Получи документы

Формирование компонентов устной речи

ТАТЬЯНА ГОНЧАРОВА
Формирование компонентов устной речи

Формирование компонентов устной речи детей 6 – летнего возраста в различных формах и видах деятельности.

• Речь- особая наиболее совершенная форма общения, присущая человеку, формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

Одной из главных задач в старшей группы является формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими русского языка.

Публикация «Формирование компонентов устной речи» размещена в разделах

Важнейшей предпосылкой для развития речи, является правильная организация обстановки в группе, в которой у детей появилось бы желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучение грамоте, а так же вне занятий, в играх и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка.

• Основные задачи, которые использую в работе:

Развитие связной речи

• • Развитие лексической стороны речи

• • Формирование грамматического строя речи

• • Развитие звуковой стороны речи

• Развитие образной речи.

• Наиболее интенсивно развитие речи формируется у детей на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Это чтение литературных текстов и их пересказов, а также заучивание стихотворений и малых фольклорных форм.

Чтение художественных произведений привлекает детей содержанием и образной формой. Поэтому все произведения прочитываем выразительно. Чтение сопровождаем разнообразным наглядным материалом: это иллюстрации, картонажные театры. Учим детей строить простые и сложные предложения, пользоваться выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами, которые были использованы в тексте. Это все ведет к овладению пересказа, к углублению и уточнению художественного восприятия литературных произведений.

При заучивании стихов, малых фольклорных форм, стихов, потешек, особое внимание уделяем интонации, выразительности чтения. Это способствует смысловой законченности стихотворения, чистоговорок, потешек и развитию образной речи.

• На занятиях по ознакомлению с окружающим дети усваивают словестные обозначения – это названия предметов, материалов, знакомятся со свойствами, профессиями, и. т. д. стараемся пополнить словарный запас. Учим образовывать слова в роде, числе, падеже, называть родственные слова, определять и называть признаки предметов, также уметь объяснять многозначность слов : (дерево – ствол – ветви – зеленое – старое – дает воздух …) Стремимся чтобы речь приобретала такие качества как правильность, точность.

Применяем такие игры как: ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

• ЧТО ЗВУЧАЛО?

• НАЗЫВАЙ СЛОВА НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ БУКВУ

• НАЗОВИ БОЛЬШЕ СЛОВ ПО ТЕМЕ (СЛОВА ОБОЗНАЧ. ЖИВОТНЫХ, ПТИЦ)

• НАЗВАТЬ СЛОВА ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ГОРОД, ЖИВОТНЫХ, ИМЕНА…

• СОСТАВЬ ЦЕПОЧКУ ИЗ СЛОВ (ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА ПРЕДЫДУЩЕГО СЛОВА БЫЛА БЫ ПЕРВОЙ ПОСЛЕДНЕГО СЛОВА – БЫК – КОШКА – КРАСНОЯРСК – КОРОЛЬ)

• СОСТАВЬ ЦЕПОЧКИ ИЗ СЛОВ АНТОНИМОВ

• НАЗВАТЬ ВСЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ЦВЕТА

• УЗНАЙ ЧТО Я ХОЧУ СКАЗАТЬ?

• ПРИДУМАЙ РИФМУ К СЛОВУ.

• Не менее динамично развитие речи происходит в игровой деятельности. В играх приходится выбирать ведущего, используя считалки, а подвижные игры стараюсь провести с детьми такие, где есть проговаривание текста: игра «Мышеловка» - (ах, как мыши надоели всё погрызли все поели., «Окошечки» - (вокруг домика хожу и в окошечки гляжу., «Дед Мазай» (здравствуй дедушка Мазай из корзинки вылезай, «Золотые ворота» - (тра- та та, тра-та-та открываем ворота., «Бояре» - (Бояре а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли.)

У детей 5 – 6 лет мыслительно-речевая деятельность приобретает более сложные формы. Ребенок интересуется не только содержанием слышимой речи, но его внимание всё больше начинает привлекать языковая форма выражения мыслей, рассуждений, впечатлений.

Предложить можно детям поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Дочки – матери», «Школа», при этом, объясняя не только содержание игры, но и привлекая внимание детей к объяснению содержания, обращая внимание на то, что одну и туже мысль можно выразить по разному, используя предложения разного типа.

• Например игра «Перекресток ДПС». В соответствии с игровой ситуацией на светофоре «зеленый» красный свет. И машины поедут, можно произнести следующие фразы: «На светофоре загорелся зеленый свет, транспорт поехал», или «когда на светофоре загорелся зеленый свет, транспорт тронулся с места», или «автобусы и машины поехали, потому что на светофоре появился зеленый свет». Дети проговаривают эти предложения. Новый эпизод игры (на светофоре – красный, желтый свет, машины двинулись, приготовились к движению). Спрашиваю детей: «О чем и как вы скажите?» Дети высказываются, строя предложения по той же схеме. И так меняя эпизоды игры, нацеливаем детей на новые высказывания.

• Активно использую дидактические игры.

«Потерялся поясок» – упражнение детей в различии большого количества оттенков цвета. Совершенствуется навык описания предметов одежды.

«Кто как двигается» - расширяем словарь детей, используем в речи глаголы, учим соотносить название глагола движения с действием животного.

«У кого сколько?» - упражнение детей в согласовании числительных с существительными и т. д.

• Развитие речи детей происходит и в повседневной жизни: это общение детей друг с другом и со взрослыми. Это сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической.

При развитии речи особое внимание уделяется формированию умения у детей строить монолог (спрашивать, отвечать, объяснять, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используем беседы на разнообразные темы: «Любимая детская телепередача», «Твоя семья», «Как ты провел выходной», «Твой лучший друг» т. д. В диалоге развивается умение выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от ситуации. Эти умения необходимы и для развития монологической речи.

• Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. И мы должны помочь ребенку овладеть всеми богатствами родного языка.

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития устной речи ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ 43. «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ». Цель. Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном.

Развитие устной речи у детей, имеющих сложную структуру дефекта Развитие устной речи у детей, имеющих сложную структуру дефекта У детей младшего школьного возраста со сложной структурой дефекта имеются:.

Формы внешней устной речи Формы внешней устной речиДиалогическая (диалог) — первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность,.

Характеристика устной и письменной речи учащегося школы Результаты обследования устной и письменной речи. ., учащегося 5. класса МБДОУ «Лицей имени А. Г. Баженова» (2016-2017 уч. г.).

Конспект занятия по развитию всех компонентов устной речи «В гостях у Снежной королевы» Конспект НОД коммуникация (развитие всех компонентов устной речи) Тема: «В гостях у Снежной королевы» Задачи: Образовательные: 1. Закрепить.

Педсовет на тему «Формирование компонентов устной речи и культуры общения в процессе игровой деятельности» (средняя группа) Педсовет на тему «Формирование компонентов устной речи и культуры общения в процессе игровой деятельности у дошкольников средней группы».

Приобщение детей к чувашской устной речи методом билингвизма Живя в Чувашии, с годами пропадает культура чувашского языка, интерес к нему. Население стало меньше использовать родной язык в речи. В.

Развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста в различных формах и видах детской деятельности Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельностиК компонентам устной речи относится: словарь.

Речевое развитие дошкольников посредством развития всех компонентов устной речи (из опыта работы) Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» Подготовила:.

Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольника Дидактическая игра как средство формирования монологической речи дошкольника Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование компонентов устной речи
Опубликовано: 21 января 2019 в 06:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД