Получи документы

Формирование гражданско-патриотических чувств через приобщение к истории и культуре России

Марина Митюшина
Формирование гражданско-патриотических чувств через приобщение к истории и культуре России

«С чего начинается Родина?»

(из опыта работы)

Митюшина М. Е.,

воспитатель МБДОУ д/с № 61 «Малышок»

г. Ставрополя

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог М. Монтессори в своей книге «Дом ребенка» в 1915 году писала: «Главное в работе с детьми 3-7 лет – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Публикация «Формирование гражданско-патриотических чувств через приобщение к истории и культуре России» размещена в разделах

Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

В дошкольном возрасте формируется у ребенка целостный образ его маленькой родины, ее природы, культуры, истории. При таком подходе у ребенка развивается представления о своеобразии Северного Кавказа, Ставрополя. Он может назвать некоторые национальности, проживающие на территории Ставропольского края. В его взглядах сосуществуют русские и другие национальности. Поэтому патриотизм не разделим с уважением к другим народам. Дети должны знать, что дружба между народами – залог мира, благополучия, богатства Родины и счастья.

Родившись и проживая в определенном месте, человек органично впитывает в себя окружающую среду. Учитывая региональный компонент, мы воспитываем детей на народных традициях, культуре, даём элементарные сведения из истории казачества.

Главное – сделать процесс ознакомления детей с историей родной страны понятным и увлекательным.

Мною разработаны специальные занятия по ознакомлению с историей, культурой, бытом русского народа и казачества, с фольклором.

Тематическое планирование поможет построить работу с детьми более эффективно и интересно, в результате чего дети легко усваивают знания о стране, родном крае, устанавливают взаимосвязь между событиями и явлениями.

Раздел «Родная семья». Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.

Для закрепления полученных знаний можно провести с детьми серию игр:

«Семейный альбом», (определение границ своей семьи);

«Чей я родственник», (выделение близких и дальних родственников);

«Мы похожи и разные», (внешность и психологические портреты членов семьи).

Разыгрывание ситуаций: «Вечер в семье», «Праздник в семье», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «Как поднять настроение маме (папе)», «Если у тебя есть два билета в цирк, с кем бы ты хотел пойти».

• Также используются сюжетно-ролевые игры, позволяющие увидеть и почувствовать себя в роли родителей, разыгрывание и обсуждение сложных и конфликтных ситуаций.

Раздел «Родной город». Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, о роли казачества в истории Ставрополя.

Для закрепления материала этого раздела я использую такие игры как:

«Узнай по описанию», (найти среди фотографий и иллюстраций города ту, на которой изображено то место, о котором идёт речь);

«Ленточка жизни», (знакомство с последовательным развитием города во времени, узнавать достопримечательности города на фотографиях в прошлом и в наши дни);

«Закончи предложение», (учить заканчивать предложения, понимать смысл сказанного. Например: «Я живу в городе …», «Я живу на улице …», «Жителей нашего города называют …»);

«Путешествие по Ставрополю», «Родные улицы», (знать, почему город носит такое название, какие улицы есть, именами каких знаменитых людей они названы);

«Назови достопримечательности по иллюстрациям», «Мы экскурсоводы»;

«Кто чем управляет», (профессии на транспорте);

«Жилое - нежилое», (закреплять знания детей о зданиях разного назначения).

Раздел «Родная страна». На занятиях дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России : герб, флаг, гимн. Знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств : любовь, гордость, уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

«Россия – страна моя родная», «Где я живу», «Иностранец», (обогащение представлений и знаний о России, её географическом положении, о Москве);

«Русская изба», (выявление сходства и различия в культурах народов мира. Например, разложить картинки на две группы – в одну, все, что можно отнести к русской культуре (вещи, предметы быта, культуры, блюда, сказочные герои, а в другую – относящиеся к культуре другого народа);

«Узнай наш флаг», «Узнай наш герб», (закрепление знаний о государственном флаге (гербе, узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран);

«Кто в какой стране живёт», (названия стран, населения этих стран. Например: кто живёт в Америке? – американцы, кто живёт в России? – россияне.)

Раздел «Родная природа». При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире.

Для этого раздела использую игры:

«Художник - природа», (ознакомление детей с понятием «икебана», составление букетов, закрепление названий растений, характерных для наших мест);

«С какого дерева листок», «Что в лесу растёт, кто в лесу живёт», (растительный и животный мир русского леса);

«У кого какой домик», (закрепление знаний о жилищах диких животных, птиц, насекомых);

«Чьи припасы», (чем питаются дикие животные);

«Зелёная аптека», (лекарственные растения и их полезные свойства).

Раздел «Родная культура». Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа, национально-культурным ценностям и обычаям казачества на Ставрополье. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, обрядами, народно – прикладным искусством.

Материал раздела «Родная культура» закрепляю с помощью игр:

«Незаконченные картинки», (развитие воображения, закрепление знаний славянских музыкальных инструментов, предметов быта, национальных костюмов);

«Из какой сказки?», «Кто лишний?», (обобщение и классификация по сказкам);

«Собери картинку», (мужской и женский народные костюмы);

• Творческие игры – инсценировки по сказкам;

«Сложи рождественский узор», (из палочек и геометрических фигур);

«Лавка сувениров», (обогащение представлений о народно – прикладном искусстве);

• Использование сюжетно – ролевых игр, направленных на развитие интереса к русским традициям гостеприимства. Совершенствование культуры поведения, правил этикета, знание элементарных блюд русской кухни.

Большая роль отводится совместной деятельности с детьми. Это ежедневное, постоянное общение взрослого и ребенка.

Многое о том, как жили люди в старину, детям могут рассказать книги, мультфильмы, кинофильмы, потешки, поговорки. Не секрет, что опыт, мудрость, знания людей, живших задолго до нас, пришли к нам с пословицами и поговорками.

Но, к сожалению, ни те, ни другие, ни третьи не дают ребенку возможности стать живым участником событий, прикоснуться к старине: ощутить тепло русской печки, ухватом достать из нее горшок, убаюкать в колыбельке малыша Дети лучше поймут их смысл в процессе игры.

В игре можно воссоздать обстановку прошлых лет и стать не только наблюдателем, но и участником событий. Пользуясь рукомойником, покачивая колыбельку, поглаживая котика, дети с удовольствием будут повторять потешки и колыбельные песенки.

В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно - ролевые, театрализованные, детские казачьи игры и забавы, цель которых – формирование начального представления о богатстве национальной культуры.

Например:

1. Чет и нечет. Один из играющих берет в горсть несколько мелких камушков, кидает их вверх, и, подставив верхнюю часть ладони, старается, чтобы попало на нее как можно больше камушков; затем, прикрыв их левою рукою, спрашивает у других: «Чет или нечет»? Не угадавший платит фант и оплачивает его каким-либо смешным действием, назначаемым угадавшими.

2. Молчан. Один из играющих становится впереди, смотря на всех серьезно. Каждый из играющих старается рассмешить его, для чего подходит к нему и говорит что-нибудь смешное. Если удалось ему рассмешить, то не выдержавший удаляется из игры.

3. Оракул. Игра происходит на вечеринках, - между девушками и парнями. Одному или одной завязывают глаза и сажают на стуле посреди комнаты; это и есть «оракул». Каждый из остальных подходит и прилагает к голове «оракула» один палец. Чувствуя прикосновение, оракул предсказывает, например, девушке: «В нынешнем году тебя женят» и проч., - раздается, конечно, смех.

4. Кольцо. На веревку надевается кольцо, и связываются концы веревки; играющие становятся в круг, берут веревку в руки, а один из играющих, стоящий в середине круга, отыскивает кольцо, и в чьей руке оно окажется, тот идет в круг отыскивать вновь кольцо, а первый занимает его место.

5. Верёвочка. Играют, образовав круг, берутся руками за верёвочку. Число играющих зависит от размера верёвочки и помещения, в котором проходит игра. Один из играющих входит в середину круга; для того, чтобы он опять вошёл в общую цепь, необходимо ударить кого – либо из держащих верёвочку по руке. Игра ведётся оживлённо тогда, когда в кругу находится человек проворный и когда остальные играющие тщательно следят за его действиями и собственными руками не позволяют ему ударить по рукам. По правилам игры, с верёвочки нельзя убирать сразу две руки.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств, через элементы наследия и культуру осетин» Патриотизм…сколько в этом слове заложено смысла. Патриотическое воспитание дошкольника, является, по моему мнению, основополагающим «фундаментом».

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой и историей В дошкольном возрасте важно создавать условия, способствующие духовно-нравственному развитию личности и гармоничному взаимодействию с другими.

Формирование патриотических чувств у дошкольников.Формирование патриотических чувств у дошкольников. Хочу поделится опытом работы по формированию патриотических чувств у дошкольников. Каждый год мы тщательно продумываем и реализовываем план.

Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы) В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить. патриотов.

Формирование современной модели успешной социализации дошкольников через приобщение к русской народной культуре Детство - это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку, это начальный этап формирования личности,.

Использование музейной педагогики в формировании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданско - патриотического воспитания детей. К сожалению, приходится констатировать,.

Конспект ОД «Воспитание нравственно-патриотических чувств через произведения писателей-земляков. М. М. Пришвин» Задачи: -продолжать знакомить с творчеством писателя-земляка М. М. Пришвина; -формировать умение правильно понимать нравственный смысл произведения,.

Консультация для родителей «Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка дошкольного возраста» Что такое патриотическое воспитание?[/b] Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто.

Основы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников через знакомство с малой Родиной Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества, ведь детство — самая благодатная.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей и культурой родного края 1слайд: Здравствуйте уважаемая комиссия, вашему вниманию предлагается презентация практических достижений профессиональной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование гражданско-патриотических чувств через приобщение к истории и культуре России
Опубликовано: 6 февраля 2017 в 22:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД