Приложение МААМ

Формирование ИЗО у дошкольников

Светлана Афанасьева
Формирование ИЗО у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность работы. Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Она дает широкие возможности для познания детьми прекрасного, для развития у них эмоционально-эстетическогоотношения к действительности, поскольку представляет собой отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов.

Публикация «Формирование ИЗО у дошкольников» размещена в разделах

В связи с особенностями развития дети с задержкой психического развития особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые (В. И. Лубовский1983, Л. И. Переслени 1983, С. Г. Шевченко 1990, и др., исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь, отмечают у них снижение интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной и практической деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития многие ученые (Е. А. Екжанова 2003, Гаврилушкина О. П. 2003 и др) выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

Изучение изобразительной деятельности во многом позволяет понять процесс становления личности ребенка, именно поэтому проблема развития изобразительной деятельности в период дошкольного детства уже давно привлекает к себе пристальное внимание современных специалистов (Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова 1982 и др., которые подчеркивают значение изобразительной деятельности для общего психомоторного развития ребенка.

Исследователи изобразительной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью (Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. 2007; Гаврилушкина О. П. 1993; Екжанова 2002 и др.) подчеркивают ее важность и необходимость в коррекционно-педагогическом процессе в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время в дошкольных учреждениях для детей с проблемами интеллектуального развития этому уделяется большое внимание. При поступлении в школу у большинства детей сформированы элементарные изобразительные навыки. Без специального обучения эти навыки почти не формируются, этим и определяется актуальность проблемы и необходимости нашего исследования.

Несмотря на понимание значения изодеятельности для развития ребенка с ЗПР и накопленный практический опыт ее формирования в образовательных учреждениях, до настоящего времени вопросы ее изучения и формирования не нашли должного отражения в литературе. В связи с этим проведение экспериментального исследования в этом направлении является актуальным и значимым как с теоретической, так и практической точки зрения.

Цель: разработка и апробация системы работы по формированию изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи :

– провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- провести исследование изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;

- разработать и апробировать систему работы по формированию изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития;

Комплекс методов исследования представлен следующими группами:

- теоретические методы: анализ психологических и педагогических литературных источников;

- эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, анализ детских работ;

Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической статистики.

При проведении педагогической диагностики использовали метод наблюдения и предъявление ребенку определенного дидактического материала, ориентированного на пособие А. П. Зарин «Содержание и оценка результатов психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Полученные результаты фиксировались в таблицах. (См приложение)

Заключение

Изучение и анализ научно-методической литературе по проблеме исследования показывает, что формирование изодеятельности у детей с задержкой психического развития проходит эффективнее при использовании приемов, методов и упражнений.

На основе изученной литературы я разработала тематический план по рисованию, игры и упражнения в целях формирования изодеятельности у детей с задержкой психического развития. (см. приложение)

В результате систематической изобразительной деятельности, проводимой с детьми нашей группы, у детей развиваются восприятие, мышление, внимание, память, моторика. Развиваются познавательные интересы к окружающему миру, обогащаются представления.

В ходе моей работы на 12% повысился средний уровень формирования изобразительной деятельности в отличии от первоначальных данных. .(см. таблицы)

Это произошло за счёт увеличения количества дошкольников со средним

уровнем и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне. Это свидетельствует об эффективности нашей работы в данном направлении.

Таким образом, результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов в целях обогащения содержания изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Сравнивая средний показатель уровня развития можно констатировать положительную динамику формирования изодеятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Мы полагаем, что наша дальнейшая работа поможет нам в перспективе достичь полноценного формирования изодеятельности у детей.

Представленные в таблице 1 данные указывают на то, что дети с ЗПР показывают умение рисовать фигуры на уровне 3-4 баллов (от 9 до 12 человек вгруппе). При рисовании круга по образцу они выполняли многократные круговые движения, которые приводят к рисованию пересекающихся линий или рисует замкнутую фигура, которая напоминает овал. Пытаясь нарисовать линию по образцу, рисуют 1-2 линии, расположенные произвольно, либо рисуют одну линию, расположение которой на листе не соответствует расположению на образце. При попытке нарисовать крест, рисуют перекрещивающиеся кривые линии или 2-3 перекрещивающиеся линии. Рисование квадрата ограничивается изображением перекрещивающихся кривых линий или замкнутой фигуры, углы которой закруглены. Наряду с этим в группе было несколько детей, которые практически не смогли воспроизвести предложенный образец (2 балла) или делали это достаточно качественно (5 баллов).

В таблице 2 данные показывают, что у детей с ЗПР технические умения находятся на уровне 3-4 баллов (от 8 до 12 человек в группе). Лучше всего показывают умение рисования карандашом, а хуже владеют преобладающим приемом рисования новых приемов. При рисовании карандашом нажимают на него либо очень слабо, либо чрезмерно напряженно, целенаправленно стремятся получить изображение, силу нажима пытаются контролировать, проявляют интерес к разноцветным карандашам, хотя используют чаще 4-6 цветов.

При рисовании красками по образцу используют различные приемы работы с кистью, создают картины с простым сюжетом. Целенаправленно самостоятельно могут рисовать знакомые простые объекты. Копируют изображения разной степени сложности, довольно часто отрывая карандаш от бумаги, линии несколько неуверенные, могут немного отклониться от образца. Наряду с этим в группе было 4-5 человек, которые неумело держат карандаш и целенаправленно стремятся получить изображение в виде каракулей. Рисуют по подражанию действий взрослых (2 балла) и несколько человек были на достаточно высоком уровне (5 баллов).

Данные в таблице 3 показывают, что у детей с ЗПР виды рисования находятся на уровне 2-3,5 баллов. (от 10 до 12 в группе). Лучше всего развито предметное рисование, а хуже развито сюжетное рисование. Рисунки, выполненные самостоятельно детьми на уровне каракулей, которые они ассоциируют с реальным предметом, называя соответствующим именем. Дети способны выполнить простой рисунок по словесной инструкции после анализа образца. Сюжетные рисунки детей на уровне изображения 2-3 объектов по образцу, предложенному взрослым, без отражения связей между ними, с отдаленной степенью сходства с реальными объектами, раскрыть сюжет может только с опорой на вопросы взрослого. Наряду с этим в группе было по несколько детей, который в сюжетном рисовании, раскрыть сюжет могут только вслед за взрослым (1 балла) и несколько детей были, те которые рисовали достаточно качественно (4 и 5 баллов).

При этом дошкольники контрольной и экспериментальной группы практически в одинаковой степени справляются с предложенными видами рисования. Стоит отметить тот факт, что сюжетное рисование остается на значительно низком уровне. (1,5-2 балла) В процессе целенаправленного обучения почти у всех детей произошли положительные изменения в динамике видов рисования. Это подтверждает хотя небольшое, но увеличение среднего балла.

Данные в таблице 4 показывают, что у детей с ЗПР свойства рисования находятся на низком уровне от 1,19 до 2,75 баллов. (от 9 до 12 человек в группе). Лучше всего развито продолжительность рисования, а хуже развито наличие интереса. Дети слабо проявляют интерес к рисованию. В большей степени проявляют интерес к графическому следу и с удовольствием целенаправленно приблизительно 3-5 минут чиркать по бумаге.

Наряду с этим несколько детей, которые интерес к рисованию не проявляют совсем, самостоятельно не рисуют и целенаправленность у них отсутствует, даже при наличии стимулирования не приступают к рисованию (0 баллов) и несколько детей, которые проявляли интерес к рисованию в большей степени и с удовольствием рисовали по графическому образу, но только если его привлекут к этой деятельности (4 балла).

Оценка уровней сформированности изобразительных умений:

очень низкий уровень: 1-21 балл;

низкий уровень: 22-42 балла;

средний уровень: 43-64 баллов;

высокий уровень: 65-84 баллов

Представленные в таблице 5 данные показывают, что у детей с ЗПР в группе на втором этапе обследования повысился средний уровень в отличие от первого этапа на 12% .

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но.

Кружок по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебники»Кружок по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебники» Нетрадиционное рисование является той техникой, которая создаёт ситуацию успеха у детей, формирует устойчивую мотивацию к рисованию.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование ИЗО у дошкольников
Опубликовано: 9 октября 2014 в 20:11
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование ИЗО у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Афанасьева (УИ 169086) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД