Папки-передвижки

Формирование информационно-образовательной среды ДОУ как условие реализации ФГОС

Алла Пушкарёва
Формирование информационно-образовательной среды ДОУ как условие реализации ФГОС

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информатизация – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации.

Публикация «Формирование информационно-образовательной среды ДОУ как условие реализации ФГОС» размещена в разделах

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки, и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз и более производительному и творческому.

Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою педагогическую деятельность, быть для ребенка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения — это пространство сетевого взаимодействия всех участников учебного процесса, в котором происходит развитие ребенка-дошкольника.

Главной целью внедрения информационных технологий в образование, является создание единого информационно-образовательного пространства образовательного учреждения. Единое информационно-образовательное пространство детского садика – это совокупность следующих компонентов:

информационных ресурсов, содержащих данные и сведения, зафиксированные на носителях информации.

– организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, т. е. обеспечивающих все информационные процессы.

– программно-технических средств и организационно-нормативных документов.

Единое информационно-образовательное пространство детского садика – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса. В информационно-образовательной среде электронного детского сада выделяют следующие основные функции – управленческую, воспитательную, информационную, методическую, коммуникационную, техническую.

Управленческая функция. Деятельность руководителя образовательным учреждением требует от него решения поставленных временем задач, постоянного анализа текущего состояния дел. Следовательно, вся управленческая деятельность связана с информацией, информационными процессами. Использование технических средств и компьютеров существенно сокращает сроки сбора и обработки информации, повышает оперативность и качество принимаемых управленческих решений.

Воспитательная функция. Так как человек живет и работает в обществе, то необходимо предоставить воспитанникам возможности поиска своего пути во взрослом мире. Не менее важно –подготовить его к пониманию необходимости управления изменениями в окружающем мире. Для поддержки воспитательной функции дошкольное образовательное учреждение должно быть обеспечено разнообразными возможностями общения, в том числе локальной сетью и выходом в Интернет. Сетевые технологии помогают сформировать инициативную, творческую личность, успешную не только в электронно-информационной среде, но и в обычной жизни.

Информационная функция. Информационная функция единого информационно-образовательного пространства детского садика предполагает: создание банка педагогической информации; формирование программно-методического фонда; формирование фонда компьютерных программ; формирование фонда медиатеки; создание банка информации о здоровье воспитанников.

Методическая функция. Методическая функция предполагает: разработку методических материалов для поддержки учебно-воспитательного процесса; создание информационно-педагогических модулей на различных носителях; разработку педагогических проектов с использованием ИКТ.

Коммуникационная функция. Большое значение в настоящее время имеет формирование у воспитанников коммуникативной культуры, которая поможет им общаться и выполнять совместную работу, устанавливать психологический контакт с другими людьми. В основе коммуникации лежат общепринятые нравственные требования к общению: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность, которые особенно важны для успеха совместной работы. Работая вместе, участвуя в критическом обсуждении идей других людей, дети переходят на более глубокие уровни понимания проблемы, осваивают приемы рефлексии.

В настоящее время большую роль не только в передаче информации, но и в общении играют сетевые технологии. Организация локальной сети и использование возможностей Интернета являются обязательными компонентами модели информационно-образовательной среды электронного детского садика. Локальная сеть образовательного учреждения позволяет совместно использовать общие аппаратные средства и информационную систему учреждения, осуществлять оперативный обмен данными. Благодаря сетевым связям формируются новые социальные объединения. Воспитатели создают сетевые сообщества, работающие над коллективными проектами. Новая среда, в основе которой лежит коллективная познавательная, творческая и учебная деятельность, учит думать по-новому, воспитывает толерантность и критическое и мышление.

Техническая функция. Для создания единого информационного пространства электронного детского садика необходимо: создание рабочих мест, оснащенных современным мультимедийным оборудованием; организация локальной сети; доступ к Интернету с любого компьютера; создание системы технического обслуживания, ремонта и модернизации средств вычислительной и мультимедийной техники.

Каждое дошкольное образовательное учреждение должно иметь собственную модель информатизации, специфическую (авторскую) информационно-образовательную среду в образовательно-информационном пространстве региона, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями обучения.

Проблема поиска решений эффективной информатизации системы образования и её компонентов является актуальной как на социальном, так и на научно-практическом уровнях.

Список литературы:

1. Волошина, О. В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду / О. В. Волошина //Информатика – 2006. – №19.

2. Горвиц, Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном

образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М. ,1998.

3. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова – М., 2011.

4. Цветкова, М. С. Информационная активность педагогов: методическое пособие / М. С. Цветкова – М., 2010.

Публикации по теме:

Формирование имиджа образовательной организации в контексте реализации ФГОС до Формирование слов «имидж детского сада» совсем недавно звучало необычно. А сейчас многие руководители ДОУ задумываются над целенаправленной.

«Квест как инновационная модель обучения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО» «Квест как инновационная модель обучения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО» Воспитатели: Сурнина Ольга Николаевна,.

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как один из способов реализации ФГОСПроектно-исследовательская деятельность в ДОУ как один из способов реализации ФГОС На базе нашего детского сада «Ивушка» с. Марфино прошел семинар на тему «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности,.

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра-ведущая.

Информационно-коммуникативная технология в работе современного педагога в условиях реализации ФГОС Инновационный проект Организация: МБДОУ ЦРР №28 Населенный пункт: г. Чита Название проекта: Информационно-коммуникативная технология в работе.

Педсовет «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС до»Педсовет «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС до» педсоветТема: «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ, как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО».[/b] подготовил:.

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в ДОУ Введение Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе и дошкольное образование, позитивно воспринимает.

Семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду как условие реализации ФГОС ДО» Цель:выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного.

Доклад «Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС» 17 октября 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного.

Опыт работы воспитателя младшей группы «Игра как средство образовательной деятельности в условиях ФГОС» реализации ФГ ОБОБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Игра, как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО». Работая над своей темой по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование информационно-образовательной среды ДОУ как условие реализации ФГОС
Опубликовано: 29 сентября 2017 в 20:49
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД