Получи документы

Формирование гендерной идентичности у дошкольников

Марина Николаевна Дьяченко
Формирование гендерной идентичности у дошкольников

Формирование гендерной идентичности у дошкольников.

Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние как на психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Идентификация и осознание идентичности происходят непрестанно на протяжении всей жизни, но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами самосознания и самоутверждения. Между тем детям необходимо еще до школы получать знания о гендерно-ролевых особенностях поведения и ожиданиях представителей мужского и женского пола.

Публикация «Формирование гендерной идентичности у дошкольников» размещена в разделах

По определению ООН, именно гендерные отношения представляют собой одну из главных проблем нашего века. В настоящее время ведутся исследования по проблеме гендерной социализации семьи, разрабатывается концепция гендерного образования современных школьников.

Известны случаи, когда уже в дошкольном возрасте у ребенка наблюдалось расстройство половой идентификации – глубокое нарушение чувства принадлежности к женскому или мужскому полу. Оно представляет собой постоянное желание принадлежать к полу, противоположному биологическому, в сочетании с выраженным отказом от поведения присущего своему полу.

В том, что ребенок узнает о своей половой принадлежности, имеется по крайней мере два взаимозависимых компонента: связанное с полом поведение и представления о половых особенностях.

В большинстве культур дети начинают демонстрировать соответствующее их полу поведение к 5-летнему возрасту. Но некоторые специфические для своего пола модели поведения многие из них усваивают уже к трем годам. В детских садах, например, девочек чаще всего можно видеть играющими с куклами, помогающими накрывать на стол; они проявляют больший, нежели мальчики, интерес к рисованию и музыке. Мальчики этого же возраста строят из конструктора, играют с машинками, шалят.

Иногда это типичное для пола поведение излишне подчеркивается или превращается в обязательное. Поло ролевые стереотипы – это укоренившиеся, твердые представления о том, каким должно быть мужское и женское поведение.

Как происходит усвоение половых ролей? С образцами для подражания и с системой поощрений и наказаний, помогающей отличить приемлемое для их пола поведение от неприемлемого, дети сталкиваются уже в младенческом возрасте. Мальчиков с первых лет жизни общество подталкивает к принятию маскулинных стереотипов физической активности и отваги.

Роль отца в усвоении ребенком половой роли может быть особо значимой. Отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим половым ролям, подкрепляя развитие женственности у своих дочерей и мужественности - у сыновей. Одно время считалось, что влияние отцов сказывается только на обучении сыновей маскулинным моделям поведения, и, кажется, это утверждение действительно верно для дошкольного периода. На девочках отсутствие отца сказывается в первую очередь в подростковый период.

Обычно считается, что развитие гендерных схем – является отчасти следствием уровня когнитивного развития ребенка, отчасти – результатом влияния отдельных сторон культуры, которые ребенок может наблюдать. Частью гендерных схем является представление о половой идентичности, которая в определенной последовательности развивается у ребенка на протяжении 7-8 лет его жизни. Дети начинают называть себя «мальчиком» или «девочкой» в очень раннем возрасте. Однако они еще не понимают, что будут оставаться мужчинами и женщинами всю свою жизнь и что пол нельзя изменить, как одежду или прическу. Дошкольник может вполне поинтересоваться у отца, кем он был – мальчиком или девочкой, когда был маленьким. К 6-7 годам большинство детей уже не делают подобных ошибок. Они достигают ступени, которую можно охарактеризовать как константность пола.

Гендерные понятия формируются у детей на основании того, чему их учат, а также за счет подражания тем моделям, которые их окружают. Кроме того, в развитие этих понятий вносят определенный вклад литературные произведения, кино и телевидение. Полоролевые образы, появляющиеся на телеэкранах в последние годы, остаются в целом устойчивыми и традиционными.

Тридцать лет назад родителям и учителям советовали прилагать усилия к тому, чтобы дети усвоили характерное для своего пола поведение к моменту поступления в школу. Однако в настоящее время в психологической литературе берет верх иная точка зрения, сводящаяся к тому, что однозначный упор на маскулинность или феминность в моделях поведения ограничивает эмоциональное и интеллектуальное развитие как мужчин, так и женщин.

В одном и том же человеке могут сосуществовать позитивные мужские и женские качества. Эта смесь человеческих качеств образует то, что называют андрогинной личностью. Она формируется под воздействием специфического воспитания и благодаря особой позиции родителей, поощряющих ребенка усваивать модели поведения, характерные для обоих полов. Раньше родители допускали подобное поведение, главным образом, у девочек. Сохраняемая в течении всей жизни андрогинная половая идентичность, которая сочетает в себе черты маскулинности и феминности, как правило, вырабатывается у детей в том случае, если такое поведение моделируется на глазах у ребенка и принимается другими, что достигается, когда родитель одного с ребенком пола показывает ему образец андрогинного поведения, а родитель противоположного пола поощряет подобные действия.

Продолжение следует.

Публикации по теме:

Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста 1 слайд Тема методического объединения 2 слайд Понятие 3 слайд – 4 слайд Формирование гендерной идентичности – одна из задач реализации.

Танец «А ты меня любишь?» (Видео) Формирование гендерной принадлежности у старших дошкольников посредством танца. Формирование гендерной принадлежности и идентичности у старших дошкольников - одна из задач реализации образовальной области "Социализация".

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование гендерной идентичности у дошкольников
Опубликовано: 16 февраля 2015 в 10:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД