Получи документы

Опыт работы воспитателя «Формирование лексической стороны речи младших дошкольников средствами художественной литературы» (3 фото)

Оксана Груздкова
Опыт работы воспитателя «Формирование лексической стороны речи младших дошкольников средствами художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы

Лексика (от гр. lexikos - «словарный») - это словарный состав языка. Под лексической стороной речи исследователи понимают словарь (слова как основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности).

Применительно к детям с нормальным речевым развитием принято различать словарь пассивный (рецептивный) и активный (продуктивный). Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным - возможность употребления их в речи. Уровень развития словаря определяется количественным (объем) и качественным (семантическое содержание) показателями.

Публикация «Опыт работы воспитателя „Формирование лексической стороны речи младших дошкольников средствами художественной литературы“» размещена в разделах

В своей работе мы используем разные методы и приемы при ознакомлении с художественной литературой. Чтение и рассматривание обычных книг, озвученных, книг с музыкальным сопровождением. Я заметила, что очень привлекают детей панорамные книги с 3-D эффектом. Дети групп раннего возраста еще очень малы, они еще только начинают говорить и «читать». Книги, которые мы подбираем,- яркие, красочные, интересные и соответствуют возрастным требованиям. Чтобы ребенок запомнил не только название, но и содержание произведения, приходится многократно читать, рассказывать его, прибегая к таким методам наглядного сопровождения, как показ игрушек, картинок в книге или на планшете, использование театральных атрибутов. Также сопровождаю рассказывание показом персонажей настольного или кукольного театра, обыгрываю произведения при помощи предметов и игрушек.

При чтении художественной литературы мы помогаем детям запоминать стихи, обращая их внимание на выразительные языковые средства. Детям младшего дошкольного возраста требуется большая наглядность, иногда даже театрализация стихотворения непосредственно перед заучиванием его наизусть.

Изображения знакомых героев сказок на мягких кубиках, модулях, на рамках, вкладышах приобщают детей к последовательности изложения и логическому построению сюжетного ряда.

Опыт работы воспитателя «Формирование лексической стороны речи младших дошкольников средствами художественной литературы»

Еще очень хороший прием знакомства ребят с литературой - это пазлы. Например: я начинаю: «Жили - были дед и баба. И…» Знакомая фраза, а дальше? Чтобы заинтересовать, кто же был (жил) у них – «Сейчас мы узнаем» - вносим детали пазла, кубиков, складываем и получаем героя (Колобка, Машеньку, Аленушку и т. д.). Таким способом можно оживить героев сказки «Теремок», «Кто сказал мяу?» В. Сутеева и т. п.

Особым средством восприятия художественной литературы, конечно же, является театральная деятельность. В ней мы можем создавать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются. В своей работе мы постоянно пользуемся этим средством, пополняя речь наших воспитанников новыми словами. Формируем навык к сопереживанию героям и правилам поведения в театре.

Фото «Формирование лексической стороны речи младших дошкольников средствами художественной литературы»

Любят ребята, когда в процессе рассказывания прибегаем к конструктивной деятельности. Таким образом, можно помочь героям русских народных сказок вылепить бревнышки для нового Теремка или мостик для Колобка, чтобы он смог убежать от Зайца и Медведя, а Бабу и Деда успокоить, чтобы не плакали, и подарить им много яичек от Курочки Рябы и т. д. Малыши пытаются проговаривать слова, фразы. Получают картинку на кубиках, разрезных картинках, выкладывая их с интересом.

Речь – наиглавнейшее средство познавательной деятельности. Она пронизывает все 5 образовательных областей развития ребенка.

На занятиях по лепке, рисованию часто используем художественное слово как стимул к поисковым действиям, или отклик на затруднительное положение героя, например: «Вышел кот на порог, кот слепил себе пирог, а пока лепил и пек, ручейком пирог утек…» - пожалеем котика, слепим ему угощение. Или «Наша Таня громко плачет.» - давайте нарисуем ей много мячиков.

Художественное слово играет важную роль и в режимных моментах, например, при умывании:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.»

За обедом:

«Кто у нас любимый самый?

- Ложку первую за маму,

А вторую за кого?

- Да за папу твоего,

За кого же третью ложку?»

Большую роль мы отводим организации центра словесного творчества. Его наполнению уделяем большое внимание. Центр словесного творчества (книжный уголок) расположился недалеко от игровой зоны, где дети могут уютно расположиться на диванчиках, за столом, просматривая книги, картинки, иллюстрации к знакомым произведениям. Рядом уголок дидактических игр, который пополняется совместно с родителями. Книжный и дидактический материал отбираем тщательно, с учетом его художественных достоинств, доступности содержания детям этого возраста, красочности, выразительности, безопасности.

Опыт работы воспитателя - фото

Выводы:

Подводя итог моей работы в группе раннего возраста с воспитанниками 6 группы, можно констатировать следующее:

Словарь детей к концу текущего года обогатился новыми словами, оборотами, выражениями;

Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;

Дети овладели инициативными и эмоциональными навыками общения со взрослыми и сверстниками;

Выработалось положительное отношение к режимным моментам;

У родителей укрепилось понимание необходимости использования произведений художественной литературы в развитии речи детей.

Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Список художественной литературы для чтения по лексической теме «Времена года» с детьми дошкольного возраста Осень А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад». А. Майков «Осенние листья по ветру кружат». А. Плещеев «Осенью». А. Пушкин.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы воспитателя «Формирование лексической стороны речи младших дошкольников средствами художественной литературы»
Опубликовано: 12 мая 2020 в 21:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы воспитателя «Формирование лексической стороны речи младших дошкольников средствами художественной литературы»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Груздкова (УИ 1178903) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД