Формирование готовности к овладению чтением и письмом у старших дошкольников

елена гаврюхина
Формирование готовности к овладению чтением и письмом у старших дошкольников

Формирование речевой функции в онтогенезе происходит по определенным закономерностям, определяющим последовательное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы (фонетической стороны, лексического запаса и грамматического строя).

Функция слухового анализатора формируется у ребенка значительно раньше, чем функция речедвигательного анализатора: прежде чем звуки появятся в речи, они должны быть дифференцированы на слух. В первые месяцы жизни ребенка звук сопровождает непроизвольную артикуляцию, возникая вслед за движениями органов артикуляционного аппарата. В дальнейшем артикуляция становится произвольной, соответствуя звуковому выражению (Н. Х. Швачкин).

Образцом произношения для ребенка является речь окружающих. Но на определенном этапе речевого развития ребенку недоступна артикуляция какого-то звука. Он вынужден временно заменить его одним из артикуляторно близких и доступных звуков. Такой заменитель нередко бывает акустически далек от слышимого образца. Это акустическое несоответствие становится стимулом к поиску более совершенного артикуляционного уклада, который соответствовал бы слышимому звуку. В этом процессе обнаруживается ведущая роль слухового восприятия, но при этом ход приближения к искомому звуку подчинен возможности развития речедвигательного анализатора (В. И. Бельтюков). К моменту, когда фонетическая сторона речи сформирована, слуховой анализатор получает функциональную самостоятельность. Звуки речи как бы уравниваются по степени сложности их различения и воспроизведения.

Взаимодействие фонетической и лексико-грамматической сторон речи раскрывается в теории механизмов речи Н. И. Жинкина, в соответствии с которой механизм речи включает два основных звена:

- образование слов из звуков и

- составление сообщений из слов.

Слово есть место связи двух звеньев механизма речи. На корковом уровне произвольного управления речью образуется фонд тех элементов, из которых формируются слова («решетка фонем»). Во второй ступени отбора элементов образуется так называемая («решетка морфем»).

Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Эта вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению.

В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков».

Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение в письме и чтении.

В процессе письма активно включаются еще глаз и рука, и тогда вопрос о взаимодействии слухового, зрительного, речедвигательного и двигательного компонентов письма приобретает огромную важность. Таким образом, письмо может быть рассмотрено как двигательный акт, в котором различают его двигательный состав и смысловую структуру.

И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы. Но, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев). Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т. к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

Кратчайшая единица речи, в соответствии с этим, может быть условно представлена следующим образом:

А. Р

Формирование готовности к овладению чтением и письмом у старших дошкольников

Лурия определял чтение как особую форму импрессивной речи, а письмо – как особую форму экспрессивной речи.

Собственно письмо включает ряд специальных операций:

- анализ звукового состава слова, подлежащего записи;

- перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, то есть в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов;

- «перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).

Мотивационный уровень письма обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Включение их в функциональную систему письма обеспечивает создание замысла, который удерживается посредством внутренней речи. Удержание в памяти информации обеспечивается целостной деятельностью мозга.

В нормальном речевом развитии ребенок проходит следующие стадии:

1. Младенческий возраст (до одного года)«гуление», лепет.

2. Ранний возраст (до трех лет)овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная.

3. Дошкольный возраст (до шести лет) – свободное пользование развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений; достаточный словарный запас, владение навыками словообразования и словоизменения; окончательное формирование правильного звукопроизношения, готовность к звуковому анализу и синтезу; становление монологической и контекстуальной речи, появление форм внутренней речи.

4. Младший школьный возраст (до десяти лет) – осознание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя, овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монологической речи.

Таким образом, наша речь как важнейшее средство человеческого общения тесно связана с формированием всех высших психических функций человека. Результаты проводимых учеными исследований в области формирования навыков чтения и письма у старших дошкольников обнаруживают взаимосвязь функций, навыков и процессов, составляющих систему необходимых предпосылок к овладению письменной речью, и говорят о необходимости осуществления комплексной работы по их формированию и развитию.

Литература:

1. Каше ГЛ. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М.: Просвещение, 1985.

2. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др. ; Под ред. Г. Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

3. М. Р. Львов. Речь младших школьников и пути ее развития. – М., «Просвещение», 1975.

4. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М. А. Алексеева, В. И. Яшина. – М.:Издательский центр «Академия», 1999. – 560 с.

5. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 472 с.

6. Педагогическая практика в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, Л. В. Борикова, Н. И. Бостаджиева и др.: Под ред. Г. М. Коджаспировой, Л. В. Бориковой. – 2-е издание, – М.: Академия, 2001. – 272 с.

7. Н. С. Рожденственский. К проблеме развития речи. – М., «Просвещение», 1970.

8. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов пед. учеб. заведений (по специальности «Учитель нач. классов») /Сост. Т. П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 240с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Вечер-встреча с родителями с показом сказки «Муха-Цокотуха»Фотоотчёт «Вечер-встреча с родителями с показом сказки «Муха-Цокотуха» Родительские собрания — хорошо зарекомендовавшая себя форма работы, осуществляется разными путями, я использовала «Показ театра перед.

Проект «Речевые игры и упражнения для развития речевого запаса» Тип проекта: игровой Продолжительность проекта: долгосрочный Актуальность проблемы: «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Формирование готовности к овладению чтением и письмом у старших дошкольников
Опубликовано: 6 октября 2014 в 14:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. День дудлинга / зентагла на МААМ

Большинство из нас, сидя с листочком и ручкой на каком-то скучном собрании или просто задумавшись, совершает неосознанные движения рукой, рисуя непроизвольные линии, точки и фигуры, создавая непонятные...

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов

Международная китобойная комиссия 33 года назад ввела запрет на китовый промысел. В честь этого события был учрежден праздник — Всемирный день китов и дельфинов. 23 июля считается днем защиты вообще всех...

Конспект прогулки «Наблюдение за лягушкой» с детьми старшего дошкольного возраста
Цель : создание условий для развития познавательной активности. Задачи : -расширять и уточнять знания детей о внешнем виде лягушки; -познакомить с...
Фотоотчёт о лепке «Божья коровка» во второй младшей группе к Дню на МAAM
Фотоотчёт о проведении продуктивной деятельности с детьми второй младшей группы к дню на Маам, лепке "божьих коровок". Божья коровка, улети на небо,...
Проект «Люби и знай свой Хабаровский край»
Методическая разработка проекта на тему «Люби и знай свой Хабаровский кр ай" Автор проекта :старший воспитатель структурного подразделения дошкольного...