МААМ-картинки

Формирование коммуникативных компетентностей при изучении географии

Алла Илюхова
Формирование коммуникативных компетентностей при изучении географии

Доклад

Тема «Формирование коммуникативных компетентностей при изучении географии»

Выполнила: учитель географии

высшей категории

Илюхова Алла Юрьевна

г. Нижний Новгород

2018г.

Сегодня Российское образование находится в такой ситуации, когда темпы сменяемости и обновления знаний очень велики, меняются основополагающие подходы и принципы образования, происходит поиск нового содержания и инновационных технологий, соответствующих современному уровню развития науки.

Публикация «Формирование коммуникативных компетентностей при изучении географии» размещена в разделах

Работая по стандартам второго поколения, на своих уроках я использую технологии компетентностного подхода. А одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает обучающимся успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.

Необходимо разделять данные понятия, имея в виду под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).

При этом понятие «компетенция» в некоторых источниках определяется как заданная норма, а «компетентность» – как личностные качества (совокупность качеств) субъекта по отношению к какой–либо его деятельности, как определенная характеристика личности, ориентированной в теме. Таким образом, мы видим, что понятие «компетенция» находится на более высоком иерархическом уровне, нежели понятие «компетентность».

Пути реализации коммуникативной компетентности учащихся я вижу в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

Целью моей работы является создание условий для эффективного формирования коммуникативных компетентностей на уроках географии. Возможности для этого вижу в одном из новых эффективных методов обучения - проблемно-ситуативном обучение с использованием метода «Кейсов». Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

Кейс активизирует учащихся, развивает информационные и коммуникативные компетентности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.

Особенно удачным вижу применение данного метода при изучении социально-экономической географии, где содержание постоянно обновляется, что дает ученикам возможность проводить сравнительный анализ ситуации.

Поэтому, для создания условий для эффективного формирования коммуникативных компетентностей на уроках географии я поставила перед собой ряд задач:

• Разработать тему «Население России» методом кейсов

• Использовать на практике метод кейсов для эффективного формирования коммуникативных компетентностей учащихся

• Разработать диагностику сформированности у учащихся коммуникативных компетентностей.

Применение этого метода у обучающихся вижу уместным на завершающем этапе изучения географии. Особенно удачно применение данного метода при изучении социально-экономической географии, где содержание постоянно обновляется. А результатом применяемого мной метода кейсов является формирование коммуникативных компетентностей учащихся и умение применять их в других предметных областях.

Новизна предлагаемого подхода по формированию коммуникативных компетентностей методом кейсов обеспечивает создание уникальной образовательной среды по развитию этих компетентностей в процессе обучения географии.

Какие коммуникативные компетентности формируются в процессе работы методом кейсов:

Отстаивая свою точку зрения, приводит аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии умеет выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Критично относится к своему мнению, с достоинством признает ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректирует его. Понимая позицию другого, различает в его речи: мнение (точку зрения, доказательство (аргументы, факты; гипотезы, аксиомы, теории. Умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

По какой шкале идет оценка сформированности коммуникативных компетентностей :

Оценка в баллах Расшифровка

1 Недостаточный уровень компетентности, гораздо ниже требуемого. Компетентность с трудом поддается развитию.

1,5 Уровень компетентности существенно ниже требуемого. Необходимо серьезное развитие.

2 Уровень компетентности несколько ниже требуемого. Необходимо дополнительное развитие.

2,5 Уровень компетентности близок к требуемому. Возможно некоторое усовершенствование.

3 Достаточный уровень компетентности, соответствует требуемому.

3,5 Уровень компетентности соответствует требуемому, а в отдельных аспектах даже превышает его.

4 Уровень компетентности во всех аспектах превышает требуемый.

4,5 Уровень компетентности превышает требуемый, причем в отдельных аспектах – существенно.

5 Уровень компетентности намного превышает требуемый. Сотрудник является «ролевой моделью».

По какому плану работаю методом кейсов при прохождении темы «Население России»

№ урока тема «кейс»

(вопрос-проблема лично для каждого) Внутренняя проблема кейса (касается населения России в целом) Вид кейса

1. Численность населения России «Сколько нас? Много это или мало?» «Проблема России – демографический кризис!» метод ситуацион

ного анализа

2. Воспроизводство населения «Во сколько лет вы планируете жениться (выйти замуж? Сколько детей будет в вашей семье?» грозит ли вымирание россиянам? метод ситуацион

ного анализа

3. Миграции населения «Где в России или в другой стране вы хотели бы жить и почему?» Мигрантофобия с одной стороны и отток высококвалифицированных кадров за рубеж – с другой. 1. метод дискуссии (межгрупповой)

2. ситуационного анализа

3. метод инцидента (в качестве самостоятельного решения при выполнении домашнего задания)

4. Демографическая ситуация «До скольки лет вы проживете?» успешна ли демографическая политика в России на сегодняшний день? метод ситуацион

ного анализа

5. Рынок труда и занятости населения России «Определим вашу будущую профессию и зарплату?» Безработица в России метод ситуацион

ного анализа

6. Расселение и урбанизация «В каком городе России вы бы не хотели жить ни при каких обстоятельствах?» Урбанизация добро или зло для человека? метод ситуацион

ного анализа

7. Национальный и религиозный состав населения России «Какой национальности будут ваши внуки? Какую религию будут исповедовать?» «За какой религией будущее России?» метод дискуссии

Применение метода кейсов рассмотрим на примере урока №1 в теме «Население России»

Урок 1. Численность населения России

Кейс «Сколько нас? Много это или мало?»

Тип: проблемно-диалогический

Вид кейса: метод ситуационного анализа

Цель:

-знать и понимать демографические процессы, влияющие на изменение численности населения;

Задачи:

Предметные:

-сформировать представление о естественном движении населения России;

-сформировать понятия : естественное движение населения;

-способствовать развитию умения анализировать статистические материалы.

определить место России среди других стран на основе анализа статистических материалов;

-выяснить динамику населения России;

-определить исторические события, повлиявшие на численность населения нашей страны;

-сформулировать определение понятий «демографический кризис», «демографический взрыв», «естественный прирост населения»,

-составить прогноз изменения численности россиян в XXI.

Личностные:

-содействовать формированию эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира.

метапредметные :

- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации; ставить учебные задачи; оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

Межпредметные связи: история

Ресурсы:

основные: А. И. Алексеев, В. В. Николина, С. И. Болысов и др. География. Россия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; 3-е издание, М. : Просвещение, 2011.

Атлас по географии 8-9 класс. -М. : Роскартография, 2015

Дополнительные:

графики: «Естественный прирост населения России», «Родившиеся и умершие в России с 1990-2009», «Численность постоянного населения Нижегородской области», «Естественный прирост населения Нижегородская область Сеченовский район»

Таблицы: «10 самых больших стран мира по населению 2015 список |Самые населенные страны мира», «Коэффициент естественного прироста населения России по регионам»

Картосхема: «10 самых больших стран мира по площади»

Текст «Снижение численности населения: причины и проблемы», «алгоритм работы с кейсом», «Последовательность этапов решения проблемы», «Карта оценивания», «Рефлексия», «Чтение с пониманием – работа с текстовой информацией»

Организация пространства: работа в группах

Практическая работа: «Построение и анализ графика изменения численности населения в своем регионе по статистическим данным»

Основные этапы урока.

1. Организационная деятельность. Слово учителя. Знакомство с ходом урока.

2. Определение проблемы кейса.

3. Описание проблемы.

4. Выявление причин проблемы.

5. Решение проблемы.

6. Рефлексивно — оценочный

7. Домашнее задание.

План

Организационная деятельность: Перед изучением темы с помощью новой «Кейс-технологии» учитель просит учащихся ответить на 2 вопроса мини-опроса:

• Приходилось ли вам работать на других уроках по методу «Кейс-технологии»? (да/нет)

• А вы знаете, что такое «Кейс»? (да/нет)

Учитель: Мы на пороге изучения новой темы «Население России», как вы думаете, на какие вопросы мы найдем здесь ответы?

Ученики: Кто? Где? Почему? (кто? где? и почему? проживает на территории России)

Учитель: А на какой вопрос ответим на первом занятии?

Ученики: сколько?

Учитель: значит темой сегодняшнего урока будет: Численность населения России

Вы заинтригованы, что же такое «Кейсы» на уроках?

Учитель: объясняет отличие нового метода от традиционных и предлагает ученикам разделиться по группам (не более 5 человек).

А зачем нам работать по-новому? Чему, помимо знаний по предмету, мы можем еще научиться?

• готовности сотрудничать,

• оказывать помощь другим,

• умение работать в команде,

• обмениваться информацией,

• овладеть различными социальными ролями в коллективе,

• умение отстаивать свою точку зрения

Алгоритм работы с кейсом

знакомство с содержанием кейса: сопоставление важных аспектов проблемы, поиск и оценивание информации

рассмотрение альтернатив: разработка различных решений, изучение альтернативных вариантов

принятие решения: оценка вариантов решения проблемы, выбор оптимального решения

презентация решения: оглашение сути проблемы, представление решения, аргументация выбора

сравнительный анализ: анализ стратегий поиска решений, разработка плана мероприятий по реализации решения

Знакомство с кейсом:

Работаем с таблицей «10 самых больших стран мира по населению 2015 список |Самые населенные страны мира» и картосхемой «10 самых больших стран мира по площади»

Учитель: Какое несоответствие мы видим?

Ученики: У самой большой по площади страны далеко не самое большое население.

На данном этапе целесообразно приступить:

• к формированию понятия : естественное движение населения (рождаемость, смертность, отрицательный и положительный ЕП);

• выяснить динамику населения России (анализируем график «Рождаемость и смертность в России в 20 в.» рис. 12 стр. 27 учебника)

сформулировать определение понятий «демографический кризис», «демографический взрыв» (путем анализа стат. материалов Естественного прироста по РФ и Нижегородской обл.

провести практическую работу: «Построение и анализ графика изменения численности населения в своем регионе по статистическим данным»

Определение проблемы кейса:

Ученики: работают в группах-определяют проблему.

Проблема кейса: «Проблема России – демографический кризис!»

Учитель: знакомит учащихся с последовательностью этапов решения проблемы

Последовательность этапов решения проблемы:

1. Получить исчерпывающее представление о текущей ситуации и тщательно определить проблему;

2. Тщательно проанализировать коренные причины проблемы;

3. Выработать все возможные варианты устранения причин и, оценив альтернативы, сформировать итоговый план контрмер

Описание проблемы:

Учитель: А раньше были демографические кризисы в России? Когда и сколько?

Ученики: работают в группах: выдвигают версии, высказывают предположения.

В подтверждение (или опровержение) версий детей:

- анализируем график «темпы роста численности населения России и демографические кризисы в разные исторические периоды» учебник стр. 31 рис. 14

-чтение текста «Каковы демографические потери России в 20 веке?» (учебник стр. 32-33) Используем технологию продуктивного чтения

Запись в тетрадь

1-й демографический кризис отмечен с 1914 года (1 мировая война, затем революция, голод в 1921-1922 гг. ; эмиграция из России).

Потери составили по разным оценкам от 12-18 млн. человек.

2-й демографический кризис индустриализация, коллективизация, репрессии и голод (засуха)1933-34 гг.

Потери от 5- 5,5 млн. человек.

3-й демографический кризис был в годы Великой Отечественной войны.

Потери Советского Союза 26.6 млн. человек, а с учетом снижения рождаемости от 29-35 млн. человек.

4-й демографический кризис, начавшийся в начале 90-х годов (несколько причин)

Выявление причин проблемы:

Ученики: В группах определяют причины последнего демографического кризиса в России. Делятся мнением с классом. Причины выписываются на доске.

Современный демографический кризис имеет несколько причин: снижение рождаемости связано с экономическим кризисом в стране (инфляция, рост цен, неуверенность в завтрашнем дне, неблагоприятная экологическая ситуация, влияние вредных привычек и др.

Решение проблемы:

Ученики: В группах вырабатывают все возможные варианты устранения причин современного демографического кризиса в России. Предлагают свои варианты решения этой проблемы.

Меры, предпринимаемые государством для увеличения численности населения:

- в 2001 году правительством принята Концепция демографического развития РФ на период до 2015 года.

- 2007 год был объявлен годом ребенка, а 2008 годом семьи.

- происходит увеличение материнских пособий и др.

И в последнее время происходит небольшое увеличение рождаемости: в 2007 году родилось на 122,8 тысячи малышей больше, чем годом ранее(8,3%). Умерло на 86,6 тысячи меньше(4%).

Вывод: благодаря принятым мерам рождаемость незначительно увеличилась, а смертность снизилась. ЕП - положительный

Рефлексивно — оценочный: какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? На все ли вопросы мы ответили?

-Оцените свою деятельность на уроке: ученики заполняют «карты оценивания»

-Рефлексия

-Отвечают на вопрос мини-опроса: Понравился ли тебе урок-кейс? (да/нет)

Д/ з Задание творческое: письменно составить прогноз численности населения семьи, исходя из того, что в семьях – 1 ребенок. Что в семьях – 3 ребенка. Сравнить полученные данные.

Результаты:

Личностным результатом является:

Важнейшие личностные результаты:

гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

Гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

Образовательные результаты:

– овладение по теме законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами изучения темы «Население России» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, компьютер).

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий :

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения, доказательство (аргументы, факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое, приёмы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД :

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения, доказательство (аргументы, факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения темы «Население России» в 8-х классах являются следующие умения:

– выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;

– приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;

– оценивать особенности демографической ситуации, степени урбанизации.

прогнозировать изменения: в численности и составе населения;

– составлять рекомендации по решению географических проблем.

– пользоваться различными источниками географической информации : картографическими, статистическими и др. ;

понимание смысла собственной действительности:

формулировать своё отношение к культурному наследию;

– выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, качеству жизни населения, национальным проектам и государственной региональной политике.

Уровни сформированности коммуникативных компетентностей учащихся 8 классов

Период класс Уровень сформированности

2015-2016 8А,Б,В,Г 2,8

2016-2017 8А,Б,В 2,9

2017-2018 8А,Б,В 3,2

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М., 2011

2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. https://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.– 12 с.

4. Козырева Л. Метод кейс-стади и его применение в процессе обучения

учащихся. - М. ,«Просвещение»,2005.

5. Метод case-study как современная технология ориентированного

обучения: Реферативный обзор/Под ред. Комиссаровой. М. :Финансовая

академия при правительстве РФ,2005.

6. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. / Маркетинг, №1,

1999г.

7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от

действия к мысли /Под редакцией А. Г. Асмолова. М., «Просвещение»,2010.

8. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. https://eidos.ru/journal/2002/0423.htm

9. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря.

10. Хуторской А. В. Современная дидактика. – СПб., 2004

11. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. https://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

Публикации по теме:

Фотоотчет об изучении плана эвакуации при пожареФотоотчет об изучении плана эвакуации при пожаре Ребенок уже в дошкольном возрасте может столкнутся со многими опасностями. Пожар всегда возникает неожиданно. Чтобы не было беды, мы обучаем.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Фотоотчёт «Неделя географии в ДОУ»Фотоотчёт «Неделя географии в ДОУ» Фотоотчёт «Неделя географии в ДОУ» «Географии основы Заставляют стать поэтом! Не опишешь тусклым словом Нашу яркую планету…» И. И. Ландо.

Фотоотчёт «Неделя географии в ДОУ»Фотоотчёт «Неделя географии в ДОУ» Фотоотчёт «Неделя географии в ДОУ» В нашем детском саду «Золотая рыбка» завершилась Неделя Географии. Каждый день в течение недели был посвящён.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольниковИгры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Картотека коммуникативных игрКартотека коммуникативных игр Картотека коммуникативных игр 1. "Оригинальное знакомство"Все участники игры сидят или стоят в кругу. Сделав шаг вперед или поднявшись со.

Картотека коммуникативных игр для детей дошкольного возраста Игра на чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров Клеевой ручеёк Цель: развить умение.

Предметно-пространственная среда в изучении родного краяПредметно-пространственная среда в изучении родного края Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Тем самым изначальные.

Проектная деятельность при изучении математики в 5 классе ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе проектной деятельности. Для учителя математики важным в данном методе.

Простые занятия географии «Посткроссинг на МAAM»Простые занятия географии «Посткроссинг на МAAM» Доброго времени суток всем, дорогие мои коллеги! Вот и пролетели новогодние каникулы. Но, похоже, что время чудес не заканчивается, а.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных компетентностей при изучении географии
Опубликовано: 19 октября 2020 в 20:23
+208Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД