МААМ-картинки

Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся 3 класса средствами изобразительного искусства

Ксения Болотова
Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся 3 класса средствами изобразительного искусства

Формирование личностных универсальных действий учащихся 3 класса средствами изобразительного искусства

Актуальность формирования личностных УУД у младших школьников средствами изобразительного искусства обусловлена педагогической задачей – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Публикация «Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся 3 класса средствами изобразительного искусства» размещена в разделах

Использование средств изобразительного искусства открывает множество возможностей в организации учебного процесса, а также в развитии личностных универсальных учебных действий: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая развитость. Личностная готовность предполагает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость.

Актуальностью формирования личностных УУД у младших школьников средствами изобразительного искусства, является эффективным педагогическим инструментом, который позволяет осуществить результативную учебную деятельность, сделать её для учащихся более творческой и интересной, а само обучение – развивающим.

Изобразительное искусство в школе взяло на себя большую ответственность за формирование духовно-нравственных, эстетических, моральных качеств учащихся. Полноценное художественное образование сохраняет целостность личностного развития ребёнка, обогащает эмоциональную жизнь ребёнка, пробуждает душевную отзывчивость, создаёт гармонию ума и души.

Таким образом средства изобразительного искусства влияют на многие факторы развития личностных УУД. Изобразительное искусство поможет сделать процесс обучения осмысленным, эмоционально положительно окрашенным и, соответственно, более эффективным.

На основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической и методической литературы, определены следующие противоречия:

Между требованиями, которые предъявляются к результату образования, зафиксированном в ФГОС НОО, в части формирования личностных УУД у младших школьников, и недостаточным уровень кругозора обучающихся.

Выявленная проблема: организация условий о творческой деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства, формирующих личностные универсальные учебные действия

Объектом исследования является процесс формирования личностных УУД у младших школьников.

Практическая значимость заключается в том, подобранные творческие задания могут использоваться учителями начальных классов для развития личностных УУД у младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Древние жители рассматривали мир как хаос и задачей художника было внесение в него порядка, мира и гармонии. В современном обществе всё стремительно меняется. В потоке информации, которая поступает к нам со всех сторон, сложно определить является ли она культурной может ли быть примером нравственности. Создаются ложные устремления, прививающие стандарты потребления, где главным являются деньги и достаток, но не человеческие качества и сам человек.

«Искусство смывает с души пыль повседневной жизни…» говорил великий художник Пабло Пикассо. Английский художник Рейнольдс Джошуа сказал: «принципы искусства – будь то поэзия или живопись – имеют своё основание в разуме»4. Искусство заставляет человека задуматься о жизни, помогает понять себя и окружающую действительность, увидеть в безобразном прекрасное и в малом великое.

Однако восприятие искусства требует определённого уровня подготовки и культуры, при этом необходимо знание как классического, так и современного искусства. И образовательные учреждения должны этому учить.

Обучение по предмету «Изобразительное искусство» в начальной школе является базой для всего последующего художественного образования детей. Это касается в первую очередь формирования личностных универсальных учебных действий (УУД, которые отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии, способствующих развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся;

В начале школьного обучения личностные УУД определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Применительно к учащимся начальной школы: самоопределение – значит осознание ребенка себя учеником, учитель – это не мама, а ведущий вид деятельности – учебный. Процесс осознания себя учеником учителю надо сделать интересным для каждого ребенка. Смыслообразование в начальной школе – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение, и уметь на него отвечать. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения). Ребенок начинает понимать и осознавать «что такое хорошо и что такое плохо», эмоционально оценивает события.

Для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства у младших школьников эффективными будут следующие формы работы:

- метод проектов;

- исследовательский метод;

- коллективно-творческие дела;

- интерактивные игры;

- систему оценивания художественно-творческих достижений учащихся.

Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно-ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую в течение определенного времени и ориентирует на решение какой-либо проблемы.

В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые, коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде.

Проекты по длительности могут быть краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2 уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: индивидуальной или коллективной творческой работы. Примеры индивидуальных проектов: «Замок Снежной Королевы», «Пасхальное яйцо» и другие.

В коллективных проектах необходима координация деятельности участников проектных групп, по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации. Примеры коллективных проектов на уроках изобразительного искусства: «Архитектура Древнего города», «Жар-птица и Птица-стужа», «Правила дорожного движения».

С использованием метода проектов формируются личностные УУД: школьники учатся оценивать свои возможности, осознают свои интересы, делают осознанный выбор, что повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки; позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Исследовательский метод направлен на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений. Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся: ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; формулировка целей и задач исследования; сбор данных об изучаемом объекте; проведение исследования, моделирование и проведение эксперимента; формулировка выводов, оформление результатов работы.

Исследовательская деятельность способствует формированию личностных УУД: адекватной самооценки; мотивационной основы учебной деятельности; чувства радости узнавания нового, чувства гордости за самого себя, позитивного отношения к самому себе; выработке внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Коллективное творческое дело - это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь класса. В процессе коллективной творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый «веер» педагогических задач. Оно, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Уроки коллективной творческой деятельности способствует формированию личностных УУД: у школьников поднимается мотивация, познавательный интерес; учащиеся осознают значимые темы искусства и отражают их в изобразительной творческой деятельности; различают изобразительные возможности разных художественных материалов; оценивают эстетическую выразительность результатов совместной творческой деятельности; принимают жизненные ценности, ориентируются в нравственных нормах и правилах, вырабатывают свою жизненную позицию в отношении мира.

Дарить детям радость творчества на уроках изобразительного искусства позволяют интерактивные игры. На сайте LearningApps.org разработаны интерактивные модули которые могут быть непосредственно включены в содержание урока или их можно изменять и создавать в оперативном режиме. Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Среди множества игр есть игры и упражнения по цветоведению, для развития восприятия произведений искусства, игры, способствующие усвоению новых терминов, понятий; практические упражнения по жанрам изобразительного искусства и декоративно-прикладному искусству и другие.

Примеры интерактивных игр:

на классификацию – «Хроматические и ахроматические цвета», «Художники-сказочники», «Знаешь ли ты виды изобразительного искусства», «Народные художественные промыслы», «Художники-мультипликаторы», «Времена года и сказки», «Средства художественной выразительности», «Натюрморт или пейзаж» и другие;

на нахождение пары – «Жанры живописи», «Картины русских художников», «Картины Константина Коровина», «Путаница», «Мир детства в живописи», «Народные промыслы России», «Сказочная перепутица», «Найди пару», «Виды изобразительного искусства», «Угадай слова, что в себе содержат КВА», «Виды орнаментов» и другие;

кроссворды – «Цвета нам дарят настроение», «Русский народный костюм», «Декоративно-прикладное искусство», «Гжель», «Изобразительные материалы», «Термины», «Жанры искусства», «Творчество В. М. Васнецова» и другие;

на восстановление хронологии событий – «Рисуем закат на море», «Как нарисовать зимний пейзаж», «Как нарисовать кошечку», «Как нарисовать средневековый готический замок», «Как нарисовать натюрморт акварелью», «Рисуем кружку с чаем» и другие;

на складывание пазлов – «Элементы росписи», «Пазл от лягушек КВА», «Музеи мира», «Живопись», «Проверь себя», «Потерянная картина» и другие;

на заполнение пропусков в тексте – «Дымковский промысел», «Виды живописи», «Какой нам цвет вписать?», «Полотно», «Рассказ о художнике», «О картинах Шишкина», «Цветоведение» и другие;

викторины с выбором правильного ответа – «Цветные вопросы», «Тест по изобразительному искусству», «Радуга-дуга», «Архитектура древних городов», «Жанры изобразительного искусства», «Бытовой жанр в русском искусстве», «Русские художники»;

Использование на уроках интерактивных игр и упражнений способствует формированию личностных УУД учащихся: появления непроизвольного интереса к познанию основ изобразительного искусства, что формирует положительную мотивацию изучения данного предмета; стимулирует активное участие ребят в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных, поднимая их самооценку; содействует осознанию устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

На уроках рисования кроме существующей отметочной системы оценивания, основанной только на одном конечном продукте – детском рисунке, использую систему оценивания художественно-творческих достижений учащихся.

1. Обучаю школьников алгоритму самооценивания работы. Сначала учимся обозначать своё настроение, т. е. эмоционально оцениваем прошедший урок. Эта рефлексия становится основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На обороте альбомного листа или в дневнике учащиеся обозначают своё настроение - «Доволен, у меня всё получилось!», «Было трудно, получилось с ошибками», «Совсем не доволен, ничего не получилось» в виде понятных им символов-смайликов.

Затем даётся учащимся возможность оценить содержание своей работы. Для публичной самооценки результатов своей работы сначала выбирается наиболее подготовленный ученик (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате). На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками класса (достаточно 2-3 эпизодов за один урок, главное, чтобы они происходили на каждом уроке). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты.

Алгоритм самооценки:

1. Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём?

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Таким образом, на уроке ученик сам учится оценивать свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. Использование алгоритма самооценивания выполненных заданий значительно повышает эффективность работы учеников.

При работе с использованием системы самооценивания очень важно, чтобы учитель обсудил вместе с детьми критерии успешности выполнения творческой работы. Независимо от форм фиксации оценки главное выдержать принцип ухода от сравнивания личностных качеств детей на уровне «ты хуже, а ты лучше». Здесь необходимо оценивать учащегося по уровню достижения им поставленных на уроке целей и задач, имея при этом ввиду, что каждый ребенок индивидуален и имеет свое видение, отличное от взрослых, на решение предлагаемой темы.

Система оценивания художественно-творческих достижений учащихся - это одна из форм учебной деятельности, способствующей формированию личностных УУД учащихся: адекватной самооценки обучающихся на уроках изобразительного искусства, эмоциональной культуры восприятия, процесса запоминания художественной информации, речи учащихся. В результате чего формируются способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

Все вышеперечисленные формы работы с детьми на уроках изобразительного искусства развивают у детей умение вглядываться, содержательно рассматривать мир, что является важной задачей обучения. Мы видим только то, что понимаем. Умение видеть – одна из главных составляющих становления личностных качеств ребенка, развития универсальных учебных действий.

Публикации по теме:

Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возрастаФормирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста «Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста» В раннем возрасте у детей при повседневной практике действий с игрушками.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе «Музей искусства» Технологическая карта урока изобразительного искусства Антинг Валентины Германовны. Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения:.

Макет военных действий в ВОВ для 1 классаМакет военных действий в ВОВ для 1 класса Цель: познакомить детей с особенностями расположения воинской позиции и с военной терминологией. Задачи: 1. Развивать связную речь; 2. Пополнять.

Проект «В мире изобразительного искусства»Проект «В мире изобразительного искусства» Актуальность проекта. Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним.

Родительское собрание «Развитие ребенка средствами изобразительного искусства» Протокол №3 родительского собрания в средней группе от 25.02.12г. Повестка дня: 1.«Развитие ребенка средствами изобразительного искусства».

Конспект урока изобразительного искусства «Фантастические животные»Конспект урока изобразительного искусства «Фантастические животные» "Фантастические животные которые не существуют". Цель: построение формы фантастического животного; Задачи: -предметные: научить соединять.

Конспект урока изобразительного искусства «Космос»Конспект урока изобразительного искусства «Космос» "Космос" Цели: 1. Содействовать формированию эстетического отражения к действительности. 2. Совершенствовать знания обучающихся о космосе.

Конспект урока изобразительного искусства «Последний снег. Лес»Конспект урока изобразительного искусства «Последний снег. Лес» "Последний снег. Лес". Цель урока: Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего мира; расширение знаний учащихся о жанре.

Уроки изобразительного искусства в гимназииУроки изобразительного искусства в гимназии Мы проходим по длинной галерее нашей гимназии. По обеим сторонам перехода выставлены творческие работы учащихся, выполненные в различной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся 3 класса средствами изобразительного искусства
Опубликовано: 20 апреля 2022 в 20:39
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД