Лучший педагог года

Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Марина Жукова
Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Жукова М. Ю. ,

учитель-дефектолог

Игра является особой формой освоения ребёнком окружающей действительности во всём многообразии норм и отношений между людьми путём их воспроизведения и моделирования. В дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей и проходит в своем развитии следующие этапы: от ознакомительной игры через отобразительную и сюжетно-отобразительную к собственно-ролевой.

Публикация «Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Дети дошкольного возраста с ОВЗ отличаются запаздыванием биологического созревания, психическим инфантилизмом, снижением адаптационных возможностей. В силу того, что дети с ОВЗ имеют определенные особенности онтогенеза, их игровая деятельность также отличается своеобразием. Имеются существенные различия в уровне осуществления игровой деятельности дошкольников с ОВЗ и их ровесниками в норме. У детей с ОВЗ действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций, интерес к игровым предметам оказывает кратковременным. В игре наблюдается стереотипность, формальность действий, не развиваются функции речи.

Недоразвитие игровой деятельности у детей с ОВЗ оказывается как бы «запрограммированным» уже в раннем детстве, причинами чего являются, по замечанию О. П. Гаврилушкиной: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональными и ситуативно-деловым общением со взрослыми [4].

Основной причиной, замедляющей самостоятельное, последовательное становление игровой деятельности детей с ОВЗ, выступает недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга, которое приводит к запаздыванию сроков овладения статическими функциями, речью, эмоционально-деловым общением со взрослым в ходе ориентировочной и предметной деятельности

По данным Н. Д. Соколовой [6], средняя продолжительность игр дошкольников с ОВЗ – не более 7 минут. Игра этих детей состоит из варьирования небольшого числа игровых действий. Дети снова и снова возвращаются к ранее проигранному. При этом дети демонстрируют низкий уровень игровой активности, предпочтение более простых правил. Их действия с предметами долго остаются на уровне манипуляций, часто неспецифических. Интерес детей к игрушкам, кратковременный. Без специального обучения ведущей деятельностью таких детей оказывается не игровая, а предметная. Дети не используют предметы-заместители, тем более, они не могут замещать действия с реальными предметами изображением действий или речью. У них нет не только планирующей или фиксирующей речи, но, как правило, и сопровождающей [6].

Для детей рассматриваемой категории характерны игровые действия, не имеющие какого-либо содержания, отражающего реальную жизнь. Эти дети часто играют одни, в отдельных случаях объединяясь по 2 – 3 человека, однако такое объединение бывает кратковременны: у детей тут же возникает конфликт и они начинают отнимать друг у друга игрушку.

У детей дошкольного возраста с ОВЗ преимущественно низкий статус в нормальной группе. Если они играют с нормально развивающимися детьми, то всегда выполняют только подсобные роли, и это даже в тех случаях, когда их товарищи младше на год и более. Их партнеры организуют несложную сюжетную игру, а они, по их указаниям, что-то приносят, уносят, держат. Некоторые дети полностью пассивны. В игровой комнате с множеством игрушек они не находят ничего интересного для себя и жмутся в углу или производят стереотипные, повторяющиеся причудливые движения пальцами или другими частями тела. Часто они настолько отстранены от своего окружения и других людей, что разделять «игру» и другие виды их деятельности попросту бессмысленно [6].

Крайне редко дети рассматриваемой категории сопровождают игры речью. В процессе игры они не сообщают о своих намерениях, не планируют игры, не разговаривают с игрушками и не выступают от их лица. Без специального обучения игре речь не становится органической частью их игровой деятельности и не осуществляет по отношению к ней функции планирования и регулирования.

Л. А. Амельчакова отмечает, что процесс обучения игре детей дошкольного возраста с ОВЗ невозможен без участия родителей и должен строиться с учетом закономерностей ее развития у нормально развивающихся детей (единство законов развития нормального и аномального ребенка) [1].

При развитии игры дошкольников с ОВЗ дома необходимо создать такие условия, чтобы реализовать последовательно три этапа этого длительного и сложного процесса. Продолжительность каждого этапа зависит от того, насколько успешно дети овладевают его содержанием. Решение задач предыдущего этапа делает возможным переход на следующий этап, поскольку содержание его опирается на знания и умения, сформированные у детей на предыдущем этапе. Возможность перехода с одного этапа на последующий определяет педагог на основе изучения динамики развития детей и обсуждает это с родителями.

Первый этап развития игры реализуется с теми детьми, которые не имеют или почти не имеют сформированной игровой деятельности. С этими детьми осуществляются: их эмоциональное развитие; обогащение представлений о предметном и социальном окружении; формирование предметной деятельности; проведение разнообразных игр и игровых упражнений по формированию элементарного игрового опыта; углубление игрового опыта; пробуждение интереса к играм и игровому общению со взрослыми и со сверстниками; проведение игр с природным, бросовым материалом, игр с бумагой и тканью; проведение игр, направленных на сенсорное развитие детей. Это объясняется тем, что сенсорика имеет большое значение в развитии всей познавательной деятельности ребенка. Коррекционная работа в дошкольном учреждении и в условиях семьи должна быть направлена на обогащение сенсомоторного опыта детей ( игры: «Одинаковые игрушки», «Кто что делает?», «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «У кого такая картинка?», «Матрешки», «Пирамидки» и т. п.). Также на данном этапе проводятся: двигательные игры; игры с предметами-орудиями («Накроем кастрюли крышками», «Чашки и ложки», «Мамин стол» и т. п.); отобразительные игры («Катаем кукол в колясках», «Кормим кукол», «Кошка и котята», «Катаем в машине зверей» и т. д.); игры с образными игрушками; конструктивные игры, закрепляющие первичные представления о цвете, форме, величине, строении объектов действительности, расположении в пространстве их элементов по отношению друг к другу, а также позволяющие использовать эти свойства в создании с помощью приемов конструктивной деятельности моделей объектов; работа по развитию интереса к театрализованным играм [8].

Рассматриваемый этап предполагает создание таких условий, как эмоциональное отношение детей с ОВЗ к игрушке и данной игровой ситуации через взаимодействие со взрослыми, а также сформированность ориентировочной деятельности детей. Среди сюжетных игрушек особое место занимают игрушки-куклы. Родителям важно сформировать у детей эмоциональное отношение к кукле, научить воспринимать ее как заместителя человека, а затем научить детей конкретным игровым действиям с ней : кормлению, раздеванию и одеванию, укладыванию спать в кроватку, прогулке в коляске.

На втором этапе развития игровой деятельности детей с ОВЗ продолжается начатая на первом этапе работа, а также формируются умения, связанные с участием в сюжетных играх, происходит ознакомление с ролью в театрализованных и сюжетных подвижных играх. Дети знакомятся с играми «Дочки-матери», «Семья», «Автобус», «Магазин», «Парикмахерская», «Доктор». На этом этапе педагогам и родителям важно создать такое условие, как усвоение детьми логики развития бытового сюжета, чтобы дети понимали закономерность развития игрового действия, состоящую в том, что одно из действий является подготовительным по отношению к другому (например, сначала нужно сварить кашу, а потом накормить ею куклу, а не наоборот) [11].

Третий этап развития игровой деятельности детей с ОВЗ направлен на дальнейшее эмоциональное и нравственное развитие, расширение представлений о предметном и социальном окружении, умственное и эстетическое развитие, обогащение игрового опыта, закрепление интереса к играм и игровому общению со взрослыми и со сверстниками, формирование умений сюжетно-ролевой игры.

Процесс ознакомления детей с социальными явлениями ведется разными методами: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов, беседы. В этот период большое внимание уделяется умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников, для чего используются игры-драматизации, способствующие развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения [8].

Большое место отводится играм, отражающим труд взрослых: «Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д. Для их проведения требуется подготовка детей. Вначале у них формируют представления о каждой из профессий: проводят целенаправленные наблюдения за взаимоотношениями между людьми при выполнении своих профессиональных обязанностей. Затем обобщают впечатления детей в беседе, подготавливают соответствующие атрибуты для игры [11].

Обучение детей с ОВЗ сюжетно-ролевой игре должно включать в себя следующие этапы: целенаправленное формирование представлений детей о профессии; подготовка атрибутов для предстоящей сюжетно-ролевой игры; проведение игры, где основную роль берет на себя взрослый; развитие и углубление сюжета игры, при котором возможно его видоизменение и дополнение.

Таким образом, процесс развития игры у детей дошкольного возраста с ОВЗ нужно строить с учетом закономерностей ее развития у нормально развивающихся детей в соответствии с единством закономерностей развития нормального и аномального ребенка. Вместе с тем процесс обучения детей с ОВЗ игре имеет свои особенности: активное участие в нем родителей, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения. Для лучшего и быстрого усвоения и развития игр необходимо обогащать представления у детей об окружающем мире.

Список литературы

1. Амельчакова Л. А. Игровая деятельность дошкольников с нарушениями интеллекта. – Саяногорск: МБДОУ Детский сад № 20 «Дельфин» [Электронный ресурс] режим доступа www.uchkopilka.ru.

2. Вавилова С. С. Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста. - Пермский край, г. Березники: МБДОУ «Детский сад № 5» // [Электронный ресурс] режим доступа https://vdohnovlennye.ru.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – 3-е изд. - М. : Педагогика, 2004.

4. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей : Кн. для учителя. – 3-е изд. - М. : Академия, 2002.

5. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Сост. В. М. Астапов. – 3-е изд. - М. : Норма, 2005.

6. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М. : Гном и Д, 2001.

7. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 4. – С. 40 – 44.

8. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – 2-е изд. - М. : Медицина, 2003.

9. Зябкина И. Методика обучения игре // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. – С. 37 – 42.

10. Комарова Н. Ф. Диагностика игры детей // Школьный психолог. – 2008. - № 27. – С. 19 – 24.

11. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - 2-е изд., испр. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2000.

12. Рочагова М. С. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника [Электронный ресурс] режим доступа nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe.

13. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 3-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2006.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Конспект занятия по познавательно-игровой деятельности «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возраста Конспект по познавательно – игровой деятельности Тема: «Архитектура нашего города»Группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) Цель: формировать.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 8 июля 2020 в 12:57
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД