Получи документы

Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством развивающих игр

Зарянова Татьяна
Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством развивающих игр

«В душе каждого ребенка есть невидимые

струны. Если тронуть их умелой рукой,

они красиво зазвучат».

В. А. Сухомлинский

Формирование творческого облика личности, активного отношения к жизни, умение не теряться в новых и трудных обстоятельствах – это одна из основных задач воспитания. Поэтому педагогам много внимания необходимо уделять развитию самостоятельности детского мышления, формированию умения мыслить и познавать действительность.

Публикация «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством развивающих игр» размещена в разделах

Известно, что интерес, жажда познания, открытия – стремления присущие человеческой натуре. И ярче они проявляются в дошкольном возрасте. В эти годы интенсивно формируются мыслительные способности детей : начальные формы абстрактного мышления, обобщения, простые формы умозаключения, закладывается фундамент многих важных представлений и понятий, которые в дальнейшем обеспечивают благоприятное умственное развитие ребенка, плавный переход дошкольника из ДОУ в школу.

Многочисленные наблюдения показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в детском саду, в школе обычно переходит в разряд неуспевающих. Неуспеваемость вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с педагогами. Это может привести к возникновению асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте.

Одним из основных нарушений познавательного развития у детей с задержкой психического развития является нарушения мышления. У данной категории детей нарушены все виды мышления, Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников.

Обучение детей с задержкой психического развития чрезвычайно затрудненно из-за смешанного, осложненного характера их дефекта, в котором задержка развития высших корковых функций часто сочетаются с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями деятельности, двигательной и речевой недостаточностью.

Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду – нелегкая задача, стоящая перед педагогом. Педагогу необходимо помнить, что умственный труд очень тяжел. К. Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать трудно». Не только в детях, но и во взрослых людях мы чаще всего встречаемся с леностью мысли.

Для детей с ЗПР свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от задания со словами: «Я не знаю, не умею». В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают.

Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Занимательность же умственного труда достигается разными методами, среди которых особое место занимают дидактические игры и упражнения, которые являются продуктивной формой обучения в дошкольном возрасте. Игра – «стихия ребенка». Дети думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, классифицируют, рассуждают, делают выводы и умозаключения, решают логические задачи и т. д. Это им интересно, потому что они любят играть. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Она имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

При отборе дидактических игр, прежде всего, необходимо учитывать коррекционные цели и особенности развития детей с задержкой психического развития дошкольного возраста. Надо начинать с более легких, посильных заданий во избежание отрицательных эмоций у детей. Постоянно поощрять их в работе, чтобы они испытывали чувства удовольствия от занятий.

Дидактическая игра и упражнения – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Дидактическая игра требует специального материала, определенных условий, знания педагогом самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельного мышления лишь в том случае, если она будет проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики. При подборе игры следует всегда помнить о том, что она не должна быть не слишком трудной, не слишком лёгкой, только в этом случае игра принесёт детям пользу и радость.

Методика проведения иг:

- Педагог должен четко представить цель игры, её ход, свою роль в той или иной игре. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания.

- В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение.

- Создать условия для умственной активности всех детей. Очень хорошо, когда умственная активность сочетается с двигательной.

- В каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач, чтобы дети, усвоив тот или иной способ решения, могли бы применять его при другом содержании, в других условиях.

- Выбор дидактической игры определяется задачами воспитательной работы с детьми данной группы, поэтому она может занимать различное место в педагогическом процессе (как часть занятия, в часы индивидуальной работы, свободной деятельности, в часы развлечений).

- Чаще всего следует проводить игры индивидуально или с небольшой группой детей, чтобы каждый играющий имел возможность участвовать в ней. В такие группы следует объединять детей более активных и менее активных. Последние стараются подражать своим товарищам и успешно справляться с заданиями.

- Роль педагога меняется в процессе дидактических игр в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Педагог следит за тем, чтобы правила выполнялись всеми.

Для общего развития ребенка и для развития его мышления необходимо формирование логических приемов мыслительной деятельности: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез, сериация, систематизация, абстрагирование, аналогия.

Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов (матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. п.)

Анализ – выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. («Выбери все круглые, …», «Четвертый лишний»)

Синтез – соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое (конструкторы, мозаика, разрезные картинки, кубики, и т. п.)

Сравнение – выявление сходства и различия между признаками объекта (или группы объектов) и абстрагировать от других («Найди это по указанным признакам», «Найди фигуры похожие на …», «Отложи справа все …»)

Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку. Классификацию можно проводить по: : названию (чашки и тарелки, кегли и мячики); размеру (большие и маленькие, длинные и короткие); цвету (красные и зеленые, желтые и зеленые); форме (круги и квадраты, кубики и шары); другим признакам нематематического характера (что можно и что нельзя есть, кто летает, кто бегает, кто плавает, что бывает летом, а что зимой,что растет в огороде, а что в саду и т. д.)

Обобщение – это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Обобщение хорошо понимается ребенком. Если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно.

Примерная подборка дидактических игр: «Бывает – не бывает», «Что лишнее?», «Времена года», «Разложи игрушки», «Закрой лишнюю картинку», «Что сначала, что потом?», «Обведи и раскрась», «Выкладывание из палочек», «Назови одним словом», «Угадай по описанию», «Загадай предмет и опиши его», «Небылицы», «Чепуха», «Съедобное - несъедобное», «Давай сравним», «Подбери слова к предмету», «Отгадай загадку – покажи отгадку», «Найди ошибку», «Мозаика», «Ассоциации», «Выбери все …», «Продолжи», «Найди отличие», «Аналогии», «Что перепутал художник», «Картинка в картинке», «Логические цепочки», «Подбери по смыслу», «Шиворот-навыворот», «Что к чему?», «Размышляйка».

Представленная система дидактических игр и упражнений, построенная на использовании разнообразного занимательного материала, эффективно формирует и развивает мыслительные операции у детей с ЗПР.

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для родителей «Играем с детьми дома. Развивающие игры для развития логического мышления для детей 6–7 лет» Консультация для родителей. «Играем с детьми дома. Развивающие игры на логическое мышление для детей 6 – 7 лет»Интересно и эффективно можно.

Дидактические игры для развития логического мышленияДидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством развивающих игр
Опубликовано: 26 января 2021 в 17:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД