Светлана Афанасьева
Формирование ИЗО у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность работы. Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Она дает широкие возможности для познания детьми прекрасного, для развития у них эмоционально-эстетическогоотношения к действительности, поскольку представляет собой отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов.
Публикация «Формирование ИЗО у дошкольников» размещена в разделах
В связи с особенностями развития дети с задержкой психического развития особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые (В. И. Лубовский1983, Л. И. Переслени 1983, С. Г. Шевченко 1990, и др., исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь, отмечают у них снижение интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной и практической деятельности.
В старшем дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития многие ученые (Е. А. Екжанова 2003, Гаврилушкина О. П. 2003 и др) выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.
Изучение изобразительной деятельности во многом позволяет понять процесс становления личности ребенка, именно поэтому проблема развития изобразительной деятельности в период дошкольного детства уже давно привлекает к себе пристальное внимание современных специалистов (Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова 1982 и др., которые подчеркивают значение изобразительной деятельности для общего психомоторного развития ребенка.
Исследователи изобразительной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью (Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. 2007; Гаврилушкина О. П. 1993; Екжанова 2002 и др.) подчеркивают ее важность и необходимость в коррекционно-педагогическом процессе в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время в дошкольных учреждениях для детей с проблемами интеллектуального развития этому уделяется большое внимание. При поступлении в школу у большинства детей сформированы элементарные изобразительные навыки. Без специального обучения эти навыки почти не формируются, этим и определяется актуальность проблемы и необходимости нашего исследования.
Несмотря на понимание значения изодеятельности для развития ребенка с ЗПР и накопленный практический опыт ее формирования в образовательных учреждениях, до настоящего времени вопросы ее изучения и формирования не нашли должного отражения в литературе. В связи с этим проведение экспериментального исследования в этом направлении является актуальным и значимым как с теоретической, так и практической точки зрения.
Цель: разработка и апробация системы работы по формированию изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи :
– провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- провести исследование изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- разработать и апробировать систему работы по формированию изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития;
Комплекс методов исследования представлен следующими группами:
- теоретические методы: анализ психологических и педагогических литературных источников;
- эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, анализ детских работ;
Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической статистики.
При проведении педагогической диагностики использовали метод наблюдения и предъявление ребенку определенного дидактического материала, ориентированного на пособие А. П. Зарин «Содержание и оценка результатов психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Полученные результаты фиксировались в таблицах. (См приложение)
Заключение
Изучение и анализ научно-методической литературе по проблеме исследования показывает, что формирование изодеятельности у детей с задержкой психического развития проходит эффективнее при использовании приемов, методов и упражнений.
На основе изученной литературы я разработала тематический план по рисованию, игры и упражнения в целях формирования изодеятельности у детей с задержкой психического развития. (см. приложение)
В результате систематической изобразительной деятельности, проводимой с детьми нашей группы, у детей развиваются восприятие, мышление, внимание, память, моторика. Развиваются познавательные интересы к окружающему миру, обогащаются представления.
В ходе моей работы на 12% повысился средний уровень формирования изобразительной деятельности в отличии от первоначальных данных. .(см. таблицы)
Это произошло за счёт увеличения количества дошкольников со средним
уровнем и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне. Это свидетельствует об эффективности нашей работы в данном направлении.
Таким образом, результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов в целях обогащения содержания изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Сравнивая средний показатель уровня развития можно констатировать положительную динамику формирования изодеятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Мы полагаем, что наша дальнейшая работа поможет нам в перспективе достичь полноценного формирования изодеятельности у детей.
Представленные в таблице 1 данные указывают на то, что дети с ЗПР показывают умение рисовать фигуры на уровне 3-4 баллов (от 9 до 12 человек вгруппе). При рисовании круга по образцу они выполняли многократные круговые движения, которые приводят к рисованию пересекающихся линий или рисует замкнутую фигура, которая напоминает овал. Пытаясь нарисовать линию по образцу, рисуют 1-2 линии, расположенные произвольно, либо рисуют одну линию, расположение которой на листе не соответствует расположению на образце. При попытке нарисовать крест, рисуют перекрещивающиеся кривые линии или 2-3 перекрещивающиеся линии. Рисование квадрата ограничивается изображением перекрещивающихся кривых линий или замкнутой фигуры, углы которой закруглены. Наряду с этим в группе было несколько детей, которые практически не смогли воспроизвести предложенный образец (2 балла) или делали это достаточно качественно (5 баллов).
В таблице 2 данные показывают, что у детей с ЗПР технические умения находятся на уровне 3-4 баллов (от 8 до 12 человек в группе). Лучше всего показывают умение рисования карандашом, а хуже владеют преобладающим приемом рисования новых приемов. При рисовании карандашом нажимают на него либо очень слабо, либо чрезмерно напряженно, целенаправленно стремятся получить изображение, силу нажима пытаются контролировать, проявляют интерес к разноцветным карандашам, хотя используют чаще 4-6 цветов.
При рисовании красками по образцу используют различные приемы работы с кистью, создают картины с простым сюжетом. Целенаправленно самостоятельно могут рисовать знакомые простые объекты. Копируют изображения разной степени сложности, довольно часто отрывая карандаш от бумаги, линии несколько неуверенные, могут немного отклониться от образца. Наряду с этим в группе было 4-5 человек, которые неумело держат карандаш и целенаправленно стремятся получить изображение в виде каракулей. Рисуют по подражанию действий взрослых (2 балла) и несколько человек были на достаточно высоком уровне (5 баллов).
Данные в таблице 3 показывают, что у детей с ЗПР виды рисования находятся на уровне 2-3,5 баллов. (от 10 до 12 в группе). Лучше всего развито предметное рисование, а хуже развито сюжетное рисование. Рисунки, выполненные самостоятельно детьми на уровне каракулей, которые они ассоциируют с реальным предметом, называя соответствующим именем. Дети способны выполнить простой рисунок по словесной инструкции после анализа образца. Сюжетные рисунки детей на уровне изображения 2-3 объектов по образцу, предложенному взрослым, без отражения связей между ними, с отдаленной степенью сходства с реальными объектами, раскрыть сюжет может только с опорой на вопросы взрослого. Наряду с этим в группе было по несколько детей, который в сюжетном рисовании, раскрыть сюжет могут только вслед за взрослым (1 балла) и несколько детей были, те которые рисовали достаточно качественно (4 и 5 баллов).
При этом дошкольники контрольной и экспериментальной группы практически в одинаковой степени справляются с предложенными видами рисования. Стоит отметить тот факт, что сюжетное рисование остается на значительно низком уровне. (1,5-2 балла) В процессе целенаправленного обучения почти у всех детей произошли положительные изменения в динамике видов рисования. Это подтверждает хотя небольшое, но увеличение среднего балла.
Данные в таблице 4 показывают, что у детей с ЗПР свойства рисования находятся на низком уровне от 1,19 до 2,75 баллов. (от 9 до 12 человек в группе). Лучше всего развито продолжительность рисования, а хуже развито наличие интереса. Дети слабо проявляют интерес к рисованию. В большей степени проявляют интерес к графическому следу и с удовольствием целенаправленно приблизительно 3-5 минут чиркать по бумаге.
Наряду с этим несколько детей, которые интерес к рисованию не проявляют совсем, самостоятельно не рисуют и целенаправленность у них отсутствует, даже при наличии стимулирования не приступают к рисованию (0 баллов) и несколько детей, которые проявляли интерес к рисованию в большей степени и с удовольствием рисовали по графическому образу, но только если его привлекут к этой деятельности (4 балла).
Оценка уровней сформированности изобразительных умений:
очень низкий уровень: 1-21 балл;
низкий уровень: 22-42 балла;
средний уровень: 43-64 баллов;
высокий уровень: 65-84 баллов
Представленные в таблице 5 данные показывают, что у детей с ЗПР в группе на втором этапе обследования повысился средний уровень в отличие от первого этапа на 12% .