МААМ-картинки

Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых математических комплексов

Гайнуллина Лилия
Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых математических комплексов
▼ Скачать + Заказать документы

Процесс модернизации форм и содержания системы современного дошкольного образования ориентирует педагогическое сообщество на обновление целей, задач, средств, способов и методов организации педагогической деятельности по математическому развитию детей, как одному из ключевых компонентов целостного интеллектуального становления детской личности. Значимость работы по поиску новых и эффективных методик формирования у дошкольников математических представлений тесным образом взаимосвязана и с особой ролью математики в современном обществе. Сегодня информатизация различных областей знаний и видов деятельности человека, внедрение высоких технологий в жизнедеятельность общества диктует необходимость наиболее раннего осознанного овладения математическими представлениями, понятиями и соответствующими операциями.

Публикация «Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых математических комплексов» размещена в разделах

Научно-методическая деятельность современных педагогов дошкольных образовательных организаций в области обновления и совершенствования содержания математического развития детей дошкольного возраста регламентируется и осуществляется на основе требований основных нормативно-правовых документов в сфере образовательной политики нашего государства – Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012; Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО); Концепции развития математического образования в Российской Федерации от 24 декабря 2013 года.

В дошкольном детстве формирование количественных представлений позволяет эффективно развивать интеллектуально-познавательную сферу ребенка. В исследованиях А. В. Белошистой, В. В. Даниловой, Т. Н. Ерофеевой, А. М. Леушиной, Н. А. Менчинской, Л. С. Метлиной, В. П. Новиковой, Л. Н. Павловой, А. А. Столяра и других отмечается, что освоение этих представлений происходит в течение всего дошкольного возраста поэтапно и последовательно с учетом особенностей становления основных психических процессов.

В старшем дошкольном возрасте процесс формирования количественных представлений достигает качественно нового уровня развития, позволяющего совершать различные арифметические действия с числами и множествами. Но это происходит только в случае целенаправленного организованного педагогического воздействия с использованием разнообразных методов и технологий.

Особое место в процессе формирования у детей количественных представлений занимают игры. Посредством игровой деятельности дошкольники быстрее, осознаннее и легче осваивают понятия числа, числового ряда, операции с количественными категориями.

Но, несмотря на признание педагогической значимости процесса формирования количественных представлений у старших дошкольников с помощью игровых методов и приемов, как основополагающего направления математического образования детей, он не всегда имеет высокие качественные результаты в практике работы ДОО. Дети недостаточно осознанно овладевают этими представлениями, не могут четко и правильно выполнять действия с количественными данными.

Исходя из теоретического анализа литературы было определено, что формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровых математических комплексов будет наиболее успешно осуществляться при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

- если определены цели, темы, содержание математических игровых комплексов, способствующих формированию представлений о числах, счетной деятельности и пр. ;

- если отобраны и адаптированы развивающие игры и игровые упражнения, соответствующие целям, теме и содержанию игровых математических комплексов, а также принципу постепенного усложнения;

- если организована специальная развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет формировать познавательные и игровые интересы, а также математические представления о количественных отношениях;

- если обеспечено социальное партнерство педагогов и родителей детей на основе осознанного понимания проблемы формирования количественных представлений с помощью игровых математических комплексов.

В процессе работы с детьми можно рекомендовать использовать такие игровые математические комплексы, интегрирующие несколько задач – формирование не только представлений о числах и счете, но и развитие временных представлений.

Для эффективного формирования количественных представлений у старших дошкольников также целесообразно организовать специальную развивающую предметно-пространственную среду. Значимость создания среды связана с тем, что она, выступая в качестве особого пространства состоящего из различных объектов, явлений и материалов, позволяет формировать и развивать все основные психические процессы и личностные качества, осваивать социокультурный мир, неотъемлемой частью которого является математическая культура и количественные отношения.

Создание среды для формирования количественных представлений детей с помощью игровых математических комплексов необходимо осуществлять в соответствии со следующими принципами:

- принцип информативности – разнообразие различных видов объектов, материалов и оборудования, отображающих различные количественные связи и отношения реального мира;

- принцип вариативности – постоянное преобразование и изменение содержания среды, что предполагает сменяемость материала и оборудования в соответствии с направлениями работы по формированию количественных представлений детей и уровнем освоения ими ее содержания;

- принцип активности – создание условий для формирования и развития детской активности в познании математической культуры и количественных представлений, для проявления собственной инициативы и самостоятельности в использовании усвоенных знаний в различных видах деятельности: игре, познании, художественном творчестве, труде и пр. ;

- принцип трансформируемости – преобразование содержания среды в зависимости от педагогических ситуаций, преобладания вида детской деятельности и проявленных дошкольниками математических интересов и способностей;

- принцип гибкого зонирования – создание определенных зон для реализации детской активности, использования освоенных количественных представлений в различных видах деятельности, которые не пересекаются и не создают препятствий для полного и свободного самовыражения детей;

- принцип полифункциональности – разнообразное использование объектов и материалов среды в различных условиях и видах детской деятельности, предоставляющее возможность познавать их различные функциональные особенности и способы употребления (бросовый и природный материал, поделки и пр.);

- принцип доступности – все элементы среды доступны детям для восприятия, познания и взаимодействия с ними в различной деятельности;

- принцип безопасности – различные объекты, материалы и оборудование среды соответствует санитарно-гигиеническим и психолого-педагогическим требованиям.

Создание среды также должно быть направлено на проведение совместной партнерской игровой деятельности между взрослыми и старшими дошкольниками, в ходе которой детьми осваиваются количественные представления и основы математической культуры, развиваются математические способности. Кроме того, среда позволяет осуществлять детям самостоятельную познавательную и игровую деятельность по освоению количественных представлений по их инициативе.

Положительный результат образовательной работы по формированию количественных представлений у детей заключается не только в педагогическом воздействии специалистов, но и во взаимодействии с родителями. Потому в рамках работы необходимо организовать социальное партнерство педагогов и родителей.

Главными задачами этого партнерства являются:

- развитие заинтересованности родителей и семьи каждого ребенка к математическому образованию дошкольников и использованию игровых комплексов;

- формирование представлений о содержании и проведении специально организованной работы по формированию количественных представлений с помощью игровых математических комплексов;

- обучение родителей основным приемам закрепления и совершенствования результатов образовательной работы в условиях домашнего воспитания;

- привлечение родителей к проведению различных мероприятий по математическому образованию.

Таким образом, формирование представлений о количестве у старших дошкольников выступает перед педагогами как одна из важнейших задач математического развития детей.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Дидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 летДидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Авторская дидактическая игра по ФЭМП «Белочки» для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Бирюкова Наталья Юрьевна Организация: МБДОУ.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых математических комплексов
Опубликовано: 3 февраля 2023 в 19:26
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых математических комплексов» (включая файлы) размещена пользователем Гайнуллина Лилия (УИ 3082747) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД