Лучший педагог года

Формирование и развитие музыкально-сенсорного восприятия детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр

Ольга Кошелева
Формирование и развитие музыкально-сенсорного восприятия детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр

Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразный знаний. Только тогда станет понятен и доступен мир звуков, когда будет правильно воспринят слуховым вниманием.

Публикация «Формирование и развитие музыкально-сенсорного восприятия детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр» размещена в разделах

Одновременно с пробуждением слуха у ребенка начинают проявляться основные музыкальные способности : эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный слух, чувство ритма.

Н. А Метлов говорил: «Дошкольники могут чувствовать эмоциональную выразительность музыки, получать от нее наслаждение, понимать красоту звуков. С этой целью необходимо развивать у детей музыкальные способности : музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма».

Основное значение дидактических игр и пособийформирование у детей музыкальных способностей, в доступной игровой форме помочь разобраться в соответствии звуков по высоте, развивать в них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей.

Работа по музыкально-сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Со временем пришло понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного развития и применения дидактических пособий для развития музыкальных способностей.

В чем же ценность музыкально-дидактических игр и пособий?

Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них, открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Поэтому мой выбор пал на широкое использование музыкально-дидактических игр, упражнений и пособий в работе с детьми.

Вопросы развития и формирования музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста вот уже много лет находятся в сфере моих профессиональных интересов. Исследования таких известных педагогов, как Н. А. Метлов, И. Л. Дзержинская, В. Н. Шацкая, Н. А. Ветлугина доказывают возможность и необходимость формирования и развития, музыкально-сенсорных способностей у всех детей без исключения. Б. М. Теплов отмечал, что способности существуют в постоянном процессе развития, если же развития нет – способности угасают. Н. А. Ветлугина разработала ряд заданий дидактического характера (в игровой форме, выполняя которые надо вслушиваться, сравнивать и различать музыкальные звуки, воспроизводить их в певческих интонациях, ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.

Первой, проблемой систематизации музыкально-дидактических игр, занималась Н. А. Ветлугина. В дальнейшем эту работу продолжили Э. П. Костина, Л. Н. Комиссарова, Н. Г. Кононова, А. Н. Зимина.

Ведущей программой нашего дошкольного учреждения в работе с детьми в образовательной области «Музыка» стала программа Э. П. Костиной «Камертон». Программа имеет развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие музыкальности каждого ребенка и его культуры в процессе овладения им музыкальной детской деятельностью.

Цель моей работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулируя развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов воспитания.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть значение музыкально-дидактических игр и пособий.

2. Совершенствовать систему методов и их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей.

3. Оптимизировать музыкально-образовательную среду в ДОУ для развития и формирования музыкальных способностей детей.

4. Способствовать самореализации и самовыражения ребенка

в нерегламентированной музыкальной деятельности.

5. Содействовать овладению музыкальной деятельности в процессе приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

Считая вопрос развития и формирования музыкально-сенсорных способностей главной задачей в музыкальном образовании детей дошкольников, выстроила систему игр и упражнений с учетом применения их на каждом НОД в течение года.

Назвала свою творческую работу «Музыкально-сенсорная азбука».

Задачи, содержание, структура, музыкально-дидактические игры, игровые упражнения направлены на то, чтобы помочь планомерному систематическому развитию и формированию музыкально-сенсорных способностей, развитию музыкального слуха и певческого голоса детей дошкольного возраста.

В основе построения, предложенной мной системы дидактических игр и упражнений по развитию музыкального слуха и певческого голоса, лежат:

- задачи программы «Камертон» Э. П. Костиной;

- принцип наглядности, который лежит в основе систематизации музыкально-дидактических игр Л. Н. Комисаровой и Э. П. Костиной;

- принцип сюжетного содержания А. Н. Зиминой, Н. Г. Кононовой.

Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога. Ведь все игры и пособия, используемые в непосредственной образовательной деятельности, соединяют в себе все методы музыкального воспитания.

Сочетание применяемых в них методов может быть различным:

слуховая, зрительная наглядность и слово;

слуховая наглядность и практический метод;

зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.

Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания.

Система музыкально-дидактических игр, заданий и упражнений составлена по возрастным группам – ступеням :

3-я ступень – от 2 до 3 лет

4-я ступень – от 3 до 4 лет

5-я ступень – от 4 до 5 лет

6-я ступень – от 5 до 6 лет

7-я ступень – от 6 до 7 лет

В каждой возрастной группе предусмотрено формирование и закрепление представлений, умений и навыков на НОД.

В последней возрастной группе параллельно с основной задачей «Музыкально-сенсорной азбуки» предложена система упражнений и игровых заданий для ознакомления детей с элементами нотной грамоты, элементами сольфеджио. Система заданий и упражнений для каждой возрастной группы рассчитана на 60 занятий и дается на протяжении всего года (сентябрь - май). Каждое занятие, согласно нумерации порядкового номера, является частью целостного процесса непосредственно образовательной деятельности.

Между музыкально-дидактическими пособиями и музыкально-дидактическими играми много общего. И те, и другие служат учебным целям и направлены на развитие у детей представлений о свойствах «музыкального языка».

Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств : передача мыслей, чувств, т. е. содержание произведения, характеристика

выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов и структуры произведения.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.

Дети могут их использовать не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности.

Музыкально-дидактические игры осваиваются с детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время НОД.

Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (картинки, карточки, схемы-модели).

В нерегламентированной музыкальной деятельности воспитатель вначале является инициатором проведения игры, а впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей.

Созданная в группах музыкальная среда активизирует самостоятельную музыкальную деятельность детей.

Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения.

«Чьи детки?», «Птица и птенчики», «Кто в домике живет?»,- учат определять звуки по высоте; «Подумай и отгадай», «Кто идет», «В лесу», - развивают представления о звуковых регистрах;

игра «Бубенчики» учит не только определять звуки по высоте, но и учит чисто интонировать звуки трезвучия.

Игры на развитие ритмического слуха : «Кто как идет», «Учитесь танцевать», «Веселые дудочки».

Игры на развитие тембрового слуха : «Угадай, на чем играю?», «Определи инструмент», «Нам игрушки привезли», «Узнай свой инструмент».

Игры на развитие динамического слуха : «Громко – тихо», «Найди щенка», «Нарисуй мелодию», «Громко-тихо запоем»; пособия – «Динамический кубик», карта-схема «Громко – тихо».

Многофункциональные пособия:

«Музыкальные кубики».

Цель: развивать умение детей моделировать : форму песни, характер (настроение) песни (условно-образно – младший возраст, условно-схематически – старший возраст, динамические оттенки (цветные грани – младший возраст, буквенное обозначение – старший возраст).

Пособие «Театр нот».

Цель: ознакомление детей с элементами нотной грамоты.

Использование музыкально-дидактических игр и пособий на каждом НОД дает возможность провести их наиболее содержательно и интересно.

Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Применяя в своей работе «Азбуку», выявила возросший интерес детей к музыкально-дидактическим играм и пособиям, а также, что отрадно, и интерес взрослых к вопросу формирования музыкально-сенсорных способностей детей. А главное – уровень развития музыкальных способностей значительно вырос. В результате проделанной работы было выявлено:

• Слуховое внимание детей стало более внимательным.

• Улучшилась реакция на высокие и низкие звуки.

• Улучшилось определение музыкальных инструментов по тембру и динамическому звучанию.

• Стал более точным ритм, и не только в хлопках, но и в передаче его в игре на детских музыкальных инструментах.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают в них инициативу, самостоятельность, креативность, способность на ином уровне осмыслить услышанную музыку.

Публикации по теме:

План-программа факультатива «Русский музей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Классика», г. Нерюнгри План – программа факультатива.

«Игра-драматизация и её роль в развитии эмоционального мира детей»«Игра-драматизация и её роль в развитии эмоционального мира детей» Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни. Через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование и развитие музыкально-сенсорного восприятия детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр
Опубликовано: 27 января 2014 в 14:53
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД