МААМ-картинки

Формирование личности ребенка через основы экологического воспитания в детском саду

Ольга Валерьевна Бармина
Формирование личности ребенка через основы экологического воспитания в детском саду

Одним из важных условий реализации системы экологического воспитания в дошкольных учреждениях является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать формированию и становлению личности ребенка. Ведь детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появляется апатия и агрессия. Поэтому создаем благоприятные, комфортные условия для развития мелкой моторики, фантазии и творчества; воспитание эстетических чувств, любви и бережного, заботливого отношения к животному; обеспечиваем разные виды деятельности дошкольников (игровая, двигательная, интеллектуальная, самостоятельная, творческая, художественная, театральная); способствовать эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

Публикация «Формирование личности ребенка через основы экологического воспитания в детском саду» размещена в разделах

Что бы жить в мире, ребенок должен научится взаимодействовать с ним и по возможности преобразовывать его. Поэтому и знакомим с разными способами действий с предметно – развивающей средой. Наше дошкольное учреждение расположено в «зеленой зоне». Рядом с детским садом есть березовая роща, парк с искусственным прудом, во Дворце Пионеров – живой уголок, что создает благоприятные возможности для знакомства с природной фауной.

Много было замечено, что большинство ребят интересуются природой. Однако отсутствие достаточных знаний, не понимание условий, необходимых для жизни растений и животных, приводят их иногда к неправильным поступкам. Так, пробегая мимо кустов, дети срывают листочки, ломают веточки. И работу свою по экологическому воспитанию я решила начать с раннего возраста. Ведь природа богата красотой, яркостью, разнообразием, а также обилием цветов, знаков, звуков и привлекает детей, и доступна для восприятия. Дети любят природу, потому что общение с ней дает им радость.

Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы стали для меня той отправной точкой, с которой я осуществляю дальнейшее воспитание ребенка : развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому, обогащение представлений о мире природы и развитие умения выделять основные закономерности (сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни растений и животных от времени года, их приспосабливаемость к среде обитания и т. д.)

Правильная организация пространства дает возможность приблизиться к позиции ребенка. Так в предметно – пространственную среду включены:

природные объекты; где дети наблюдают и ухаживают;

уголок наблюдений;

альбомы и дидактические игры экологической направленности;

настенное панно для детских рисунков на каждое врем года;

уголок экспериментирования – для проведения элементарных опытов с песком, глиной, водой и другими природными и не природными материалами.

Первые географические знания получают из энциклопедий, глобуса, карт планет, материков и т. д.

Очень много игра на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания («Сложи узор», «Логически поезд», «Волшебные ниточки», шашки, шахматы и т. д., магнитная доска.

Для сенсорного развития создан «Чудо-поезд», где дети могут поиграть в пирамидки, вкладыши, мешочки и т. д.)

В физкультурном уголке совместно с родителями было изготовлено нетрадиционное оборудование: различные гири, гантели (из журналов, мячи, ходули, дорожки из пуговиц, змейка на координацию движений, дорожки с изображением следов, из сухого дерева сделан кольцеброс.

Так как ребенок находится в детском саду весь и окружающая обстановка должна радовать его; способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. С этой целью появилась «Полочка красоты», где дети приносят поделки из природного и бросового материала созданные совместно с родителями или своими руками; альбом «Моя семья», где есть фотографии детей и их родителей, любимых питомцев «я и мой друг».

Пополняется библиотека – природоведческой литературы: Бианки, Пришвина, Чарушина, Ушинского и др. ; стихов и русских народных сказок. Создали книжки-малышки «Расскажи обо мне» для составления описательных рассказов, пересказов.

Игра для дошкольника – способ познания окружающего.

В качестве средств активизации познавательной деятельности использую произведения искусства: репродукции с полотен художников – пейзажистов, фрагменты музыкальных произведений, диакинофильмы, используем грамзаписи голоса птиц, шум море, ручейка и т. д.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное основание окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет подвижная игра («Вороны», «Совушки», «Хитрая лиса», «Солнышко и дождик», «Медведь и пчелы», «У медведя во бору», «Лохматый пес» и т. д.)

Очень большое значение в воспитании бережного отношения к природе придаю обучению детей правилам поведения в природе. «Угадай настроение», «Подбери лицо», «Что не так?» - эти игры помогают детям научится правильно вести себя в «зеленом окружении».

В театрализованном уголке разместились шапочки – животных и птиц; есть фланелеграф, пальчиковый театр, театр теней по русским народным сказкам.

Немаловажную роль по экологическому воспитанию играет и работа с природным материалом, паделки из которых дают возможность «продлить жизнь» растениям, познать их красоту. В течении всего года дети принимают активное участие в формировании выставки поделок из природного материала: «Любимая сказка», «Лесная полянка» и др.

Также без внимания не осталась и раздевалка: пристенный стенд оформляется к каждому празднику, времени году; делаем фото-выставку «Как я провел лето», посвященную летнему отдыху детей с родителями на природе; а еще есть рубрики: информационные, познавательно – развивающие: «Азбука народной мудрости», «Встречи с природой», «Природа наш долг», достижения детей в различных конкурсах, смотрах и т. д.

Предметно – развивающая среда, где ребенок проводит много времени – это не только помещения детского сада. В летний период развивающим пространством становится участок детского сада, который используется для оздоровления и экологического воспитания детей. Веранду оформляли в виде березовой рощи, разбили клумбы, родители помогли с разнообразием цветов. Появилась идея сделать полянку по русской народной сказке «Колобок». Есть много интересных задумок.

Наблюдение за эстетически оформленными композициями из природного материала, за растениями и цветами позволяет решать задачи по формированию представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомству с правилами поведения, воспитанию уважения к труду взрослых. Ведь то, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно пробуждает любопытство, довольно легко и надолго запоминается.

В непосредственно – образовательную деятельность подготовительных групп включаем викторины, КВНы, конкурсы. Воспитанники принимают активное участие в различного рода работах, организуемых в помещении детского сада и на участке. Проявляют инициативу, с огромным желанием выполняют любую работу: сажают, пропалывают, взрыхляют, поливают, сгребают, собирают и т. д.

Таким образом, мы видим, что созданная предметно – развивающая среда и сама природа вызывает чувство радости, эмоционально – положительного отношения к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует становлению личности ребенка. Этому подтверждение слова К. Д. Ушинского: «По моему убеждению логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (из опыта работы) 1 часть. Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед современным обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое.

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

«Влияние стилей семейного воспитания на становление личности ребенка дошкольного возраста» (Буклет-памятка) Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. "Что такое семейное воспитание?" Целенаправленные, сознательные воспитательные.

Конспект экологического занятия в детском саду с элементами нравственного воспитания «Животные леса» Целевая аудитория: средняя группа детского сада. Тип занятия: интеллектуально-развивающий. Форма проведения: обобщающая беседа с использованием.

Консультация для педагогов «Влияние игры на психическое развитие и формирование личности ребенка с ОВЗ» Значение игры для психического развития детей с ОВЗ Долгое время о развитии ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объёму.

Консультация психолога «Формирование у ребенка поведенческих черт личности»Консультация психолога «Формирование у ребенка поведенческих черт личности» Детские поведенческие навыки закладываются с раннего детства, и их формирование, оказывающее на черты характера личности человека, продолжается.

Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного воспитания Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Родительское собрание-лекция «Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка» (продолжение) Родительское собрание-лекция: «Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка» Продолжение А какому сказочному персонажу.

Влияние семьи и стилей семейного воспитания на становление личности ребенкаВлияние семьи и стилей семейного воспитания на становление личности ребенка Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается.

Взаимодействие семьи и ДОУ в целях воспитания эмоционально здоровой личности ребенка Взаимодействие семьи и ДОУ в целях воспитания эмоционально здоровой личности ребенка. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование личности ребенка через основы экологического воспитания в детском саду
Опубликовано: 29 мая 2016 в 19:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД