Получи документы

Формирование графомоторного навыка у детей дошкольного возраста

Оксана Шачнева
Формирование графомоторного навыка у детей дошкольного возраста

Низкий уровень развития графомоторного навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:

низкий темп письма;

быстрая утомляемость при письме;

неровная, «дрожащая» линия;

«угловатое» письмо, трудности в написании овалов;

слишком сильный нажим;

трудности в воспроизведении формы графических элементов;

несоблюдение размера графических элементов;

несоблюдение наклона письма;

Публикация «Формирование графомоторного навыка у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;

нежелание выполнять письменные упражнения.

Для формирования у ребенка графомоторного навыка необходимо обучать его с помощью системы специальных упражнений. Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. Е. Формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности письма.

Для подготовительных упражнений первоначально используется нелинованная бумага. Каждое задание необходимо связывать с реальным предметом или с какой-либо жизненной ситуацией: «домик улитки» (спираль, «лужи», «облака», «солнце» и его «лучи» (овал, круг, «волны», «водоросли» (волнистые линии) и т. д. Задания, предложенные в игровой форме, не только вызывают у детей интерес, но и за счет положительного эмоционального настроя способствуют повышению психического тонуса, а следовательно, и эффективности обучения в целом.

Первые задания целесообразно выполнять фломастерами: они не требуют сильного нажима, а линии получаются яркие и привлекательные. После того как дети научатся пользоваться фломастерами, переходят к письму ручкой. При этом взрослый постоянно контролирует, правильно ли сидит ребенок и как он держит фломастер или ручку.

Последовательность заданий основана на закономерностях формирования графомоторного навыка как двигательного акта. Прежде всего отрабатываются ритмические круговые движения руки, имеющие широкий размах. Для этого даются контурные изображения таких предметов, как улитка, клубок ниток, шланг и т. д. На рисунках стрелками указываются направления движения руки: снаружи внутрь или наоборот. Дети обводят, например, «домик» улитки. Начинают с самого большого витка и, стараясь не отрывать фломастер от бумаги, проводят все меньшие и меньшие витки.

Затем надо «выбраться из домика» : ребенок проводит линии, постепенно увеличивая витки до максимального размаха. Так же, руководствуясь направлениями стрелок, дети обводят пунктирные линии на других рисунках. Линии на бумаге целесообразно предварять «репетицией» предстоящего движения в воздухе.

Волнистые линии, полуовалы, овалы, петли расположены на рисунках так, что воспитанник переходит от широких движений к все более мелким. Действия включены в понятные детям ситуации: большие волны поднимают парусник, от лебедя идут более мелкие волны, прыжки кузнечика и птички, следы, оставляемые коньками фигуристки; чешуйки, которыми надо покрыть тело рыбки; огурцы и помидоры, которыми надо наполнить банки, и т. д. Для того чтобы дошкольникам было интересно, многие задания даются в игровой форме и сочетаются со стихами, считалочками, скороговорками.

Для письма важно, чтобы ребенок умел производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Такие движения можно отрабатывать, например, при равномерном нанесении элементов узора на бумагу. При этом больше времени рекомендуется уделять таким узорам, которые характеризуются плавностью линий и рисовать которые нужно не отрывая карандаша от бумаги. Это могут быть различного рода завитки: разные по величине, направленности (с наклоном влево или вправо, слитности.

Таким образом, письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем дается легко. Прежде, чем приступить к письму, необходимо подготовить руку ребенка, чтобы потом обучение доставляло ему радость. При этом необходимо учитывать психологические и физиологические особенности детей, проводя с ними подготовительную работу к письму.

Для того чтобы ребенок успешно подготовился к письму, необходимо регулярно и систематически проводить занятия по развитию мелкой моторики, сенсомоторной координации, учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. При этом очень важно соблюдать гигиенические правила письма, чтобы сохранить осанку и здоровье ребенка.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста «Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного.

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста Нравственное воспитание деток дошкольного возраста является одной из сложнейших задач обучения в критериях современного дошкольного образовательного.

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Статья: Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Осанка-это «привычная поза непринужденного стоящего человека без активного.

Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Множество – это совокупность элементов, которые воспринимаются как.

Формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста Формирование личности будущего человека начинается в дошкольном возрасте. Именно в это время закладываются нравственные и эстетические основы,.

Формирование положительной «Я-концепции» у детей дошкольного возраста «Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное.

Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни.

Статья «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста» Самостоятельность – это потребность человека быть уверенным в своих действиях. Её истоки начинают проявляться у детей уже в раннем возрасте.

Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста В дошкольный период формируются основы физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование графомоторного навыка у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 мая 2016 в 12:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД