Лучший педагог года

Формирование фонематического восприятия у дошкольников 5–7 лет. Гласные звуки

Косыгина Ольга Анатольевна
Формирование фонематического восприятия у дошкольников 5–7 лет. Гласные звуки

Воспитатели знают, что в настоящее время в каждой группе много детей с нарушениями речи. Одни из них сложные, нуждающиеся в коррекционной работе учителя – логопеда, встречаются у детей с ОНР разного уровня, дизартрией, ринолалией, сложной дислалией. Другие дети, которых большинство, имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи, когда наряду с нарушением произношения неразвито фонематическое восприятие.

Публикация «Формирование фонематического восприятия у дошкольников 5–7 лет, Гласные звуки» размещена в разделах

Фонематическое восприятие - это более тонкий, чем физический, систематизированный слух, специальные умственные действия, позволяющие опознавать и различать фонемы родного языка. Являясь частью физиологического слуха, он направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека в упорядоченном виде — в «решетке фонем».

Такие дети не узнают заданный звук в потоке звуков, в слоге, в словах. Они не могут повторить слоги или слова с оппозиционными согласными (ПА-БА, ГА-КА) уподобляя их, не различают звуки по мягкости-твердости (МА-МЯ). Им трудно назвать слова, найти картинки, выбрать предметы на заданный звук. В лучшем случае, они выбирают 1-2 предмета на заданный звук в начале слова. В старшем возрасте этим детям недоступен звуковой анализ слов даже на элементарном уровне, когда им предлагают назвать первый или последний звук в слове. Такое задание ставит ребенка в тупик, потому что ему не знакомо даже понятие «звук».

С понятием «звук» малыши должны были познакомиться на этапе узнавания неречевых звуков.

Далее идет этап формирования и развития фонематического восприятия.

Он начинается с того, что дети реагируют на правильное или неправильное звучание слова: хлопают в ладоши, если слово сказано правильно и грозят пальчиком, если оно искажено. Например: улитка-вулитка-уритка-улитка-уликта-люлитка и т. п.

Далее, дети вслушиваются в слова одинаковые (Таня-Таня, разные (Таня- Марина) и похожие (Таня-Ваня). Некоторое время дошкольники вместе со взрослыми играют в рифмовки: слушают, подбирают картинки, заканчивают стишки, сочиняют их. Все эти игры формируют слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Знакомство детей с каждым звуком начинается с гласных : А-У-И-О-Ы.

Почему?

• Их хорошо слышно, т. е. они формируют фонематическое восприятие, без которого ребенок не будет чисто и грамотно говорить.

• Они тянутся, поются, а это поможет развитию голоса. Дети ощущают вибрацию голосовых связок, учатся управлять силой голоса.

Гласные звуки – это основа слова, его база, форма. На гласных звуках держится структура слова, т. к. сколько в слове гласных - столько и слогов. Поскольку у детей часто структура слова нарушена в разной степени, то слышать гласные звуки в словах им просто необходимо.

• У гласных звуков легкая, узнаваемая артикуляция, которую дети легко воспроизводят, узнают звук по губам.

Дошкольники знакомятся с гласными А, У, И, О, Ы. Йотированные звуки ждут их в школе.

• Желательно провести дифференциацию звуков О – У, И – Ы, т. к. звучание и артикуляция этих звуков похожи.

Алгоритм знакомства с гласным звуком :

• Обращаем внимание на артикуляцию звука : А - рот широко открыт (Бегемотик, У- губы вытянуты (Слоник, И – губы в улыбке (Лягушка, О- губы колесом, Ы- губы в улыбке, нижняя челюсть немного выступает вперед. Пусть при этом дети посмотрят на себя в зеркало, друг на друга, на символ звука.

• При этом расскажем малышам, что язык ничего не делает, не мешается, просто лежит внизу у зубов или немного оттянут назад.

• Знакомим детей с голосовыми связками. Во время произнесения любого гласного звука прикладываем тыльную сторону ладони к горлу и ощущаем дрожание, вибрацию в горле. Объясняем, что там живет голосок, он работает в данный момент и поэтому звук очень громкий.

• Детям очень нравятся голосовые упражнения на гласных звуках. Можно предложить попеть звуки тихо – громко, высоко - низко, сильно-слабо.

Гласные звуки надо потянуть, попеть (имитация наматывания клубочка, растягивание резинки).

Детям с тихим и слабым голосом рекомендуется петь гласные и их сочетания с поворотом головы вправо-влево и движениями вверх-вниз.

Гласные звуки помогают развить выразительность речи. Взрослый произносит один и тот же звук с изменением характера, тембра, эмоциональной окраски, а потом просит ребенка воспроизвести образец. Например: А – поет певица, А- показываем горло врачу, А – плачет, кричит девочка, А- укачиваем малыша, А- укололись. Аналогично с другими звуками, причем дети сами подскажут варианты и возможные ситуации, когда данный звук произносят люди.

• Выбираем гласный звук, который произносится только под ударением и четко слышен (Аня, дАй, лисА, Осень, теплО, тОчка, Умник, идУ, дУй и т. п.)

• Предлагая детям речевой материал, надо помнить, что надо развивать не только номинативный словарь (предметы, но и предикативный (глаголы) и атрибутивный (прилагательные). Даже если ребенок не может назвать сам данное трудное слово, то педагог его называет, с целью развития слухового восприятия и развития пассивного словаря ребенка. Малыш в данном случае определяет наличие в слове заданного звука.

• Вводится символ гласного звука – красный квадрат (кружок) или картинка. В подготовительной группе предлагается буква.

Задания и упражнения с гласными звуками :

• Поднять символ (хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, топнуть, если услышишь звук А (У, И, О, Ы) в слове.

• Положить столько кружочков, сколько раз вы услышали звук У.

• Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

• Произнести звук О столько раз, сколько раз хлопнули в ладоши;

• Пение серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом : А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

• Те же задания с выделением ударного звука : АУА, АУА, АУА; Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

• Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом : А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

• Выложить схему звукосочетаний квадратиками красного цвета с последующим его анализом. Сколько звуков слышал? Какой первый? Какой второй? Третий? Назови первый звук. Назови последний звук.

На базе гласных звуков отрабатываются такие понятия, как начало, конец и середина (слова).

• Назови первый звук в словах : аптека, улица, имя, ива, облако, азбука, узел, Игорь…

• При знакомстве со звуком И, взрослый предлагает игру «Один-много» : нужно назвать множество предметов и определить, выделить голосом звук в коне слова. Например: мак – маки, конь – кони, бак – баки, муха – мухи, нога - ноги, ветка – ветки, сумка – сумки, собака – собаки, маска – маски, каска – каски, петух – петухи, банка – банки, мяч – мячи и т. п.

• Назови последний звук в словах : лиса, иди, бегу, лицо, весы, давно, игра, весна…

• Называем (тянем, поем, выделяем голосом) звук в середине слова в коротких словах: дай, стой, дуй, сын, лис, писк, звук, нос, сок, мак и т. п.

• Дети учатся определять первый звук в слове, выкладывать символ или записывать звук буквой на схеме. Например:

Аист - _А___ Удочка - _У___ Игрушки - _И.

• Можно записать буквой последний звук в слове :

Огни - ___И_ Очки - ___И_

Хочу - ___У_ Сова - ___А_

• Назови 5 слов со звуком А (У, И,О, Ы).

Так, дети учатся вслушиваться в слова, сравнивать, анализировать. У них формируется и развивается фонематическое восприятие, слух, внимание, память.

Публикации по теме:

Формирование фонематического восприятия Подготовка детей к обучению грамоте проводится в тесном взаимодействии с развитием фонематического восприятия - умений узнавать любой заданный.

Формирование навыка фонетико-фонематического восприятия «Гуси» Формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в различении и узнавании лексических единиц со звуком «г».

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру.

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ I. Подготовительный этап работы РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ,.

Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия 1. Игры на развитие слухового внимания «Узнай по звуку» Цель. Развитие слухового внимания, фразовой речи. Оборудование: ширма, различные.

Консультация «Дидактическая игра как средство коррекции нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников» Усвоение программного материала по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от правильного выбора метода обучения. При.

Консультация «Дидактическая игра как средство коррекции нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников» Усвоение программного материала по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от правильного выбора метода обучения. При.

Консультация для воспитателей на тему: Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста Цель мероприятия:повышение уровня теоретической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по.

Педагогическая копилка. Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников I. Подготовительный этап работы РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы.

Семинар-практикум «Формирование фонематического восприятия» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинский детский сад №2» Семинар-практикум для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование фонематического восприятия у дошкольников 5–7 лет. Гласные звуки
Опубликовано: 23 мая 2019 в 20:27
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД