МААМ-картинки

Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня). Глава 2

Наталья Орлова
Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня). Глава 2

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

2.1 Методики изучения графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Публикация «Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня), Глава 2» размещена в разделах

Проблемами состояния составляющих графомоторного навыка занимались Н. Н. Волоскова, М. Г., Храковская, Г. Г. Мисаренко, О. А. Карабанова, Т. С. Комарова, Б. Ф. Ломов и др. В работах Т. В. Ахутиной, Э. Г. Симерницкой, Т. А. Аристовой, М. Д. Аксеновой, М. М. Безруких, А. В. Семенович, О. Б. Иншаковой есть задания, выявляющие сформированность графомоторного навыка [31].

В таких работах как: определение ведущей руки (методика М. Озьяс). Определение уровня развития мелкой моторики рук (методики Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич). Определение уровня развития пространственных представлений (методика Т. А. Павловой). Выявление трудностей зрительного восприятия модификация М. М. Безруких, тестовая методика M. Frosig. В данных работах, авторы рассматривают особенности развития графомоторных навыков и представляют разработанные задания и упражнения для диагностики и развития компонентов графомоторного навыка [2; 43; 44].

Для исследования графомоторных навыков у младших школьников с ОНР III уровня нами была применена методика Д. Элтон, Д. Тейлор.

Организация исследование проводилось на базе. Для проведения экспериментального обследования была сформирована группа учащихся первого класса в составе семи человек с общим недоразвитием речи III уровня с дизартрией и алалией.

Цель нашего исследования, выявить состояние графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня, и определить уровень сформированности таких компонентов как: зрительно-моторная координация; оптико-пространственная ориентация; программирование; регуляция и контроль деятельности, моторная реализация.

Методика включает в себя четыре серии заданий.

Серия I.

Обследование возможностей обводки.

Задание № 1. Обводка геометрических фигур.

Процедура проведения задания: предлагается обводить геометрические фигуры:

а) круги;

б) квадраты.

Задание № 2. Обводка линий.

Процедура проведения задания: предлагается обвести линии:

волнистые;

ломаные.

Варианты выполнения заданий:

Инструкция: «Я буду считать, а ты обводи фигуры под мой счёт».

1) в произвольном (умеренном) ритме,

2) в ускоренном темпе,

3) под заданный ритм.

Каждый вариант имеет три версии выполнения:

1) по пунктирам,

2) по точкам,

3) по готовому контуру.

Особенности: в течение всей серии исследователь постоянно контролирует, отрывает ли карандаш от бумаги, не вертит ли лист. При выполнении задания, в котором даны направления движения, необходимо фиксировать, сохраняет ли испытуемый направление, откуда начинает рисовать.

Параметры оценки:

1. Метрические характеристики.

«2» полностью выдержан размер;

«1» изменён размер 1-2-х элементов;

«0» размер всего узора сильно изменён, не соответствует образцу.

2. Координаторные характеристики.

«2» линии чёткие, ровные, не выходят за границы строки;

«1» линии неровные, есть незначительный выход за границы строки;

«0» линии кривые, сильно выходят за границы строки.

Оценка результатов для 1 и 3 вариантов.

«2» выдержан заданный ритм;

«1» однажды сбивается с ритма, после чего возможно дальнейшее выполнение задания;

«0» не выдержан ритм; однажды сбивается с ритма: выполнение задания невозможно.

Оценка результатов для 2-го варианта.

«2» выдержан заданный темп;

«1» с ускорением темпа однажды сбивается, возможно дальнейшее выполнение задания;

«0» темп не выдержан.

3. Устойчивость программы.

«2» выполнение в соответствии с намеченной структурой;

«1» отклонения от намеченной структуры;

«0» полностью нарушена структура.

4. Скорость выполнения.

«2» умеренная;

«1» низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

«0» низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

5. Сила нажима.

«2» нажим нормальной (средней) силы;

«1» усиленный нажим или слабый нажим.

Задание № 3. Обводка сложной фигуры, состоящей из множества элементов (линий, изогнутых под разными углами в различном направлении).

Процедура проведения: предлагается обвести по пунктирному контуру сложную фигуру. Задание выполняется в одном режиме.

Инструкция: «Обводи фигуру так, как указывает стрелка».

Параметры оценки:

«2» контрольная фигура обведена правильно по направлению стрелок, без разрывов, обводок, углов или отклонений;

«1» при обведении контрольной фигуры место отрыва приходится на стрелку, а дальше ребенок продолжал работать без отрыва;

при выполнении задания ребенок отрывал карандаш, но продолжил работу без углов, разрывов, обводок:

«0» при проведении контрольной фигуры ребенок отрывал карандаш, а проводимая линия имеет разрывы, углы, большие отклонения от стимулирующей линии или обводки:

при обведении контрольной фигуры ребенок «не видит» стрелок, а работает так, как ему удобнее.

Так же оцениваются:

Скорость выполнения:

«2» умеренная;

«1» низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

«0» низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

Сила нажима:

«2» нажим нормальной (средней) силы;

«1» усиленный нажим или слабый нажим.

Уровни : высокий 20 баллов (обводка геометрических фигур, линий – 14, сложных фигур 6, средний 10 баллов (7 и 3, низкий – 2 – 5 баллов, несформированность – 0 баллов.

Серия II.

Обследование возможностей штриховки.

Задание №1. Штриховка геометрических фигур.

Процедура проведения: предлагается заштриховать контур простых фигур (круг, квадрат, треугольник).

Задание № 2. Штриховка сложных фигур.

Процедура проведения: предлагается заштриховать фигуры со сложным контуром (гриб, звезда, машина).

Варианты выполнения:

1. Штриховка в произвольном (умеренном) темпе.

Инструкция: «Заштрихуй фигуры, как показано стрелкой».

2. Штриховка в ускоренном темпе.

Инструкция: «Продолжай делать так же, но быстрее».

3. Штриховка под заданный ритм (под счёт).

Инструкция: «Я буду считать, на «раз» проводи линию, на «и» нет».

Каждый вариант имеет 2 версии выполнения:

1) по пунктиру;

2) по линии.

Каждая версия выполняется в трё х позициях:

– в вертикально,

– горизонтально,

– диагонально (под углом 45).

Параметры оценки:

1. Метрические характеристики:

«2» нет выхода линий за границы контура рисунка;

«1» однократный выход за пределы границ контура;

«0» не выдержаны границы рисунка.

2. Координаторные характеристики:

«2» линии чёткие, ровные, расположены параллельно друг другу, позиция полностью сохранена;

«1» линии неровные, есть отклонения линии;

«0» линии кривые,

3. Оценка результатов для 1 и 3 вариантов.

«2» выполняет задание под заданный ритм;

«1» однажды сбивается с ритма, после чего возможно дальнейшее выполнение задания;

«0» не выполняет задание под ритм; однажды сбиваясь с ритма невозможно дальнейшее выполнение задания.

4. Оценка результатов для 2-го варианта.

«2» выполняет задание под заданный темп;

«1» с ускорением темпа однажды сбивается, возможно дальнейшее выполнение задания;

«0» с ускорением темпа сбивается, не может выполнять задание.

5. Скорость выполнения:

«2» умеренная;

«1» низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

«0» низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

6. Сила нажима:

«2» нажим нормальной (средней) силы;

«1» усиленный нажим или слабый нажим.

Уровни : высокий 12 баллов (штриховка геометрических фигур, сложных фигур – 12, средний 6 баллов (а, б 6, низкий – 1 – 4 баллов, несформированность – 0 баллов.

Серия III.

Обследование возможности копирования.

Задания выполняются в одном режиме, сначала одной рукой, затем другой рукой. Время выполнения – 1 минута.

Задание № 1. Копирование узора.

Процедура проведения: предлагается рисовать узор, составленного из двух сменяющихся звеньев.

Инструкция: «Я сейчас начну рисовать узор. Продолжай его до конца сточки, не отрывая ручку от бумаги. А теперь сделай то же самое левой рукой».

Параметры оценки.

1. Устойчивость программы:

«2» в соответствии с намеченной структурой;

«1» с отклонениями от намеченной структуры;

«0» полностью нарушается структура.

2. Возможность переключения с одного элемента программы на другой:

Оценивается по количеству персевераторных ошибок на строке.

«2» не более 1 ошибки;

«1» 2-3 ошибки;

«0» 4 и более ошибок.

3. Контроль собственной деятельности:

«2» отсутствие ошибок, нуждающихся в исправлении (пропусков деталей и т. д. ,

«1» наличие подобных ошибок и самостоятельное их исправление по указанию исследователя;

«0» отсутствие самокоррекции даже после указания на ошибки исследователем.

4. Скорость выполнения:

«2» умеренная;

«1» низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

«0» низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

5. Сила нажима:

«2» нажим нормальной (средней) силы;

«1» усиленный нажим или слабый нажим.

Задание № 2. Копирование букв и цифр.

Процедура проведения: предлагается скопировать буквы и цифры:

Б В Г Е З И К Р С Ч Ь Э Я 2 3 4 5 6 7 9

Инструкция: «Срисуй все буквы и цифры, написанные на моём листе. Свой лист не поворачивай».

Параметры оценки (для каждой руки) :

1. Устойчивость программы:

«2» в соответствии с намеченной структурой;

«1» происходят отклонения от намеченной структуры;

«0» структура не выдержана.

2. Контроль собственной деятельности:

«2» отсутствие ошибок, нуждающихся в исправлении (пропусков деталей и т. д.);

«1» наличие подобных ошибок и самостоятельное их исправление по указанию исследователя;

«0» отсутствие самокоррекции даже после указания на ошибки исследователем.

3. Метрические характеристики:

«2» полностью выдержан размер и пропорции;

«1» размер несколько увеличен или уменьшен, изменены пропорции некоторых элементов;

«0» размер сильно изменён, не соответствует образцу, пропорции не выдержаны.

4. Скорость выполнения:

«2» умеренная;

«1» низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

«0» низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

5. Сила нажима:

«2» нажим нормальной (средней) силы;

«1» усиленный нажим или слабый нажим.

Уровни : высокий 20 баллов (узор 10, буквы и цифры 10, средний 10 баллов (а – 5, б 5, низкий – 2 – 5 баллов, несформированность – 0 баллов.

Серия IV.

Обследование самостоятельного рисования.

Задание. Рисунок «Снеговик».

Процедура проведения: на чистом листе нелинованной бумаги формата А4 предложено нарисовать снеговика. Используется простой карандаш. На рисунок выделяется 2-3 минуты. Задание выполняется сначала одной, другой рукой.

Инструкция: «Нарисуй снеговика». Параметры оценки (для каждой руки) :

1. Метрические характеристики.

«2» полностью выдержан размер и сохранены пропорции;

«1» размер несколько увеличен или уменьшен, не соблюдаются пропорции некоторых деталей;

«0» размер сильно изменён, не соответствует образцу, не соблюдены пропорции.

2. Топические (локальные) характеристики.

«2» все детали сохранены, их расположение не нарушено;

«1» пропуски отдельных элементов при сохранности целостного образа, некоторые элементы изолированы, сдвинуты относительно друг друга;

«0» пропуски элементов рисунка, нет целостного образа, не соблюдаются пространственные характеристики изображении, зеркальность, реверсии.

3. Стратегия выполнения:

«2» последовательная (целостная или пофрагментная) стратегия, где вначале намечается структура (опорные элементы, которая потом последовательно заполняется деталями;

«1» непоследовательная стратегия, при которой копирование второстепенных деталей предшествует копированию опорных элементов;

«0» хаотичная стратегия, при которой трудно выделить определенную последовательность копирования, и испытуемый «кидается» от одной части изображения к другой без четкого плана.

4. Скорость выполнения:

«2» умеренная;

«1» низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

«0» низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

5. Сила нажима:

«2» нажим нормальной (средней) силы;

«1» усиленный нажим или слабый нажим.

Уровни : высокий 10 баллов, средний 5 баллов, низкий – 1 – 3 балла, несформированность – 0 баллов.

Итого: высокий уровень 62 балла, средний – 31 балл, низкий – 6 – 17 баллов, несформированность – 0.

2.2 Состояние графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Для исследования уровня развития графомоторных навыков у младших школьников с ОНР III уровня на констатирующем этапе исследования нами была применена методика Д. Элтон, Д. Тейлор. Результаты исследования состояния графомоторного навыка представлены в таблице 1 4.

Таблица 1 Результаты исследования возможностей обводки у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня

Имя ребёнка Параметры графомоторного навыка

Метрические и координаторные свойства Ритмизация Выполнение с убыстрением темпа Стойкость реализации программы Скорость выполнения Сила нажима Средний бал

Илья 2 2 2 2 2 2 12

Денис 2 2 3 2 2 2 13

Егор 3 3 2 3 3 3 14

Света 3 3 2 3 2 3 16

Лена 2 2 2 2 2 2 12

Ринат 3 2 2 2 2 2 13

Сева 2 2 2 2 2 3 13

Проанализировав результаты исследования возможностей обводки, мы видим, что у всех детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня нет высоких показателей. Егор и Света, показали средний результат. Низкие показатели возможности обводки, были отмечены у Дениса, Ильи, Лены, Рината и Севы.

При анализе результатов выполнения заданий, установлено, что при обведении простых фигур (круги, квадраты) дети справились с заданием лучше, чем при обведении более сложных фигур (птица, а также волнистых и ломаных линий.

У Ильи, Дениса, Светы и Севы, при выполнении задания по обводке волнистых, ломаных линий и сложных фигур, было отмечено нарушение мышечного тонуса, что отражалось на силе нажима. В результате сильного нажима на карандаш линии становились слишком жирными и неровными, у Рината наоборот отмечался слабый нажим на карандаш, в результате чего линии были слабые, плохо видны, дрожащие.

У детей при выполнении заданий на исследование возможностей обводки отсутствует плавность движений, дети не могут провести линии без отрыва карандаша от бумаги. Допускают частые выходы за границы строки, не соблюдают границ контура во время обводки сложных фигур. Не могут полностью сохранить размер изображения. При выполнении заданий под заданный ритм нарушается программа деятельности, нарастает мышечное напряжение. Ринат не справляется с выполнением задания под заданный ритм, отмечаются синкенезии и вырастает общее напряжение в кисти и пальцах рук. У всех детей при выполнении заданий на исследования возможностей обводки отмечается низкая скорость выполнения заданий.

По результатам проведённого исследования, мы видим, что ни один ребенок из экспериментальной группы не набрал максимальное количество баллов, по исследуемым параметрам состояния графомоторного навыка в процессе штриховки.

Средний результат показали, Егор и Света. В процессе выполнения заданий у детей отмечается отсутствие точности выполнения, несоблюдение границ штриховки, неровность штриховых линий, дрожание линий, несоблюдение расстояния между штриховыми линиями, линии расположены нелинейно. У Егора, отмечен сильный нажим на карандаш во время выполнения задания по штриховке под заданный ритм.

Низкий результат возможности штриховки был отмечен у Ильи, Денис, Лены, Рината и Севы. При выполнении задания дети неоднократно пытались развернуть лист с заданием. Илья, Денис, Лена не следовали заданному направлению штриховки, упрощали программу действия. У Ринат, Сева, при выполнении штриховки отмечается сильный нажим на карандаш, линии жирные, не ровные, не доводят до контура. У Лены, наоборот, при выполнении штриховки отмечается слабый нажим на карандаш. Линии дрожащие, не ровные, плохо визуализируются.

У всех детей при выполнении заданий на исследование возможностей штриховки, отмечается низкая скорость выполнения.

Таблица 2 — Результаты исследования возможностей штриховки у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня

Имя ребёнка Параметры графомоторного навыка

Соблюдение метрических характеристик Ритмизация Выполнение в убыстрением темпа Стойкость выполнения программы Скорость выполнения Сила нажима Средний бал

Илья 2 2 2 2 2 2 12

Денис 2 2 3 2 2 2 13

Егор 3 2 2 3 2 3 15

Света 3 2 2 3 2 3 15

Лена 2 2 2 2 2 2 12

Ринат 2 2 2 2 2 2 12

Сева 2 2 2 3 2 2 13

Таблица 3 — Результаты исследования возможности копирования с образца у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня

Имя ребёнка Параметры графомоторного навыка

Копирование узора со смещающими звеньями Копирование трёхмерного изображения Средний бал

Способность переключения с одного движения на другое Усвоение и следование программе Контроль деятельности Трудности копирования рисунка трёхмерного объекта Скорость выполнения Сила нажима

Илья 2 2 2 2 2 2 12

Денис 2 2 3 2 2 2 13

Егор 3 3 3 2 2 3 16

Света 4 4 3 4 3 3 21

Лена 2 2 2 2 2 2 12

Ринат 2 2 3 2 2 2 13

Сева 2 2 2 2 2 2 12

Результаты исследования возможности копирования с образца показали, что только у одного ребёнка с ОНР III уровня, Светы, данный показатель находится на высоком уровне. Она соблюдает размер изображений и немного выходила за границы контура. Пользуется последовательной стратегией при выполнении заданий. Не справляется с предложенными заданиями за предоставленное время. Все детали при копировании соответствуют предложенному образцу, правильно расположены относительно друг друга. Сильный нажим на карандаш в процессе выполнения задания, наблюдается напряжение кистей и пальцев рук. Скорость выполнения низкая.

Егор показал средний уровень возможности копирования. При копировании не соблюдал пространственные признаки, пропорции, несколько раз обводил линии. Копирование происходит непоследовательно. Отмечается сильный нажим на карандаш в процессе выполнения заданий по копированию узора со сменяющимися звеньями. Скорость выполнения низкая.

Низкие результаты копирования показали Илья, Денис, Лена, Ринат и Сева. Выполняя задания по копированию с образца, дети допускают такие ошибки как пропуски и изолированность отдельных элементов, не соблюдают пространственного расположения изображения. Дети не учитывают пропорции изображения, сильно изменяя размер изображения, не могут завершить предложенное задание за установленное время.

Копирование происходит хаотично, непоследовательно. Отмечается зеркальность изображения, сильный нажим на карандаш. Наблюдается напряжение кистей и пальцев руку, синкинезии. Лена не может выдержать заданную программу до конца, возникали персеверации, обучающаяся не замечает их и не исправляет ошибки даже по указанию исследователя. Отмечалась слабость кистей и пальцев рук. Движения неточные плохо координированы.

По итогам проведенного исследования самостоятельного рисования, мы видим, что в целом рисунок у детей получился, но никто из детей не показал высокого результата. Егор и Света имеют средние показатели. Дети некоторые детали неточно располагают относительно друг от друга. Егор не дорисовывает и пропускает детали. Стоит отметить, что линии при выполнении самостоятельного рисунка у Егора и Светы более чёткие, чем при выполнении заданий по обводке, штриховке и копированию с образца.

Илья, Денис, Лена, Ринат и Сева показали низкий результат при выполнении заданий на выявление особенностей самостоятельного рисования. Дети в рисунке не соблюдали пропорции, Илья и Денис сильно увеличивали размер изображения, Лена, Ринат и Сева уменьшали размер всего изображении. Дети нарушали целостность изображения, выполняли рисунок непоследовательно, была замечена хаотичность, при которой трудно выделить определённую последовательность движений. При рисовании они «бегали» от одной части изображения к другой без четкого плана. Отсутствовал контроль над выполнением собственных действий. Отмечалась низкая переключаемость движений, застревание при рисовании отдельных деталей. У Лены при рисовании круглых частей (солнца, головы, снеговика) линии надорванные, кривые.

Во время самостоятельного рисования у всех детей отмечается умеренная сила нажима. Скорость выполнения задания в процессе рисования по-прежнему низкая.

Таблица 4 — Результаты выявления особенностей самостоятельного рисования у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня

Имя ребёнка Параметры графомоторного навыка

Метрические характеристики Топологические характеристики Стратегия выполнения Скорость выполнения Контроль деятельности Сила нажима Средний бал

Илья 2 2 2 2 2 3 13

Денис 2 2 3 2 2 3 13

Егор 3 3 3 2 3 3 17

Света 3 3 2 2 4 3 17

Лена 2 2 2 2 2 3 13

Ринат 2 2 2 2 2 3 13

Сева 2 2 2 2 2 3 13

2.3 Содержание логопедической работы по формированию

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня). Глава 2
Опубликовано: 7 июля 2022 в 17:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД