Оксана Баскакова
Формирование коммуникативных навыков дошкольников через организацию работы в парах
Социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее направление развития ребенка. В качестве одного из компонентов оно включает «совершенствование навыков общения и взаимодействия со сверстниками, формирование готовности к взаимодействию детей в паре». Значение развития взаимодействия детей дошкольного возраста в паре является видом совместной деятельности, развивает социальность ребенка, его готовность к успешному взаимодействию с другими людьми в процессе достижения социальных и производственных, целей. Взаимодействие детей в паре готовит дошкольника к взаимодействию в группе и создает условия для развития социальных мотивов поведения. При взаимодействии детей в паре ребенок получает опыт «лидерства – сотрудничества – подчинения», а именно: возможность вести за собой, настаивать на своей позиции, либо взаимодействовать на равных, либо подчиняться. При взаимодействии детей в паре развиваются многие коммуникативные умения, например, умение слушать другого, формулировать и объяснять свою позицию, договариваться. По позиционированию себя в группе происходит дифференциация воспитанников: одни дети в 4-5 лет становятся более предпочтительными для большинства сверстников, другие – не пользуются большой популярностью – либо отвергаются, или же остаются незамеченными. Развитие коммуникативного общения ребенка 4–7 лет со сверстником проходит ряд этапов. На первом этапе (4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заряжении ребенка. На втором этапе (4–6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. На третьем этапе (6 –7 лет) общение со сверстником приобретает черты вне ситуативности – содержание общения отвлекается от наглядных ситуаций, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. Для определения уровня развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста были использованы критерии педагогических наблюдений. Проанализировав результаты педагогических наблюдений, педагоги пришла к выводу, что у большинства детей не развиты такие коммуникативные умения, как: умение слушать собеседника, формулировать в ответ собственное суждение, грамотно оформлять собственный ответ, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь и контролировать её нормативность, вносить изменения при необходимости. Таким образом, недостаточно сформированная потребность в общении препятствует пониманию мотивов поведения партнёра, а также установлению и поддержанию межличностных взаимодействий.