Зоя Баринова
Формирование культуры безопасности на улицах города у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек в любой момент может столкнуться с опасностью. Дети дошкольного возраста очень доверчивы, внушаемы, их открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. Вся система работы дошкольного образовательного учреждения по формированию основ безопасности жизнедеятельности должна быть направлена на формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации.
Публикация «Формирование культуры безопасности на улицах города у старших дошкольников» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.
Мы живем в такое время, когда на дорогах огромное количество транспортных средств. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети. Они находятся на улице без присмотра родителей, играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, нарушают правила при входе и выходе из транспортного средства. По результатам проведённого анкетирования мы выявили, что у большинства родителей недостаточно знаний по правилам дорожного движения. Некоторые родители сами зачастую не соблюдают правил дорожного движения, а иногда даже сознательно нарушают их. Более того, не все родители объясняют детям, как нужно вести себя на дороге. Поэтому необходимо проводить системную работу с родителями, углублять знания безопасного поведения на дороге. Вот почему в нашем детском саду возникла необходимость организовать работу в этом направлении.
В федеральном государственном образовательном стандарте говорится о необходимости «формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Цель нашей педагогической деятельности – это формирования культуры безопасности старших дошкольников на улице. Данную цель мы решаем через решение задач, которые направлены на воспитание мотивации к безопасности, формирование системы знаний и компетенций безопасного поведения, физической и психологической готовности к безопасному поведению.
Для этого мы разработали проект «Уроки светофорика», в который включили различные формы работы с детьми по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице. Нами были определены этапы формирования культуры безопасности детей старшего возраста. В процессе реализации проекта «Уроки светофорика» мы организовывали разные виды детской деятельности, что способствовало развитию всех компонентов культуры безопасности. Дети договаривались о теме проекта, планировали и отслеживали свою деятельность, участвовали в различных мероприятиях и, конечно участвовали в презентации своей деятельности на итоговом мероприятии — досуге «Мы — друзья Светофора».
Для воспитания мотивации к безопасности на улицах города мы рассказывали сказки, истории из личного опыта, создавали проблемные ситуации, которые мотивировали детей на освоение правил безопасности, на их осознанное использование.
Очень важно формировать опыт решения конкретных проблем. Наибольшим развивающим эффектом здесь обладают проблемные ситуации, которые обеспечивают готовность старших дошкольников действовать в опасных ситуациях. Мы обсуждали ситуации, увиденные в реальной жизни или в литературе, создавали игровые ситуации. Дети на схеме города обозначали опасные места, рассказывали, как можно избежать неприятных ситуаций в этих местах, обыгрывали эти ситуации на схеме с помощью фигурок.
Развитие двигательных умений, качеств, которые могут пригодиться в опасных ситуациях, также очень важное направление формирования культуры безопасности. В подвижных играх, эстафетах дети научились быстро реагировать на зрительные, словесные сигналы. Игры-пантомимы, творческие двигательные задания способствовали развитию мышечных ощущений.
В самостоятельной деятельности необходимо продумать организацию развивающей предметно-пространственной среды. В уголок безопасности мы внесли схемы и модели правил поведения, в том числе и зарисованные самими детьми, альбомы, книги, дидактические игры, особенно игры по типу «гусек», а так же дорожные знаки, игрушки, макеты, ролевые атрибуты, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых и режиссерских игр «Путешествия», «Наша улица» и других.
Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников.
Для вовлечения родителей как равноправных участников в образовательном процессе, а также с целью изучения возможностей их участия в реализации проекта мы организовали анкетирование членов семей дошкольников.
Оформили стенд “Внимание дорога”, в котором размещена информация для родителей по данной проблеме, советы и памятки.
Дети совместно с родителями разработали схемы маршрутов «Дом – детский сад». Так же был организован конкурс семейных плакатов и рисунков “Внимание, дорога!”, семейных маршрутов “Дом – детский сад”, проводилась познавательно-игровой конкурс “Знатоки правил дорожного движения”, где дети и родители состязались в лучшем знании правил дорожного движения.
В результате целенаправленной работы дети научились понимать, что они являются участниками дорожного движения. Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. А самый главный результат – это жизнь и здоровье наших детей – ведь именно мы, взрослые, за них в ответе!