Галина Одегова
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, и вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор.
Г. С. Виноградов
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования устного народного творчества» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.
Устное народное творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому ему была присуща устная форма выражения. Искусство слова отражало действительность через художественные образы, показывало наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты в жизни народа. В народе из покон веков вырабатывался свой самобытный нравственный уклад, своя духовная культура, множество обычаев и традиций, которые проявлялись в отношении к природе, в устном народном творчестве, в удивительных народных ремеслах, в красоте одежды, в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия. У каждого народа свои сказки, которые передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
На ранних этапах истории человечества люди не только заботились о поддержании своего существования, но и стремились сохранить свой род, свое племя. Все, что способствовало воспитанию сильного, ловкого, смышлёного и здорового человека, стало содержанием сказок, загадок, былин, потешек, которые учат безопасному поведению в быту, на природе.
Устное народное творчество, касающееся маленьких детей, пронизано искренней и светлой любовью, нежностью и заботой. Наши предки оставили нам необыкновенно богатое литературное наследие: колыбельные, пестушки, потешки, скороговорки, загадки. Потешки-пестушки учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ножка, где ротик, где носик.
Все знакомы с «непонятным упрямством» детей. И очень трудно порой бывает взрослым сохранять спокойствие во время приступов упрямства маленького человечка. В таких случаях выручают потешки. Они помогают ребёнку настроиться на нужный лад, в игровой форме сделать то, что необходимо. С их помощью вы сделаете жизнь вашего малыша веселее и интереснее.
Как известно, дети легче воспринимают стихотворную и сказочную формы познания мира. Короткие несложные стихи могут стать частью утреннего ритуала ребёнка. Например:
Ясный день пришёл давно
И стучится к нам в окно!
Потянушки-потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
В эти радостные минуты малыша нужно поцеловать, нежно его погладить. Ласковые прикосновения должны быть неотъемлемой частью утреннего ритуала пробуждения.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
С самого раннего возраста необходимо приучать малыша к соблюдению элементарных гигиенических правил. Если же у вас возникли проблемы с утренним умыванием, то надеемся, стишки помогут. Например:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл. Ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и также к тем, кто приготовил пищу.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время приема пищи, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.
Питание малыша играет важнейшую роль в его жизни. Многие мамы знают, как тяжело накормить малыша, и если вы ломаете голову, как накормить маленького упрямца, то давайте попробуем решить проблему вместе:
Птичка зёрнышки клюёт,
Колет белочка орешки,
Травку козочка жуёт,
Ест улитка сыроежки
Молоко котёнок пьёт,
У мышат головка сыра
Косточку щенок грызёт,
У пчелы кусок зефира,
Сено ест смешной телёнок,
Кролик скушал лист капустный.
Что же любит наш ребёнок?
Кашу? Ах, как это вкусно!
Привлекайте ребёнка к процессу одевания, создайте видимость его самостоятельных действий и не забудьте похвалить.
Мы на пухлые ручонки надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова: ручка – раз, ручка – два!
Застегнём застёжки на твоей одё жке: пуговки и кнопочки,
Разные заклёпочки.
На мою малышку наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова: ножка – раз, ножка – два!
Обуваем ножки, бегать по дорожке.
Повторяй за мной слова: ножка – раз, ножка – два!
Хоть устали одеваться, но не будем возмущаться!
Что осталось – голова? Вот и шапочка – раз, два!
Уже в раннем возрасте выполнение режима создает известные предпосылки для понимания того, что необходимо выполнять действия, связанные с режимом, в известной последовательности и в нужном темпе. Вот почему, если говорить о правилах поведения, необходимо, прежде всего, приучать ребенка выполнять требования режима (во время садиться за стол для приема пищи, привить ему навыки самообслуживания (самостоятельно есть, мыть руки перед едой, самому снимать одежду перед сном, аккуратно вещать одежду на стул). При этом не только развиваются важные практические навыки, но и меняется характер взаимоотношений детей с взрослыми.
Ребенок, раньше освободившийся от ежеминутной опеки взрослых, чувствует себя увереннее, он смелее вступает в общение с другими детьми, выражает желание помочь сверстнику в том, чему сам только что научился.
Рекомендуемая литература:
Горшкова О. И. «Потешки, скороговорки, загадки, считалки для самых маленьких»;
Гурина И. В. «Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем».