф. Фомичева, А. С. Фельдберг, В. В. Гербова, Г. С. Швайко, А. И. Максаков и др.
Эффективность дидактических игр и упражнений зависит от условий их проведения:
1. Достаточное количество разнообразных дидактических игр, упражнений, методик их использования.
2. Народные игрушки, картинки, технические средства.
3. Наличие группового пространства, переносимых ширмочек, маленьких ковриков.
Несмотря на работу по данному направлению результаты у детей отличаются неустойчивостью. Дети допускают ошибки при определении первого звука в слове, слабо дифференцируют звуки [з], [с], [ш], [ж].
Констатирующий этап эксперимента показал, что основное количество детей не умеют определять звуки [а], [у], [и], [о], [к], [г], [с], [з], [ш], [ж] в слове на слух; дифференцировать звуки [з], [с], [ш], [ж], [к], [г]; выбирать из двух картинок одну, в названии которой есть заданный звук [з], [с], [ш], [ж], [к], [г].
Отсюда вытекает цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить перспективность разработанной серии дидактических игр и упражнений, направленных на формирование фонетического слуха детей дошкольного возраста.