Лучший педагог года

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников, имеющих нарушения речи

Наталья Аматуни
Формирование коммуникативных навыков у дошкольников, имеющих нарушения речи

Сообщение на районном семинаре для воспитателей МБДОУ и ГКП по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

В рамках темы сегодняшнего семинара, я, как коррекционный педагог, хочу коснуться проблемы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольников, имеющих нарушения речи.

Персидский поэт, писатель и мыслитель Саади писал:

«Умен ты или глуп, велик ты или мал,

не знаем мы, пока ты слова не сказал».

Публикация «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников, имеющих нарушения речи» размещена в разделах

Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Язык – это система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем – школы.

Речь – это язык в действии. «Речь – есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания» - Лев Семёнович Выготский, известный советский психолог.

Коммуникативная функция речи выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.

Общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения.

Первичное эмоциональное общение ребенка с взрослыми является первоисточником развития речи. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в

отношениях с взрослыми.

Однако не менее значимым является общение ребенка со сверстниками. Именно в связи со становлением общения со сверстниками и его развитием в дошкольном возрасте обостряется необходимость дальнейшего овладения нормами взаимоотношений между людьми.

Опыт отношений с взрослыми и сверстниками обретает для ребенка личностный смысл, так как его содержательную основу составляет процесс познания себя.

При нормальном развитии становление речи и формирование коммуникативного поведения у дошкольников тесно взаимосвязаны.

Как вы понимаете, уважаемые коллеги, от нас с вами во многом зависит развитие речи ребенка и развитие ее коммуникативной функции именно в дошкольном возрасте.

У детей дошкольного возраста с нарушением речи специфические особенности общения.

Наблюдаемые у детей с нарушениями речи трудности в организации собственного речевого поведения выражены следующими особенностями:

- бедность и недифференнированность словарного запаса, - явная недостаточность глагольного словаря, - своеобразие связного высказывания, что

отрицательно сказывается и препятствует осуществлению полноценного общения с окружающими детьми.

Это вызывает у детей:

- снижение потребности в общении;

- несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь);

- особенности поведения, незаинтересованность в контакте;

- неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

В целом коммуникативные возможности детей с нарушением речи отличаются ограниченностью и по всем направлениям развития, которые обычно ниже нормы.

Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников. Это: бедность сюжета, игровые умения развиты слабо, игра носит манипулятивный характер, низкая речевая активность, общение со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессии со стороны «непринятых». Для большинства таких детей характерна возбудимость в игре, иногда обретают преимущество неорганизованные формы игр. Часто эти дети вообще не могут занять себя каким-либо делом. Большинство этих детей очень стеснительны и «закрыты в себе», они стараются изолироваться от всех.

Дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности.

Если дети выполняют какую-либо общую работу по поручению взрослого, то такой ребенок стремится сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним.

Подобные факты говорят о слабой ориентации дошкольников с речевыми нарушениями на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне сформированности их коммуникативных умений, навыков сотрудничества.

Таким образом, замедление речевого развития, имеет трудности в овладении достаточным по возрасту словарным запасом и грамматическим строем речи, слабо развита связная речь. В совокупности с особенностями восприятия обращенной речи, ограничиваются речевые контакты.

Поэтому развитие коммуникативной компетентности выступает одной из главных задач в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Конечно, основную работу по коррекции нарушений речи и формированию речевых навыков проводит учитель-логопед, а на этапе автоматизации и закрепления этих навыков включаются уже воспитатели и другие педагоги, а также родители.

Коррекционная работа учителя-логопеда строится

по следующим направлениям:

• работа над речевой моторикой, направленная на коррекцию речевого дефекта;

• коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере.

Целью является развитие у детей правильной речи и коммуникативных способностей. А добиваемся этой цели через выполнение следующих задач:

- сформировать правильное звукопроизношение;

- развить фонематический слух и восприятие;

- совершенствовать звукобуквенный анализ и синтез;

- расширять словарный запас и формировать связную речью;

- совершенствовать интонационную выразительность речи.

А вот в формировании коммуникативной функции речи должны участвовать все взрослые, окружающие ребенка (родители, педагоги)

Очень важно, что бы любая деятельность с ребенком проводилась, когда он в хорошем настроении, не переутомлен, не голоден; не нужно указывать ребенку на то, что он сделал что – то неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать вам искренние ответы; игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребенок захочет ими заниматься.

Мы уже с вами говорили, что социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Через игру обогащается и эмоциональный мир ребёнка, дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Коммуникативные игры – наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей разной возрастной категории.

Я приведу пример некоторых коммуникативных игр :

• воспитание чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров -

«Клеевой ручеек», «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли»;

• умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты - «Вежливые слова», «Волшебный букет цветов», «Подарок для всех»;

• умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом - «Игры ситуации», «Коврик примирения», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся.»;

• развитие невербальных и предметных способов взаимодействия - «Изобрази пословицу», «Разговор через стекло», «Закорючка»;

• создание благоприятной атмосферы непосредственного свободного общения и эмоциональной близости - «Пресс конференция», «Пойми меня», «Без маски».

Примеры использования подвижных игр и пальчиковой гимнастики для развития коммуникативных навыков :

Подвижная игра «Урожай», рекомендованная воспитателям для проведения в средней группе при изучении темы «Овощи», позволяет расширить глагольный словарь детей, ввести в их речь глаголы соберем, натаскаем, накопаем, срежем, нарвем.

А упражнение «Теленок», которое проводится в средней группе при изучении темы «Домашние животные», расширяет образный словарь детей, позволяет ввести в него прилагательные рогатый, хвостатый, ушастый. Пальчиковая гимнастика «Наша квартира», которая проводится в подготовительной к школе группе при изучении темы «Мебель», вводит в активную речь детей относительные прилагательные дубовый, зеркальный, журнальный.

Игры и игровые упражнения помогают детям осознать элементы языка, речи и слова, что становится предпосылкой для усвоения программы по русскому языку при дальнейшем обучении в школе.

Таким образом, эффективность социально-коммуникативного развития детей, во многом, зависит от активного взаимодействия всех участников образовательных отношений. По результатам проведённой мной работы я отмечаю важность и необходимость своевременного, целенаправленного развития социального поведения у детей, имеющих нарушения речи, что способствует предотвращению появления эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта, развитию речи и как результат успешного перехода моих воспитанников в школу.

Публикации по теме:

Формирование графомоторных навыков у учащихся индивидуального обучения со сложными (комплексными) нарушения развития Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.

Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем.

Формирование социально-коммуникативных навыков посредством игровой деятельности у детей раннего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк» «Формирование социально-коммуникативных навыков.

Взаимодействие коллектива детского сада с семьями детей, имеющих речевые нарушения Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи в специальных группах ДОО во многом зависит от того, насколько чётко организовано.

Формирование двигательных способностей дошкольников, имеющих нарушения осанки, средствами оздоровительной физкультуры Исследования последних лет свидетельствуют о том, что количество детей и подростков, имеющих нарушения осанки и деформации позвоночника.

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра Аннотация. Ключевые слова: ранний детский аутизм, дошкольный и младший школьный возраст, способы коммуникации, невербальная коммуникация,.

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок. А. Н. Толстой.

Формирование у дошкольников произносительных навыков чувашской речи как социально-педагогическая проблема ФОРМИРОВАНИЕ У РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧУВАШСКОЙ РЕЧИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА О. А. Смирнова.

Формирование у дошкольников с ОНР навыков связной описательной речи Работая с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, я особый акцент ставлю на развитие связной речи. За основу коррекционной.

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у дошкольников МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 1» поселка Палатка Юбилейная ул., д. 16а, п. Палатка, Хасынский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных навыков у дошкольников, имеющих нарушения речи
Опубликовано: 27 марта 2019 в 19:25
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД