МААМ-картинки

Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы

Людмила Аболоннникова
Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование личностных умений

в процессе освоения учебной темы.

СЛАЙД №1

Требования нового стандарта четко обозначили умения, которые школьники должны приобрести в результате обучения. СЛАЙД №2 Это предметные, метапредметные и личностные умения. Среди них личностные умения, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию школьником (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, моральными нормами, выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В учебной деятельности они могут проявляться:

Публикация «Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы» размещена в разделах

- как личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- как установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Если ученик задаё тся вопросом: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?», и умеет ответить на него, то это умение устанавливать смысл образования.

«Ситуативное задание»

Тема моей разработки «Местоимение», предполагает формирование не только предметных умений, но метапредметных и личностных. Чтобы вызвать интерес к изучению темы мы предложили школьникам ситуативное задание, СЛАЙД№3 в котором предлагается помочь Мише внести изменения в рассказ о маме, СЛАЙД №4 который он написал и оформил с нарушениями норм русского языка. Учитель спрашивает ребят о том какие изменения должен внести в свой рассказ Миша. Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию. В результате, у школьников возникает желание научиться писать рассказ о маме так, чтобы он соответствовал нормам русского языка.

Это ситуативное задание позволило стимулировать школьников решать проблему Миши.

«Блоки»

На этапе учебно-познавательной деятельности школьники осваивали содержание темы. СЛАЙД№5 Блок А – Местоимение как часть речи; блок Б – Личные местоимения; блок В – Правописание местоимений; блок Г – использование местоимений в устной и письменной речи; блок Д – диагностика качества освоения темы.

«Учебные задания»

В рамках изучения темы школьники осваивали ее содержание, выполняя учебные задания СЛАЙД№6 на «знание», «понимание», «умение», затем - диагностические задания. СЛАЙД№7. В данной технологии освоение любого содержательного блока построено в системе, что позволяет школьнику осознанно приобретать знания и умения.

«Результаты освоения темы» - диагностика

Апробация разработки предполагала изучение результатов освоения темы, которое проводилось в 4 классах с участием 74 школьников. СЛАЙД№8

Результаты диагностических и контрольных заданий показали, что большинство учащихся успешно справляются с заданиями.

На этапе диагностики качества освоения темы (в контрольном задании) из 74 школьников не справился лишь один. Я считаю, что это высокие результаты освоения темы.

Выполнили правильно Допустили исправления Не справились

Блок А 56 14 0

Блок Б 47 23 1

Блок В 42 21 0

Блок Г 40 22 0

Блок Д 23 50 1

Результаты освоения темы - умения

Это дает основания утверждать, что при освоении темы «Местоимение», школьники достигли планируемых результатов в учебно-познавательной деятельности : СЛАЙД№9

Личностные умения :

- проявлять позитивное отношение к процессу создания рассказа о маме.

Познавательные умения :

- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении рассказа о маме.

Регулятивные умения :

- соотносить учебные действия с известным правилом.

Коммуникативные умения :

- формулировать высказывание, мнение, используя термины в рамках учебного диалога.

Предметные умения :

- писать рассказ о маме, используя личные местоимения.

«Интеллектуально – преобразовательная деятельность. Личностные умения»

Этап интеллектуально – преобразовательной деятельности предполагает использование учащимися приобретенных знаний и умений темы в редактировании и написании рассказа о маме.

Ведущими на этом этапе являются личностные умения. СЛАЙД№10

Проявлять:

- интерес к изучению темы

- желание помочь Мише

- позитивное отношение к процессу создания и оформления рассказа о маме

- осознание собственной успешности при изучении темы

Особенно проявились умения при выполнении задания, в котором дети должны были отредактировать и написать рассказ о маме.

«Выбор варианта задания»

В рамках интеллектуально-преобразовательной деятельности школьникам предлагалось выбрать вариант выполнения задания:

- информативный, выполнение которого осуществляется с максимальной поддержкой учителя;

- импровизационный, - с минимальной поддержкой учителя;

- эвристический, который школьники выполняют только самостоятельно.

СЛАЙД№11

Информативный вариант 14 учащихся

Импровизационный вариант 34 учащихся

Эвристический вариант 36 учащихся

Учащиеся выбирали способ деятельности (индивидуально, в паре или группе, затем выполняли задание. Школьники с большим интересом и желанием выполняли вариант ситуативного задания, у некоторых возникло желание выполнить несколько вариантов заданий.

«Рефлексивная деятельность»

На этапе рефлексивной деятельности школьники соотносили цель и полученные результаты.

На данном этапе формируется личностное умение - оценивать успешность собственной деятельности. СЛАЙД№12 Участниками апробации были 74 школьника. СЛАЙД№13

Высокий уровень самоанализа проявили 65 учеников,

Средний уровень самоанализа проявили 9 ученика

СЛАЙД№14,15

Высокий уровень самооценки – 66 ученика

Средний уровень самооценки – 8 учеников

Эти показатели свидетельствуют о том, что большая часть школьников смогла оценить результат своей деятельности и соотнести полученный результат с поставленной целью.

Если каждую учебную тему изучать в рамках технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности с использованием технологической карты, то все школьники со временем смогут достигнуть высокого уровня самоанализа и самооценки.

«Проявление личностных умений»

Выполнение предложенных заданий способствовало формированию личностных, метапредметных и предметных умений, среди которых личностные были ведущими : СЛАЙД№16

- интерес к изучению темы

- желание помочь Мише

- позитивное отношение к процессу создания и оформления рассказа о маме

- осознание собственной успешности при изучении темы

Результаты показали, что работа по данной технологии позволяет сформировать у каждого ученика позитивное отношение к учебному процессу и к оформлению рассказа. Оценка проявления личностных умений

Выполняя все эти задания, учащиеся показали следующие результаты в проявлении личностных умений : СЛАЙД№17

- ярко проявили – 15 человека,

- свободно демонстрировали – 48 человека,

- демонстрировали, если побуждали взрослые – 11 человек,

- не проявили совсем – 0 человек

Очевидные изменения школьников

В результате апробации ТРИИК и технологической карты были очевидны изменения школьников: СЛАЙД№18

• высокая мотивация к изучению темы

• возрастающий интерес в процессе изучения темы

• объективное оценивание знаний и умений, собственных результатов

Апробация показала, что использование данного методического обеспечения:

• Технологии

• технологической карты

• дидактического электронного сопровождения к ней

В учебном процессе обучения, способствует формированию метапредметных умений, и особенно личностных умений.

Разработка и апробация методических разработок – технологической карты и дидактического электронного сопровождения к ней позволяет учителю получать результаты, обозначенные в новом стандарте. Проектировать учебный процесс, раскрывать творческий потенциал школьников, целенаправленно развивать информационно-интеллектуальную компетентность учащихся, эффективно расходовать учебное время, сохранять здоровье всех участников образовательного процесса, за счет оптимизации нагрузки, обеспечивать успешную самореализацию личности.

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Презентация «Профессиональный стандарт педагога» Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал о внедрении Профессионального стандарта педагога дошкольного образования. Полномасштабно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы
Опубликовано: 15 февраля 2014 в 18:13
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Аболоннникова (УИ 195197) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД