Лучший педагог года

Формирование лексических средств языка в работе с детьми с ОНР посредством синквейна.

Марина Козлова
Формирование лексических средств языка в работе с детьми с ОНР посредством синквейна.

Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера. Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, очень низкий уровень словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом даются процессы чтения и письма, из–за ряда особенностей формирования речи. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Для того чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс. Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Применение методики синквейн в коррекционно-развивающей работе с детьми ОНР способствует успешной коррекции речи в целом при соблюдении системности работы. Применяя данную методику у детей, увеличится словарный запас, речь станет богаче, ярче, дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух, что является особенно важным для детей с ОНР. Коррекционная работа начинается с уточнения, расширения, совершенствования словаря по лексическим темам. Метод синквейна можно включать в коррекционно-развивающую работу с детьми логопедической группы не нарушая структуры занятия. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим детей для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета» - накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия. Работа строится по определенной схеме:

Публикация «Формирование лексических средств языка в работе с детьми с ОНР посредством синквейна,» размещена в разделах

-называние слов-предметов живых;

- называние слов-предметов неживых;

-постановка вопросов к каждому слову: Кто это? Что это? Какой?

Какая? Какое? Что делает? Что делал?

- добиваться от детей нескольких ответов (ветер - дует, воет, завывает,

скрипит, свистит и др.);

-называть несколько признаков к предмету и угадывать что это?

(круглый, оранжевый, сочный, сладкий, спелый, витаминный –

апельсин);

-нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце, яркое,

светит).

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя, то педагог может спросить, как назвать его по другому (папа, мужчина). Воспитатель требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет. Дети учатся составлять по картинкам простые предложения разной структуры. Детям нужно помочь осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейнами - сочетания, где сконцентрированы знания чувства, и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиция, взгляд на то или иное событие, предмет.

В старшей группе детям предлагается схема составления синквейна :

- 1 строчка (Кто? Что) - существительное - одно ключевое слово, определяющее содержание (название произведения, имя героя);

- 2 строчка (Какой? Какая? Какое) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

- 3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

- 4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает

отношение автора к теме или её суть;

- 5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –

ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Предварительная работа по созданию синквейна ведется на занятиях с воспитателем, с родителями в домашних условиях. Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения:

«Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.

«Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце).

«Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); ветер … (воет,

срывает листья, поднимает пыль, надувает паруса).

«Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой).

«Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья); обедать (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить) и т. д.

Родителям предлагается написать «Сочинения» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании. Лексические темы, которые усваивают дети логопедической группы, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку, явлениям природы, животным, птицам, праздникам, различным датам. Работа над темами : «Человек», «Папа», «Мама», «Девочки», «Мальчики», «Я», «Мы» позволяет детям подумать над тем, кто такой человек, о чем он мечтает, что может, чего не должен совершать в этой жизни. Работы детей (синквейны) оформляются в альбоме, совместно с родителями.

Публикации по теме:

Игры по краеведению — одно из средств в работе с детьми по патриотическому воспитанию Цель: создание условий для расширения знаний детей о своем крае- о родной станице. Задачи: - познакомить детей с играми по краеведению.

Использование мультимедийных и интерактивных средств в логопедической работе с детьми Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 комбинированного вида г. Нового Оскола Белгородской области».

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи и лексико-грамматических средств языка Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи и лексико – грамматических средств языка в старшей группе с.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию лексико-грамматических средств языкаКонспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию лексико-грамматических средств языка Провела учитель-логопед МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» Акчурина Ольга АлександровнаТема: «Насекомые»Цель: оздоровительные задачи:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей 6-го года жизни Непосредственно – образовательная деятельность по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи для детей 6го.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в средней группе для детей с ОНР Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в средней группе для детей с общим недоразвитием речи, с использованием.

Мастер-класс для педагогов «Введение понятий величины в индивидуальной работе с детьми посредством трехступенчатого урока» Мастер-класс в рамках городской недели математики. Автор: Е. В. Еговкина, педагог-психолог МБДОУ «Д\с №2». Тема: «Введение понятий величины.

Консультация для логопеда «Формирование лексических навыков у детей 6–7 лет» В консультации на тему "Формирование лексических навыков у детей 6-7 лет" воспитатели, и родители смогут узнать, как научить ребенка правильно.

Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи «Путешествие в волшебный лес» Цели: • расширять, закреплять и обобщать знания о диких животных; • активизировать словарный запас по теме; • совершенствовать грамматический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование лексических средств языка в работе с детьми с ОНР посредством синквейна.
Опубликовано: 6 марта 2016 в 19:34
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД