Папки-передвижки

Формирование и развитие музыкально-сенсорного восприятия детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр

Ольга Кошелева
Формирование и развитие музыкально-сенсорного восприятия детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразный знаний. Только тогда станет понятен и доступен мир звуков, когда будет правильно воспринят слуховым вниманием.

Публикация «Формирование и развитие музыкально-сенсорного восприятия детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр» размещена в разделах

Одновременно с пробуждением слуха у ребенка начинают проявляться основные музыкальные способности : эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный слух, чувство ритма.

Н. А Метлов говорил: «Дошкольники могут чувствовать эмоциональную выразительность музыки, получать от нее наслаждение, понимать красоту звуков. С этой целью необходимо развивать у детей музыкальные способности : музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма».

Основное значение дидактических игр и пособийформирование у детей музыкальных способностей, в доступной игровой форме помочь разобраться в соответствии звуков по высоте, развивать в них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей.

Работа по музыкально-сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Со временем пришло понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного развития и применения дидактических пособий для развития музыкальных способностей.

В чем же ценность музыкально-дидактических игр и пособий?

Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них, открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Поэтому мой выбор пал на широкое использование музыкально-дидактических игр, упражнений и пособий в работе с детьми.

Вопросы развития и формирования музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста вот уже много лет находятся в сфере моих профессиональных интересов. Исследования таких известных педагогов, как Н. А. Метлов, И. Л. Дзержинская, В. Н. Шацкая, Н. А. Ветлугина доказывают возможность и необходимость формирования и развития, музыкально-сенсорных способностей у всех детей без исключения. Б. М. Теплов отмечал, что способности существуют в постоянном процессе развития, если же развития нет – способности угасают. Н. А. Ветлугина разработала ряд заданий дидактического характера (в игровой форме, выполняя которые надо вслушиваться, сравнивать и различать музыкальные звуки, воспроизводить их в певческих интонациях, ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.

Первой, проблемой систематизации музыкально-дидактических игр, занималась Н. А. Ветлугина. В дальнейшем эту работу продолжили Э. П. Костина, Л. Н. Комиссарова, Н. Г. Кононова, А. Н. Зимина.

Ведущей программой нашего дошкольного учреждения в работе с детьми в образовательной области «Музыка» стала программа Э. П. Костиной «Камертон». Программа имеет развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие музыкальности каждого ребенка и его культуры в процессе овладения им музыкальной детской деятельностью.

Цель моей работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулируя развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов воспитания.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть значение музыкально-дидактических игр и пособий.

2. Совершенствовать систему методов и их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей.

3. Оптимизировать музыкально-образовательную среду в ДОУ для развития и формирования музыкальных способностей детей.

4. Способствовать самореализации и самовыражения ребенка

в нерегламентированной музыкальной деятельности.

5. Содействовать овладению музыкальной деятельности в процессе приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

Считая вопрос развития и формирования музыкально-сенсорных способностей главной задачей в музыкальном образовании детей дошкольников, выстроила систему игр и упражнений с учетом применения их на каждом НОД в течение года.

Назвала свою творческую работу «Музыкально-сенсорная азбука».

Задачи, содержание, структура, музыкально-дидактические игры, игровые упражнения направлены на то, чтобы помочь планомерному систематическому развитию и формированию музыкально-сенсорных способностей, развитию музыкального слуха и певческого голоса детей дошкольного возраста.

В основе построения, предложенной мной системы дидактических игр и упражнений по развитию музыкального слуха и певческого голоса, лежат:

- задачи программы «Камертон» Э. П. Костиной;

- принцип наглядности, который лежит в основе систематизации музыкально-дидактических игр Л. Н. Комисаровой и Э. П. Костиной;

- принцип сюжетного содержания А. Н. Зиминой, Н. Г. Кононовой.

Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога. Ведь все игры и пособия, используемые в непосредственной образовательной деятельности, соединяют в себе все методы музыкального воспитания.

Сочетание применяемых в них методов может быть различным:

слуховая, зрительная наглядность и слово;

слуховая наглядность и практический метод;

зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.

Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания.

Система музыкально-дидактических игр, заданий и упражнений составлена по возрастным группам – ступеням :

3-я ступень – от 2 до 3 лет

4-я ступень – от 3 до 4 лет

5-я ступень – от 4 до 5 лет

6-я ступень – от 5 до 6 лет

7-я ступень – от 6 до 7 лет

В каждой возрастной группе предусмотрено формирование и закрепление представлений, умений и навыков на НОД.

В последней возрастной группе параллельно с основной задачей «Музыкально-сенсорной азбуки» предложена система упражнений и игровых заданий для ознакомления детей с элементами нотной грамоты, элементами сольфеджио. Система заданий и упражнений для каждой возрастной группы рассчитана на 60 занятий и дается на протяжении всего года (сентябрь - май). Каждое занятие, согласно нумерации порядкового номера, является частью целостного процесса непосредственно образовательной деятельности.

Между музыкально-дидактическими пособиями и музыкально-дидактическими играми много общего. И те, и другие служат учебным целям и направлены на развитие у детей представлений о свойствах «музыкального языка».

Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств : передача мыслей, чувств, т. е. содержание произведения, характеристика

выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов и структуры произведения.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.

Дети могут их использовать не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности.

Музыкально-дидактические игры осваиваются с детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время НОД.

Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (картинки, карточки, схемы-модели).

В нерегламентированной музыкальной деятельности воспитатель вначале является инициатором проведения игры, а впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей.

Созданная в группах музыкальная среда активизирует самостоятельную музыкальную деятельность детей.

Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения.

«Чьи детки?», «Птица и птенчики», «Кто в домике живет?»,- учат определять звуки по высоте; «Подумай и отгадай», «Кто идет», «В лесу», - развивают представления о звуковых регистрах;

игра «Бубенчики» учит не только определять звуки по высоте, но и учит чисто интонировать звуки трезвучия.

Игры на развитие ритмического слуха : «Кто как идет», «Учитесь танцевать», «Веселые дудочки».

Игры на развитие тембрового слуха : «Угадай, на чем играю?», «Определи инструмент», «Нам игрушки привезли», «Узнай свой инструмент».

Игры на развитие динамического слуха : «Громко – тихо», «Найди щенка», «Нарисуй мелодию», «Громко-тихо запоем»; пособия – «Динамический кубик», карта-схема «Громко – тихо».

Многофункциональные пособия:

«Музыкальные кубики».

Цель: развивать умение детей моделировать : форму песни, характер (настроение) песни (условно-образно – младший возраст, условно-схематически – старший возраст, динамические оттенки (цветные грани – младший возраст, буквенное обозначение – старший возраст).

Пособие «Театр нот».

Цель: ознакомление детей с элементами нотной грамоты.

Использование музыкально-дидактических игр и пособий на каждом НОД дает возможность провести их наиболее содержательно и интересно.

Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Применяя в своей работе «Азбуку», выявила возросший интерес детей к музыкально-дидактическим играм и пособиям, а также, что отрадно, и интерес взрослых к вопросу формирования музыкально-сенсорных способностей детей. А главное – уровень развития музыкальных способностей значительно вырос. В результате проделанной работы было выявлено:

• Слуховое внимание детей стало более внимательным.

• Улучшилась реакция на высокие и низкие звуки.

• Улучшилось определение музыкальных инструментов по тембру и динамическому звучанию.

• Стал более точным ритм, и не только в хлопках, но и в передаче его в игре на детских музыкальных инструментах.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают в них инициативу, самостоятельность, креативность, способность на ином уровне осмыслить услышанную музыку.

Публикации по теме:

План-программа факультатива «Русский музей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Классика», г. Нерюнгри План – программа факультатива.

«Игра-драматизация и её роль в развитии эмоционального мира детей»«Игра-драматизация и её роль в развитии эмоционального мира детей» Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни. Через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование и развитие музыкально-сенсорного восприятия детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр
Опубликовано: 27 января 2014 в 14:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование и развитие музыкально-сенсорного восприятия детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кошелева (УИ 181599) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД