Гайнуллина Лилия
Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых математических комплексов
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс модернизации форм и содержания системы современного дошкольного образования ориентирует педагогическое сообщество на обновление целей, задач, средств, способов и методов организации педагогической деятельности по математическому развитию детей, как одному из ключевых компонентов целостного интеллектуального становления детской личности. Значимость работы по поиску новых и эффективных методик формирования у дошкольников математических представлений тесным образом взаимосвязана и с особой ролью математики в современном обществе. Сегодня информатизация различных областей знаний и видов деятельности человека, внедрение высоких технологий в жизнедеятельность общества диктует необходимость наиболее раннего осознанного овладения математическими представлениями, понятиями и соответствующими операциями.
Публикация «Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых математических комплексов» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2023
Научно-методическая деятельность современных педагогов дошкольных образовательных организаций в области обновления и совершенствования содержания математического развития детей дошкольного возраста регламентируется и осуществляется на основе требований основных нормативно-правовых документов в сфере образовательной политики нашего государства – Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012; Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО); Концепции развития математического образования в Российской Федерации от 24 декабря 2013 года.
В дошкольном детстве формирование количественных представлений позволяет эффективно развивать интеллектуально-познавательную сферу ребенка. В исследованиях А. В. Белошистой, В. В. Даниловой, Т. Н. Ерофеевой, А. М. Леушиной, Н. А. Менчинской, Л. С. Метлиной, В. П. Новиковой, Л. Н. Павловой, А. А. Столяра и других отмечается, что освоение этих представлений происходит в течение всего дошкольного возраста поэтапно и последовательно с учетом особенностей становления основных психических процессов.
В старшем дошкольном возрасте процесс формирования количественных представлений достигает качественно нового уровня развития, позволяющего совершать различные арифметические действия с числами и множествами. Но это происходит только в случае целенаправленного организованного педагогического воздействия с использованием разнообразных методов и технологий.
Особое место в процессе формирования у детей количественных представлений занимают игры. Посредством игровой деятельности дошкольники быстрее, осознаннее и легче осваивают понятия числа, числового ряда, операции с количественными категориями.
Но, несмотря на признание педагогической значимости процесса формирования количественных представлений у старших дошкольников с помощью игровых методов и приемов, как основополагающего направления математического образования детей, он не всегда имеет высокие качественные результаты в практике работы ДОО. Дети недостаточно осознанно овладевают этими представлениями, не могут четко и правильно выполнять действия с количественными данными.
Исходя из теоретического анализа литературы было определено, что формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровых математических комплексов будет наиболее успешно осуществляться при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- если определены цели, темы, содержание математических игровых комплексов, способствующих формированию представлений о числах, счетной деятельности и пр. ;
- если отобраны и адаптированы развивающие игры и игровые упражнения, соответствующие целям, теме и содержанию игровых математических комплексов, а также принципу постепенного усложнения;
- если организована специальная развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет формировать познавательные и игровые интересы, а также математические представления о количественных отношениях;
- если обеспечено социальное партнерство педагогов и родителей детей на основе осознанного понимания проблемы формирования количественных представлений с помощью игровых математических комплексов.
В процессе работы с детьми можно рекомендовать использовать такие игровые математические комплексы, интегрирующие несколько задач – формирование не только представлений о числах и счете, но и развитие временных представлений.
Для эффективного формирования количественных представлений у старших дошкольников также целесообразно организовать специальную развивающую предметно-пространственную среду. Значимость создания среды связана с тем, что она, выступая в качестве особого пространства состоящего из различных объектов, явлений и материалов, позволяет формировать и развивать все основные психические процессы и личностные качества, осваивать социокультурный мир, неотъемлемой частью которого является математическая культура и количественные отношения.
Создание среды для формирования количественных представлений детей с помощью игровых математических комплексов необходимо осуществлять в соответствии со следующими принципами:
- принцип информативности – разнообразие различных видов объектов, материалов и оборудования, отображающих различные количественные связи и отношения реального мира;
- принцип вариативности – постоянное преобразование и изменение содержания среды, что предполагает сменяемость материала и оборудования в соответствии с направлениями работы по формированию количественных представлений детей и уровнем освоения ими ее содержания;
- принцип активности – создание условий для формирования и развития детской активности в познании математической культуры и количественных представлений, для проявления собственной инициативы и самостоятельности в использовании усвоенных знаний в различных видах деятельности: игре, познании, художественном творчестве, труде и пр. ;
- принцип трансформируемости – преобразование содержания среды в зависимости от педагогических ситуаций, преобладания вида детской деятельности и проявленных дошкольниками математических интересов и способностей;
- принцип гибкого зонирования – создание определенных зон для реализации детской активности, использования освоенных количественных представлений в различных видах деятельности, которые не пересекаются и не создают препятствий для полного и свободного самовыражения детей;
- принцип полифункциональности – разнообразное использование объектов и материалов среды в различных условиях и видах детской деятельности, предоставляющее возможность познавать их различные функциональные особенности и способы употребления (бросовый и природный материал, поделки и пр.);
- принцип доступности – все элементы среды доступны детям для восприятия, познания и взаимодействия с ними в различной деятельности;
- принцип безопасности – различные объекты, материалы и оборудование среды соответствует санитарно-гигиеническим и психолого-педагогическим требованиям.
Создание среды также должно быть направлено на проведение совместной партнерской игровой деятельности между взрослыми и старшими дошкольниками, в ходе которой детьми осваиваются количественные представления и основы математической культуры, развиваются математические способности. Кроме того, среда позволяет осуществлять детям самостоятельную познавательную и игровую деятельность по освоению количественных представлений по их инициативе.
Положительный результат образовательной работы по формированию количественных представлений у детей заключается не только в педагогическом воздействии специалистов, но и во взаимодействии с родителями. Потому в рамках работы необходимо организовать социальное партнерство педагогов и родителей.
Главными задачами этого партнерства являются:
- развитие заинтересованности родителей и семьи каждого ребенка к математическому образованию дошкольников и использованию игровых комплексов;
- формирование представлений о содержании и проведении специально организованной работы по формированию количественных представлений с помощью игровых математических комплексов;
- обучение родителей основным приемам закрепления и совершенствования результатов образовательной работы в условиях домашнего воспитания;
- привлечение родителей к проведению различных мероприятий по математическому образованию.
Таким образом, формирование представлений о количестве у старших дошкольников выступает перед педагогами как одна из важнейших задач математического развития детей.