Юлия Тарусина
Формирование коммуникативной компетентности детей с ОВЗ при разных типах родительского отношения посредством Эбру-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ при разных типах родительского отношения посредством Арт-терапии «Эбру».
В современном обществе одной из важнейших сторон и результатов развития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее дошкольников с ОВЗ) является коммуникативное развитие. Результатом такого развития, несомненно, выступает коммуникативная компетентность в общении детей с взрослыми и со сверстниками.
Публикация «Формирование коммуникативной компетентности детей с ОВЗ при разных типах родительского отношения посредством Эбру-терапии» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эбру. Техника рисования
- Темочки
Коммуникативная компетентность - это умение эффективно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенных ситуациях.
Проблема развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОВЗ находится в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. В настоящее время наблюдается тревожная тенденция снижения внимания к коммуникативной компетентности ребенка, нежели чем к интеллектуальному развитию. Дети стали меньше общаться со сверстниками и со взрослыми, ни для кого не секрет, что лучшими друзьями для ребенка стали телефон и планшет [2, с. 10].
Поэтому, в своей профессиональной деятельности, считаю необходимым поставить во главу угла – коммуникативную компетентность дошкольников с ОВЗ.
Родители – играют важную роль в социализации ребенка, особенно дошкольников с ОВЗ. От их педагогической компетентности, в первую очередь, зависит успешность адаптации ребёнка в обществе. В данном случае реализуется важнейшая функция семьи - удовлетворение потребностей человека, в том числе, потребностей ребёнка. Гармоничное развитие личности ребенка с ОВЗ возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия.
«Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, также как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье и, как следствие, неудовлетворенных потребностей ребенка.
Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Соотнесения себя и семьи у взрослого и ребенка в известном смысле зеркальны: для взрослого семья - производное от «Я», для ребенка «Я» - производное от семьи.
В последние десятилетия психология сделала ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля семейного воспитания.
Стиль (от гр. Stylos - палочка для письма) - приемы, способы, методы какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Применительно к воспитанию - это типичная стратегия поведения родителя с ребенком.
Наиболее разработанным современным подходом к изучению детско-родительских отношений является исследование А. Я. Варга и В. В. Столина. По мнению авторов, «родительские отношения» – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков [1, с. 18].
Формирование коммуникативной компетентности и взаимосвязь типа родительского отношения проявляется через : расширение возможностей понимания своего ребёнка; совместную деятельность; проживание опыта в группе; рефлексию и возможность получения обратной связи, что обеспечивает оптимизацию процесса сотрудничества родителей и детей в таком не простом вопросе формирования коммуникативной компетентности.
Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методы и методики работы:
- наблюдение;
- беседы;
- анкетирование;
-«Диагностика родительского отношения» ( авторы: А. Я. Варга, В. В. Столин,
-«Особенности межличностных отношений (ОМО) для детей (Модификация и критерии анализа Г. Р. Хузеева).
В исследовании приняли участие 30 респондентов в возрасте от 6 до 7 лет с ОВЗ и их родители.
В результате исследования, были выделены две группы типов родительского отношения : социально-желательный и социально-нежелательный. В группу с социально-желательным типом родительского отношения включены такие стили, как принятие и кооперация. К социально-нежелательным типам родительского отношения относятся отвержение и гиперсоциализацию. Социально-желательное родительское отношение является наиболее продуктивным типом воспитания ребенка, который характеризуется положительным отношением родителя к своему ребенку. Данная категория родителей проявляет искренний интерес к воспитанию ребенка и высоко оценивает его способности. Данная группа родительского отношения способствует благоприятному развитию личности ребенка, а также развитию его коммуникативной компетентности. В то время как социально-нежелательное родительское отношение характеризуется тем, что родитель испытывает отрицательные чувства к своему ребенку, что может поспособствовать нарушению развития коммуникативного поведения ребенка.
Рассматривая соотношение компонентов коммуникативной компетентности дошкольников с ОВЗ : зависимое, агрессивное и уверенное поведение, необходимо отметить, что у детей с социально-желательным родительским отношением преобладает уверенное поведение в отличие от детей второй группы.
Исходя из этого, возникла необходимость применения в своей работе с дошкольниками с ОВЗ из группы с социально-нежелательным родительским отношением календарно-тематического планирования с включением инновационной техники арт-терапии – рисование на воде Эбру.
В Эбру-терапии целителен сам процесс, само действие. Оно успокаивает, завораживает, снимает напряжение. Это безопасный способ разрядки напряжения. Он позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в доизобразительный период: безусловное принятие, признание достоинств, удовлетворяется потребность в признании [4, с. 48].
Она является универсальной технологией, которая используется как для индивидуальной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества. Эбру-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным. [3, с. 7].
Наблюдая за творчеством детей, можно оказать необходимую помощь и скорректировать поведение.
Также, необходимо отметить, что в начале работы с дошкольниками с ОВЗ с социально-нежелательным типом родительского отношения наблюдалась негативная коммуникативная установка. У данной группы детей проявлялись трудности в общении с окружающими, даже, если они старались скрывать свой негативный настрой.
Негативные типы отношения к ребенку, низкий уровень родительской компетентности, отсутствие опыта гармоничного семейного взаимодействия-это одни из многих проблем, которые были устранены в ходе работы у 63% участников, частично устранены трудности семейного взаимодействия у 58% участников, что говорит об успешности и плодотворности данной метода.
Рассматривая эффективность общения в различных типах воспитания после проведения серии занятий, необходимо отметить, что у дошкольников с ОВЗ с социально-нежелательным типом отношения родителей преобладание получил средний и высокий уровень эффективности общения, как одного из компонентов коммуникативной компетентности. Данный метод позволяет детям преодолеть страх и застенчивость, снижает эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность
Эбру-терапия дала положительный результат. Рисуя, ребёнок создавал особый мир на бумаге, который принадлежал только ему.
Таким образом, метод Эбру-терапия, применяемая в работе с дошкольниками с ОВЗ показала свою эффективность при формировании коммуникативной компетентности детей.
Литература:
1. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения : Дис.. канд. психол. наук. М., 1986.
2. Хузеева Г. Р., Авдулова Т. П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника. Изд. Прометей, 2013.
3. Лебедева Н. А., арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ - СПб: «Речь», 2003.
4. Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика арт- терапии. СПб. : Златоуст, 2005.