Папки-передвижки

Формирование функциональной грамотности при изучении творчества Михаила Шиханова на уроках бурятского языка

дагбаева соелма
Формирование функциональной грамотности при изучении творчества Михаила Шиханова на уроках бурятского языка
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе школьного образования актуальным вопросом является формирование функциональной грамотности. Функциональная грамотность-это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. [1] Или, другими словами, - это способность использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Публикация «Формирование функциональной грамотности при изучении творчества Михаила Шиханова на уроках бурятского языка» размещена в разделах

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Развитие читательской грамотности, как основного, базового навыка функциональной грамотности, не мыслимо без обращения к богатому наследию национальной литературы. Национальная бурятская литература, которая является неотъемлемой частью Литературы Сибири, с её уникальной картиной мира, не должна оставаться недоступной, а должна широко внедряться в школьное образование. Учитель, при умелом подходе к этому вопросу, может найти место для изучения национальной литературы на уроках родной литературы. Но практика показывает, что замечательные произведения нашей литературы Бурятии всё же остаются неизученными.

К богатому наследию бурятской литературы можно обращаться, планируя кружковые занятия, воспитательные мероприятия, уроки внеклассного чтения. К примеру, при проведении традиционных народных праздников, можно обращаться к народным традициям, описанных в рассказах Маннаникова П. В, планируя уроки о Байкале - к миниатюрам Ольги Серовой и т. д.

В качестве примера хочу представить разработанные мной задания, используемые при изучении рассказа Михаила Шиханова «Хлебные карточки». Задания разработаны к уроку внеклассного чтения, посвященного 75-летию Великой Победы в ВОВ. В процессе выполнения учащимся предстояло встретиться с несколькими проблемными ситуациями - вопросы, на которые они не знают ответа, что побуждало к изучению произведений других писателей, художников. Задания построены на основе анализа художественного текста произведения «Хлебные карточки».

Задания по рассказу Михаила Шиханова «Хлебные карточки».

1. Ознакомьтесь со значениями слова КАРТОЧКА в Толковом словаре русского языка Ушакова, какое из этих значений использует автор в своем рассказе. Выберете один верный вариант. [1]

1. Фотографический снимок небольшого размера; то же, что фотографическая карточка. Уезжая, подарил мне на память свою карточку.

2. Небольшой картонный Листок четырехугольной формы с напечатанными на нем именем и фамилией кого-н. ; то же, что визитная карточка (см. визитный; разг. дореволюц. и загр.). Не застав знакомых дома, оставить свою карточку.

3. Удостоверение в виде небольшого картонного листка, билета (разг.). Членская карточка. Корреспондентская карточка.

4. Бланк с отрезными купонами для получения служебных пайков, нормированных продуктов или товаров (нов. офиц.). Хлебная карточка. Продовольственная карточка. Сахар по карточкам.

5. Листок с написанным на нем меню в столовой, ресторане (разг.). Дайте карточку, посмотрим, что у вас нынче на второе.

6. Прямоугольный бумажный лист, как элемент картотеки (спец.). При составлении словаря каждое слово писалось на отдельной карточке. Каталожная карточка

2. Подтвердите цитатами из текста, что мальчишки - это ваши сверстники, но все же их речь и поступки насквозь пронизаны мировоззрением поколения послевоенной «безотцовщины», по образному выражению Ю. Визбора, «на войну опоздавшей юности».

Камушками мы играем, когда караулим очередь за хлебом. Сидим около магазина и забавляемся. Далеко отходить нельзя, а то начнут пересчитываться в очереди, а тебя нет, вот и выпадешь из очереди, как камушек с рук. А выпасть никак нельзя, ведь мама ночью, когда магазин был, понятно, закрыт, стояла в очереди, ей на руке химическим карандашом написали, в каком она десятке и какая по счету в этом, десятке. За ночь люди несколько раз пересчитывались. Кто уйдет вздремнуть, пусть сам на себя пеняет. На рассвете маме дали бирочку с номером. Она подняла меня с постели, сунула в кулак эту самую бирку из картона и отправила в еще закрытый магазин. Нет, нельзя потерять мамину очередь, никак нельзя, иначе без хлеба останешься. Вот и торчишь возле магазина с хлебными карточками и биркой на очередь. А вдруг снова начнут пересчитываться?

Мы играли камушками. Сколько я щелчков Ильке поставил, сколько он мне – неизвестно, ведь мы с ним умеем считать только до десяти.

3. «И точно – из-за угла вывернула знакомая всему городу синяя деревянная повозка, которую тащил знаменитый Сивка-бурка - сухой, одноглазый конь с волдырями на шее». Выделите слова, которые относятся к характеристике коня.

Почему в рассказе автор использует для характеристики коня именно эти выражения? Ответьте на этот вопрос используя стихотворение М. Шиханова «Гнедуха».

В сорок пятом все это было…

Вспоминаю я, вспоминаю…

В нашей школе была кобыла

вислоухая и гнедая.

Говорили, – ее не троньте,

чтобы уши не оторвала.

Говорили, – была на фронте,

у Доватора воевала.

Мы ценили ее заслуги

и характер крутой прощали.

Были мы ей друзья и слуги –

хлебом, сахаром угощали:

пусть растет у Гнедухи сила,

пусть не будет заметно ребер.

(В школу воду она возила

В бочке ровно на тридцать ведер. …

4. Как вы понимаете строки: «Говорили, – была на фронте, у Доватора воевала»? Чтобы дать ответ, ознакомьтесь с воспоминанием о войне нашего земляка, бойца-кавалериста Манзырева Василия Васильевича.

«Принадлежу к коренным жителям баунтовской тайги. Начинал я службу на Дальнем Востоке, затем нашу часть перебросили на западные рубежи страны, где попал во 2-й кавалерийский корпус Доватора. Кавалеристы грудью заслонили Москву.

Долгий путь был к Победе над врагом. Корпус прошел с боями 12700 км., участвуя в разгроме немцев под Москвой, освобождал украинские, белорусские земли, Польшу, напоил своих коней из Эльбы. Доваторцы в боях с фашистскими захватчиками проявили стойкость, решительность и казачью лихость. Вместе со мной в корпусе участвовали мои однополчане из районов Бурятии».

5. Прочитайте по ролям отрывок, где говорится о том, что главный герой потерял карточки и постарайтесь передать чувства мальчиков.

6. В статье С. С. Имехеловой и Балханова В. А «Тенденции развития поэмного жанра русской литературы Бурятии» (1970-1980гг) отмечается, что поэмы М. Шиханова отличаются отсутствием патетики, риторических фраз, прозаизма, отменяющие метафорическую образность, публицистической пафосности. Можно ли отнести эту оценку и к рассказу Шиханова «Хлебные карточки»? [4]

7. Какой вы представляете бабушку героя? Дайте ей портретную характеристику. Какую из картин русских художников вы выбрали бы?

1. Картина Куликова И. С. «Старуха Дарья из Прудищ»

2. Картина А. Шилова «В ожидании».

3. Картина Юрия Мелькова.

8. Прочитайте отрывок из рассказа Елены Вознесенской «Бабушкин сундук», сравните с описанием сундука бабушки главного героя. Что общего в двух этих описаниях?[3]

9. «Детские впечатления, – скажет поэт в одном из интервью журналисту, – они бросают отсвет на всю жизнь. – В этом свете лучше понимаешь доброту и благородство людей. Лучше видишь подвиг старших. И сама земля, все окружающее бесконечно дороже тебе, потому что люди в твоем краю так много пережили и перечувствовали». «Хлебные карточки»-это воспоминания автора о своем детстве. Поколение писателя-это Дети войны. Напишите о своих прабабушках и прадедушках, на чьи плечи легла война.

Литература

1. Новый словарь методических терминов и понятий. М. 1997г.

2. Шиханов М. М. Хлебные карточки: стихи и рассказы – Улан-Удэ: НоваПринт, 2014.- 230 с.

3. Вознесенская Е. Бабушкин сундук. Из повести В лабиринтах памяти/htpp/proza.ru/

4. Балданов С. Ж. Художественная деталь в бурятской прозе, У-У: 1987.

5. Дугар Нимаев. Тема войны в бурятской прозе // Литература и современность, У-У, 1978

Публикации по теме:

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Формирование коммуникативных компетентностей при изучении географии Доклад Тема «Формирование коммуникативных компетентностей при изучении географии» Выполнила: учитель географии высшей категории Илюхова.

Игры на уроках английского языка Игры на уроках английского языка. Игровой формат обучения является неотъемлемой частью урочной и внеурочной формой обучения и выполняет.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Паузы на уроках немецкого языка Ухудшение здоровья детей — это угроза для общества и огромная проблема, с которой необходимо бороться не только родителям, но и учителям.

Пособия по развитию функциональной грамотности у детей 3–4 лет «Обувь»Пособия по развитию функциональной грамотности у детей 3–4 лет «Обувь» .

Презентация «Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах» Данная презентация предназначена для учителей русского языка и литературы 5 - 9 классов. Согласно новым федеральным государственным стандартам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование функциональной грамотности при изучении творчества Михаила Шиханова на уроках бурятского языка
Опубликовано: 14 апреля 2024 в 06:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование функциональной грамотности при изучении творчества Михаила Шиханова на уроках бурятского языка» (включая файлы) размещена пользователем дагбаева соелма (УИ 1827607) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД