Татьяна Алекберова
Формирование краеведческих навыков детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование краеведческих навыков детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Краеведение – это комплексное изучение родного края, включая знания истории, географии, экологии, этнографии и искусствознания. Краеведческая компетенция предусматривает знание «Малой Родины», её природы, этнографии, материальной культуры и быта. Краеведение выступает и как одна из форм патриотического воспитания
Публикация «Формирование краеведческих навыков детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Актуальность. Изучение своего родного края, своей Малой Родины, своей семьи. Знания традиций, уклада жизни, культуры народов, этноса - все это в настоящее время является основополагающим, актуальным в вопросах как изучения, развития, также в вопросах воспитания. Вопросы само идентичности, воспитания уважения к людям разных национальностей, толерантности, также имеют важную роль в формировании личности детей дошкольного возраста.
Цель: создание условий для формирования краеведческих представлений у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Задачи:
1. Создание РППС, методической базы, дидактического материала для эффективной работы по вопросам краеведения;
2. расширение представлений воспитанников о малой Родине с точки зрения историко-географических понятий,
3. формирование представлений о народах, населяющих РБ, их культуре, быте, искусстве.
4. воспитание уважения к природе родного края;
4. формирование патриотических чувств, гражданского самосознания.
В современном обществе на данном этапе развития нашей страны одной из важнейших задач является патриотическое воспитание граждан.
Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей представления об окружающем мире, прививать любовь и бережное отношение к родной природе, знакомить детей с такими понятиями как: «малая Родина», «Отчизна».
Правительством разработана Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р). В данном документе отмечена большая роль регионального содержания работы, которая предполагает «создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает : содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей, развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира».
Одной из важнейших задач в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является приобщение детей к истокам культуры той местности, на которой они сейчас проживают. Знание истории города позволит воспитанникам с интересом и уважением относиться к культуре и природе нашего города. Важно прививать детям чувство патриотизма, любви и уважения к природным и культурным ценностям края.
Значимым в работе является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Этапы работы по краеведению :
1. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.
По этому этапу у нас реализуется краеведческий познавательно-исследовательский проект «Дорогами чайный пути. Удунгинский тракт», цель которого создание условий для развития историко-географических представлений на основе познавательной, исследовательской и краеведческой деятельности в области представлений о Великом чайном пути.
2. Вопросы приобщения детей к культуре различных народов поднимались в трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции - пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания.
По второму вопросу- вопросу приобщения детей к культуре народов Забайкалья, у нас создан и реализуется проект «Мини-этнографический музей в ДОУ». Также идет работа по приоритетному направлению детского сада – этнокультурное воспитание детей. ДОУ является стажировочной площадкой по приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейских РБ, соответственно реализует УМК по этой теме.
3. Воспитание патриотических чувств, любви к своей родине.
Этот этап реализуется через проект
«Маленьким детям о большой стране».
Проект состоит из цикла мероприятий, событий, рассказывающий детям о великой стране, о важных событиях и великих людях, населяющих нашу малую Родину, наше Отечество
Цель проекта : воспитание любви к Отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, установления устойчивой связи поколений.
Проект образовательно-исследовательский;
По времени реализации: долгосрочный – 1 год.
Мониторинг в начале проекта позволил определить сильные и слабые стороны образованности воспитанников, в результате чего были намечены пути взаимодействия с детьми, разработаны направления и план работы, коррекционная и индивидуальная деятельность.
Цикл мероприятий:
Месяц Тема Цель РППС Методы Взаимодействие с родителями
Сентябрь Дом, в котором я живу Изучение семейных традиций. Вызвать у детей положительные эмоции учить внимательно относиться к памяти прошлого.
составление родословной. Фотографии семейные, фотоальбомы,
Коллажи
Карта
Беседы
Чтение литературы.
Работа по карте Сбор фотографий.
Семейное чаепитие в музее чая.
Октябрь Все флаги в гости к нам Геральдика: флаг РФ, флаг РБ, герб, Оборудование уголка краеведения НОД
Беседы
Игры
Изо-деятельность Составление родословной.
Выставка «Герб моей семьи»
Ноябрь День народного единства Изучение культуры, быта, фольклора, традиций народов, населяющих РБ Оборудование мини-этнографического музея «Добрые соседи» Музейная педагогика: экскурсии в музей.
Олимпиада «Мой город Улан-Удэ» Помощь в оборудовании музея экспонатами
Декабрь Богатыри Земли Русской Изучение исторических событий, героев легенд, былей, эпосов народов России. Экспозиция в мини-музее. Продуктивные виды деятельности Квиз для детей и родителей «Богатыри»
Январь Хороша родная сторона Изучение особенностей живой и неживой природы родного края Гербарии растений.
Альбомы
Литература, энциклопедии, Игры. Бурятии, рассматривание альбомов, картин.
Клубный час «Легенды седого Байкала» Помощь в сборе литературы.
Февраль Есть такая профессия – Родину защищать Герои наших дней, защитники Отечества сквозь времена. Уголок памяти военнослужащих, исполняющих свой долг на СВО.
Фото галерея защитников в ВОВ Квест «Один день в Армии» Встречи с военнослужащими- папами.
Март Тепло традиций Этно-квест «В лабиринте времени»
Апрель Тропой бескорыстной любви Воспитание любви к родному краю, природе, формирование экологических понятий. Путешествие по образовательному маршруту экологической тропы ДОУ
Май 9 мая День Победы Формирование патриотических чувств, гордости за героев ВОВ. Вело-пробег с родителями по историческим местам пос. Загорск.
Гостиная семейной культуры «Песни о главном» (песни времен ВОВ)
Июнь Добрые соседи Фестиваль дружбы народов
Непосредственно краеведческие игры, квесты, разработанные педагогами ДОУ приобщают ребенка к истории, археологии, географии, природе.
- Игра «Байкальская этника».
- Игра – викторина «Таежная, озерная, степная»
- Познавательно-исследовательская деятельность на основе макета «Удунгинский тракт».
- Олимпиады, викторины «Край родной и любимый»
- Природоведческие игры
Проблемы и риски проекта : Существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем. Необходимо вести работу по воспитанию у ребёнка эмоционально-положительного отношения к местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.
Предполагаемый результат: Дети будут иметь представления о геральдике родного региона, страны, о карте, о цветовых обозначениях на ней, о том, что существуют разные области в стране и в Республике Бурятия, которые отличаются друг от друга по своим природным условиям; об образе жизни людей.
У большинства детей будут сформированы представления о быте, основных занятиях людей, живущих как в нашей Республике, так и за ее пределами: дети называют предметы утвари, одежды, а также имеют представления об укладе жизни разных народов.
Дошкольники будут иметь четкие представления о геральдических понятиях – страна, области и районы, столица, флаг, герб, президент, глава, гимн.
Дети будут проявлять познавательный интерес, любознательность, все охотней обращаясь за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Дети приобретут опыт исследовательской деятельности, включая умение ее планировать.
Итак, важно отметить, что занятия краеведением в ДОУ формируют у дошкольников стремление познавать окружающий мир, а познание – есть функция не только интеллекта, но и личности – самостоятельной, активной, свободной, ответственной.
В результате проведенной работы у детей появится интерес к географическим и историческим фактам. Дети станут устанавливать причинные и следственные связи, стремиться к родовидовым, пространственным и временным отношениям. Станут проявлять интерес к символическим «языкам», самостоятельно читать схемы и карты. Усвоение детьми такого рода знаний уже на дошкольной ступени способствует не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и помогает овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений.
Новый подход к использованию исторического и географического материала даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к прошлому и будущему Родины.
Итог.
Приобщая детей к родной культуре, традициям, природе мы развиваем личность каждого ребенка. Грамотная организованная краеведческая работа позволит получить большой запас знаний, который поможет развивать и воспитывать достойного гражданина нашей страны, патриота, гармонически развитую личность.