Лучший педагог года

Обобщение опыта «Формирование и развитие речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом»

Пелигарова Татьяна Анатольевна
Обобщение опыта «Формирование и развитие речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Дюймовочка»

Обобщение опыта работы

учителя-логопеда Пелигаровой Татьяны Анатольевны

по теме: ««Формирование и развитие речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом»»

Пояснительная записка.

Публикация «Обобщение опыта „Формирование и развитие речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом“» размещена в разделах

Программа по самообразованию «Формирование и развитие речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом» направлена на повышение профессиональной компетентности педагога детского сада в процессе решения воспитательных задач при реализации программы.

Программа разработана с целью формирования и развития речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом.

Внедрение программы «Формирование и развитие речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом» требует специальной подготовки педагога в части систематизации знаний об изучении и анализе особенностей речевого развития детей-билингвов старшего дошкольного возраста, а также использование методических приёмов, форм и методов работы с детьми и родителями методологии реализации программы.

Программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций:

1. Обогащение теоретических, методологических знаний по теме

2. Структурносодержательные основы программы «Формирование и развитие речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом».

3. Планирование и организация образовательной деятельности в соответствии с современными требованиями

4. Организация различных видов деятельности с детьми и родителями.

5. Формирование профессиональных компетенций педагога.

Программа содержит как самостоятельно разработанные методические материалы по содержательным особенностям программы «Формирование и развитие речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом», модифицированные методические разработки, разработанные автором программы; Конечным результатом программы является обобщение опыта по изучаемой теме, издание методических рекомендаций для педагогов детского сада.

Актуальность.

Любой ребёнок в любом возрасте

способен освоить второй язык…

О билингвизме сегодня говорят очень много. И надо сказать, эта тема достойна столь пристального внимания.

Слово «билингвизм» происходит от двух латинских: bi – «двойной» и «lingua» - язык»). Таким образом, билингвизм – это способность владения двумя языками, причем степень владения тем или иным языком может быть весьма различной. Отсюда, билингв – человек, который может разговаривать на двух языках.

По разным оценкам билингвов в мире насчитывается от 55% до 70% от всего населения земного шара. И это относится именно к тем людям, которые живут в двуязычной среде, изучают и осваивают одновременно два языка с раннего детства, например, с 5-8 лет. Если освоение второго языка начинается позже, то второй язык никогда не станет для человека родным. Человека, который изучал второй язык пусть даже более 20 лет, который в совершенстве владеет им, не называют билингвом, так как родным языком для него является только первый. Билингвизм может возникнуть только тогда, когда ребенок в реальной жизни контактирует с носителями обоих языков (представителями обеих групп, и обращается со вторым языком как с родным.

Исходя из того, что два языка — это две культуры, следует сделать важный вывод, что для билингвов не только оба языка, но и обе культуры становятся родными. В такой ситуации решающее значение для сбалансированного развития ребенка имеет его семья, в которой при самой активной роли родителей и должны формироваться языковая, социальная и культурная составляющие личности ребенка. Стремясь к сбалансированному развитию ребенка-билингва, родители должны предусматривать равные условия его погружения в обе языковые среды, добиваться чистоты и полноценности становления обеих культурно-языковых составляющих личности ребенка. Однако зачастую родители сами смешивают языки, не соблюдая полного перехода на второй язык, не управляют речевой практикой ребенка. Возможно, они вообще не думают о двуязычии как о проблеме, а ведь ребенок в раннем возрасте, на ранней стадии развития сам не осознает, что общается на двух языках.

Овладение языком является одним из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Степень развития речи сказывается на самоощущении ребёнка – билингва, умение высказывать свои мысли и понимать речь окружающих на двух языках, влияет его место и роль в обществе, круг друзей, а в последствии, от уровня овладения связной речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми, общее интеллектуальное развитие, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Пущенный на самотек процесс освоения двух языков становится причиной специфических речевых ошибок и погрешностей в познавательной сфере, что и создает проблемы, приводящие ребенка к учителю-логопеду.

Новизна опыта

Внедрения данной Программы заключается, прежде всего, в использовании системы занятий, дидактических заданий, предназначенных для социализации детей-билингвов в группе детского сада, познавательного, речевого развития и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Адресная направленность опыта.

Данный педагогический опыт может быть полезен учителям-логопедам дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.

Данную работу может провести любой заинтересованный учитель-логопед дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования.

Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Организация данной работы трудоемка при отсутствии художественных материалов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея по формированию речевой деятельности в работе с детьми билингвами включает в себя, прежде всего, систему занятий по межличностному общению обучающихся, так как оно является важнейшим фактором социального развития человека, источником его жизнедеятельности и одним из условий формирования личности на этом этапе.

Работу по данной теме проводила в течение двух лет поэтапно с момента обнаружения противоречия (сентябрь 2023 года, до момента выявления результативности (май 2025 года).

Речевая деятельность дошкольников осуществлялась в форме следующих направлений развития :

Чтение.

Беседа.

Рассматривание.

Решение проблемных ситуаций.

Разговор с детьми.

Игра.

Интегративная деятельность.

Обсуждение.

Рассказ.

Ситуативный разговор с детьми.

Сочинение загадок.

Проблемная ситуация.

Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации.

Социально-коммуникативное развитие детей в образовательной деятельности осуществляется на индивидуальных и индивидуально-подгрупповых занятиях через развлечения, совместную деятельность детей, изучение нового лексического материала, динамические паузы, игры малой подвижности.

Познавательное развитие осуществляется в процессе развития сенсорных функций (су-джок терапия, развитие мелкой моторики пальцев рук и т. д., развития ВПФ, изучения нового познавательного материала, лексических тем, формирования целостной картины окружающего мира

Речевое развитие осуществляется в процессе развития словаря, формирования грамматического строя речи, развития фонетико-фонематической системы и навыков звукового анализа, обучения элементам грамоты.

Художественно-эстетическое развитие осуществляется путем восприятия художественной литературы, использование сказок дидактического характера, самостоятельное сочинение сказок на лексическую тему занятия, использование сказочных персонажей на занятиях; использование на занятиях различных физкультминуток, подвижных игр; развитие графомоторных навыков; использование предметов декоративно-прикладного искусства, как образец для передачи настроения, желания; использование узоров росписей, нахождение одинаковых, самостоятельное их рисование, либо раскрашивание; использование на занятиях картин художников, отражающих тему, время года, события и т. д. для рассматривания; рисование на манке; проигрывание детских сценок, миниатюрок; пальчиковый театр; применение загадок, скороговорок, потешек, пословиц и поговорок; конструирование из ниток, шнурков, фасоли, прищепок.

Физическое развитие осуществляется через применение на занятиях физкультминуток, динамических пауз, малоподвижных игр, игр с мячом.

Основной формой работы являются индивидуальные и индивидуально подгрупповые занятия, которые осуществляются через игровую деятельность – основную форму деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые НОД в соответствии с программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

За основу программы использованы:

- Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком. Чиркина Г. В., А. В. Лагутина

- Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» под редакцией Н. Ю. Куражевой.

- Шипицина Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. -М. : Детство-Пресс, 1998.

- Программа «Дружная семейка» под редакцией Е. О. Севостьянова.

«Коррекционно-развивающие занятия» под редакцией В. Л. Шарохина,

-специальной авторской программы курса занятий для двуязычных детей, предложенную Румега Н. А., рекомендации Ткаченко Т. А.

Цель и задачи работы

Цель: Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме. Формирование и развитие речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом.

Задачи:

1. Проанализировать научную, методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Определить условия, направленные на формирование и развитие речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом.

3. Изучить особенности формирования представлений речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом.

4. Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста всех компонентов устной речи.

5. Проанализировать работу по формированию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом.

6. Данная работа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей :

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Обзор программ по развитию и формированию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом

Хочется сразу отметить что рабочих программ по развитию и формированию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом не так много. Рассмотрим некоторые из них, те, которые утверждены и были опубликованы.

- «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т. Б Филичевой, Г. В. Чиркиной, «Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком».

Программа рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ.

Цель программы логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком» : обеспечить возможность ранней интеграции иноязычного ребенка в среду русскоговорящих детей с нарушениями речи для систематической коррекции речевого дефекта.

- Специальная авторская программа курса занятий для двуязычных детей, предложенная Румега Н. А., рекомендации Ткаченко Т. А.

Цель программы логопедических занятий по развитию речи для адаптации детей-мигрантов является коррекция нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НЗ ОНР) у детей с билингвизмом и профилактика обусловленных этими трудностями в обучении и своевременное предупреждение неуспеваемости.

Рассмотрев данные программы, по формированию и развитию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом, можно сказать следующее:

1. Цель у программ одна – обеспечить возможность ранней интеграции иноязычного ребенка в среду русскоговорящих детей с нарушениями речи для систематической коррекции речевого дефекта.

2. Программы разработаны на основе требований ФГОС ДО.

3. Программы имеют свою структуру и информация разбита по разделам (названия разделов разные, в которых рассматриваются и дается содержание по различным темам освоения той или иной информации;

Проанализировав методическую литературу по формированию и развитию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом, можно сказать, что материала недостаточно, тема нова и актуальна и требует особого внимания.

Принципы построения педагогического процесса.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учё том следующих принципов:

• принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

• принцип комплексно – тематического подхода к коррекционному процессу;

• принцип взаимодействия с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста;

• принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников;

• принцип природосообразности, т. е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;

• онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;

• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

• принцип постепенности подачи учебного материала;

• принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

• принцип обеспечения активной языковой практики;

• единство диагностики и коррекции.

Эти принципы дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности

Работа с родителями.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно - нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется одному из самых важных и ближайших партнеров, которыми являются родители воспитанников. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития решается в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия: семья – логопед – воспитатель.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольника в семье, совместная работа по обмену опытом.

Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач по речевому развитию воспитанников.

Задача учителя-логопеда: объединить усилия для речевого развития дошкольников с билингвизмом, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, организовать эффективное коррекционно-развивающее сопровождение.

Формы работы взаимодействия с семьё й:

1. Соцобследование, диагностика, тесты.

2. Консультации.

3. Оформление наглядной информации.

4. Родительские собрания.

5. Открытые занятия для родителей.

6. Сайт детского сада.

7. Мастер-классы, семинар-практикумы.

8. Папки – передвижки, лэпбуки.

Проводимая работа в данном направлении позволяет значительно повысить активность родителей в вопросах речевого развития дошкольников. Работая совместно с семьей, удается сформировать устойчивый интерес к формированию речевой деятельности у детей с билингвизмом, повышается уровень речевого развития у воспитанников ДОУ.

Формы и методы работы :

В работе по речевому развитию использую разные формы обучения и воспитания:

с педагогами:

-индивидуальные и групповые;

-консультации;

- семинары;

- семинары практикумы;

-педагогические советы;

- родительские собрания;

-открытые мероприятия; - мастер-классы-выпуск буклетов; -рекомендации.

• с дошкольниками :

- занятия в форме беседы;

- экскурсии, наблюдения;

- творческие занятия;

- индивидуальная и подгрупповая работа;

- чтение сказок, рассказов;

- сюжетно-ролевые игры;

-организация конкурсов.

с родителями:

- консультации;

- викторины;

-папки-передвижки;

- мастер-классы.

Результативность работы.

Уровень развития речи у детей

старшего дошкольного возраста с билингвизмом

2023-2024 2024-2025

Учебный год Учебный год

н. г к. г. н. г. к. г.

Высокий 0% 0% 0% 10%

Средний 40% 55% 50% 50%

Низкий 60% 45% 50% 40%

По результатам работы можно сделать вывод: анализируя проделанную работу, можно отметить, что индивидуальные и подгрупповые занятия проводились в соответствии с составленными планами и принесли ожидаемые результаты. По изучаемой проблеме необходимо отметить следующее, что процесс формирования речи детей-билингвов должен быть систематическим, целенаправленным, планомерным, обязательно с активной помощью родителей.

По итогам обследования речи детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом, можно отметить небольшую положительную динамику речевого развития. Это свидетельствует о эффективной логопедической работе.

Подводя итог, можно сделать вывод, что: благодаря полномерному и систематическому осуществлению деятельности по реализации поставленных, в начале года задач, уровень развития речи детей : звукопроизношение, фонематический слух, лексика, грамматика, связная речь детей- билингвов немного улучшился.

Ожидаемые результаты:

- внедрение в практику работы ДОУ инновационных технологий, предпосылок для более высокого уровня профессиональной деятельности и самореализации педагогов.

-диссеминация опыта в педагогических сообществах.

Список используемой литературы.

1. Аникина А. Е., Павлова Н. В. Обучение детей с двуязычием русскому языку // Школьный логопед. 2004. №3.

2. Билингвизм в теории и практике [текст] / Под ред. З. У. Блягоза. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2004.- 295 с.

3. Волкова Е., Протасова Е. Дети с родным нерусским языком в дошкольном учреждении Дошкольное воспитание. 2002. №12.

4. Михайлова М. М. Двуязычие: принципы и проблемы. – М. : Просвещение, 1978.

5. Румега Н. А. Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом

6. Косьмина М. А. Развитие языковой компетентности у детей в условиях вынужденного билингвизма, Хабаровск, 2007.- 154 с.

7. Логопедия в школе: практический опыт/ Под ред. В. С. Кукушина. – М. : МарТ, 2004.

8. Михайлова М. М. Двуязычие: принципы и проблемы [текст] – М. : Просвещение, 1978. -73 с.

9. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». Под редакцией Н. Ф. 10. Виноградовой. - М. : Вентана- Граф, 2013.

11. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб. : Акциденит, 1998.

12. Федорова В. В. и др. Особенности работы учителя-логопеда в национальной школе с русским языком обучения // Дефектология. 1984. №4.

13. Филимошкина Н. М. Разграничение речевой патологии и проявлений билингвизма Дефектология. 1980. №2.

14. Якунина О. В. Билингвизм и нелитературные формы языковой системы как одна из проблем логопедии // Школьный логопед. 2

Публикации по теме:

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Обобщение опыта работы на тему «Использование стикеров в игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»Обобщение опыта работы на тему «Использование стикеров в игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня мне снова хочется поделиться с Вами нашей новой идеей! А что Вы вкладываете в слово «стикер»?.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Формирование и развитие речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом»
Опубликовано: 15 мая 2025 в 12:16
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта «Формирование и развитие речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом»» (включая файлы) размещена пользователем Пелигарова Татьяна Анатольевна (УИ 3554952) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных