Приложение МААМ

Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников

Ирина Семёнова
Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

СЛАЙД 1-2

Одна из основных функций речи - коммуникативная.

Интонационно выразительная речь - это эмоциональная речь.

Интонация позволяет говорящему выражать различные чувства.

СЛАЙД 3

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту.

Поэтому большое значение для развития детей в этом направлении играет прослушивание сказок, стихов, других литературных текстов.

СЛАЙД 4

Публикация «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников» размещена в разделах

Интонация - это сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, ударение, тембр и паузы.

Мелодика - чередование повышения и понижения голоса.

Темп - ускорение и замедление речи.

Ритм - представляет собой равномерное чередование ударных и безударных элементов речи.

СЛАЙД 5

Ударение - это выделение группы слов или главного по смыслу слова во фразе с помощью пауз, повышения голоса, большей напряженностью и долготой произношения.

Тембр - окраска голоса, уникальная для каждого человека может изменяться в зависимости от эмоционального состояния говорящего.

Пауза - перерыв в звучании речи.

СЛАЙД 6

Причины невыразительной речи :

Дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

• Парезы мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых связок.

СЛАЙД 7

Таким образом, при формировании интонационной выразительности речи необходимо работать по 3-м направлениям:

1. Развивать просодические компоненты речи :

• речевое дыхание

• сила, высота и тембр голоса;

• ритм речи;

• темп речи;

• ударение.

2. Формировать навык восприятия и воспроизведения основных типов высказывания - утвердительную, вопросительную, восклицательную.

3. Развивать выразительность мимики, жестов и движений

СЛАЙД 8

Работа по развитию просодических компонентов речи проводится последовательно на материале: звуков, звукосочетаний, звукоподражаний, слов, предложений, небольших текстов, чистоговорок, скороговорок, потешек, стихов, сказок.

Упражнения выполняются:

сопряжено, отраженно, по инструкции педагога.

1. Упражнения на формирование навыка правильного речевого дыхания рекомендовано проводить сидя или стоя.

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе, в этом случае речь становится захлебывающейся.

Предлагаем детям сделать вдох и на выдохе в одном темпе произнести речевой материал.

СЛАЙД 9

2. Развитие умения изменять силу, высоту и тембр голоса.

Сила голоса - обеспечивает произнесение звуков, слов, фраз с различной

громкостью (тихий - громкий);

А) Предлагаем упражнения на воспроизведение отдельных звуков, звукосочетаний и слогов с разной силой голоса:

«Тихо - громко»

«Далеко - близко»

«Эхо»

Б) Упражнения на воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний с постепенным нарастанием и падением голоса, (используем схемы-карточки) :

«Поезд уезжает - приезжает»,

«Приближается - удаляется самолет».

Высота голоса - характеризуется повышением и понижением тона (высокий - низкий).

СЛАЙД 10

3. Развитие восприятия и воспроизведения темпа речи -

проговаривать фразы, стихи, чистоговорки, скороговорки в различном темпе - быстро - медленно - умеренно.

Вместе с педагогом, по образцу педагога (отраженно, по инструкции педагога.

СЛАЙД 11

4. Для Развития навыка восприятия и воспроизведения ритма

предлагаются:

А) Ритмические упражнения, которые подготавливают детей к восприятию интонационной выразительности речи, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фраз.

Б) Упражнения на отработку речевого ритма

Данный вид работы рекомендую проводить на хорошо отработанном речевом материале.

Детям предлагается отхлопать, отстучать, прошагать двустишие, стихотворение, чистоговорку, скороговорку:

• на каждый слог

• на ударный слог каждого слова

• на последнее слово во фразе.

СЛАЙД 12

5. Формирование умения выделять ударение в слове и во фразе.

А) Отрабатываем умение делить слова на слоги, различать ударные и безударные слоги в слове.

(обращаем внимание детей на повышение голоса и более протяжное произнесение ударного (сильного) слога).

Б) Отрабатываем умение делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе:

- по образцу

- по наводящим вопросам.

СЛАЙД 13

2. Формировать навык восприятия и воспроизведения различных типов высказывания - утвердительную, вопросительную, восклицательную.

• дать общие сведения об интонационной выразительности

Работу начинают с объяснения, что наш голос изменяется, с помощью него можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу.

Детям читается дважды один и тот же рассказ, первый раз - без интонационного оформления, второй - выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему.

Далее знакомство с видами интонации проводим по алгоритму:

• предложить детям для прослушивания фразы (предложения);

• обратить внимание детей, на изменение голоса при произнесении высказывания;

• познакомить с соответствующим знаком - (.)));

• предложить выделить из текста предложения с определенной интонацией;

• воспроизведение типов высказывания на материале стихов, считалок, потешек, сказок, в диалогах, в сюжетно-ролевых играх, в инсценировках.

СЛАЙД 14

Д/и «Какой овощ я загадала?»

Цель: развивать умение пользоваться утвердительной и

вопросительной интонацией высказывания.

Оснащение: по 2 картинки (овощи, фрукты и др., алгоритм описания предмета.

Взрослый задает вопросы об овощах, выделяя значительным повышением тона слово, на которое падает логическое ударение.

Ребенок отвечает на вопрос, выделяя понижением тона логически выделенное слово.

Далее задавать вопросы тренируется ребенок.

Например: Это овощ КРУГЛЫЙ? - Да, он круглый.

Он ЖЕЛТЫЙ? - Да, он желтый.

Он ГОРЬКИЙ? - Нет, он сладкий.

Это РЕПА? - Да, это репа.

(лук - репа, капуста - огурец, картофель - помидор.)

• Знакомство детей с повествовательной интонацией.

"Когда мы о чем-то сообщаем, говорим спокойно, к концу предложения голос ровно понижаем".

(сопровождаем движением руки, графическим изображением, знакомим со знаком - ТОЧКА).

Упражнения:

«Повтори как я»

«Составь предложение по картинке»

• Знакомство с вопросительной интонацией.

"В конце вопросительного предложения голос повышается".

(движение руки, графический знак, знакомство с вопросительным знаком)

Сначала педагог сам задает вопросы, а потом просит задать вопросы детей.

Упражнения:

«Повтори как я»

«Услышишь вопрос - подними карточку»

«Преврати фразу в вопрос» (Это дом. - Это ДОМ)

Закрепление вопросительной интонации осуществляется в стихах сопряжено с логопедом, по подражанию и самостоятельно.

• Знакомство с восклицательной интонацией.

Осуществляется в процессе рассматривания картинок, содержание которых можно соотнести с междометиями типа: Ой! Ах! Ух! Уточняем, что эти слова мы произносим громко, восклицая. Далее объясняем, что восклицательно можно произнести и целое предложение. На примерах предложений дети наблюдают, что при произнесении их голос или резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается.

(движение руки, графический знак, знакомство с восклицательным знаком)

Упражнения:

«Услышишь восклицание - подними карточку»

«Произнеси как я»

«Произнеси фразу с восклицанием»

• Дифференциация типов высказывания.

Проводится на материале предложений, стихов, потешек, диалогов. Игр- инсценировок.

Упражнения:

«Послушай и покажи нужный знак» (в стихах, рассказах) «Произнеси фразу с нужной интонацией» «Шифровальщики» - последовательная запись типов высказываний с помощью графически знаков.

Д/и «Послушай текст и покажи нужный знак»

Цель: закрепление у детей умения дифференцировать на слух

различные виды интонационного высказывания. Оснащение: карточки со знаками препинания.

Сорока и мышь

- Мышка-трусишка, ты треска боишься?

- Ни крошечки не боюсь!

- А громкого свиста?

- Ни капельки не боюсь!

- А страшного рева?

- Нисколечко не боюсь!

- А чего же ты боишься?

- Да тихого шороха.

Д/и «Речевая разминка»

Цель: развивать речевое дыхание;

развивать умение пользоваться различными видами интонации.

Оснащение: карточки со знаками препинания.

- Послушайте скороговорку: Проворонила ворона вороненка.

- Как я вам ее произнесла: сообщая или спрашивая?

- Повторите вместе со мной.

- Повторяет один ребенок.

- А теперь произнесем, задавая вопрос - вместе, дети по очереди.

- Произнесем, восклицая - вместе, дети по очереди.

СЛАЙД 15

3. Развитие выразительности мимики, жестов и движений - язык эмоций, является специфическим компонентом коммуникации,

способствует развитию речевой эмоциональности детей;

такие игры и упражнения создают внутренний эмоциональный положительный настрой к предстоящей деятельности;

упражнения снимают напряжение в речедвигательном аппарате; способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению;

на уроках это можно использовать как физминутки, оргмомент в совместной образовательной деятельности.

Упражнения по развитию выразительности мимики начинаются с элементарных упражнений перед зеркалом:

Упражнения перед зеркалом.

"Удивилки" - поднять брови.

"Поразилки" - поднять брови, открыть рот.

"Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом.

Примечание: если ребенок не может выполнить эти упражнения, прибегаем к методу "пассивных действий" : чисто вымытыми руками поможем ему поднять бровки, открыть ротик и т. д., потом он сам руками поможет себе.

"Хмурилки" - нахмурить брови.

"Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки.

"Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз.

При помощи мимики, пантомимики дети изображают животных, персонажей сказки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Один день из жизни нашей группы» Первый слайд- название презентации, второй слайд- наш сад,третий слайд- наша группа,четвертый слайд- утренняя гимнастика,5 слайд- завтрак,6.

Развитие интонационной выразительности речи. Развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников
Опубликовано: 1 февраля 2014 в 16:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Семёнова (УИ 187747) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД