светлана артемьева
Формирование любви к художественной литературе через проектную деятельность у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование любви к художественной литературе через проектную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность.
Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают, - интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом, развитым воображением. Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи. Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к чтению в современном обществе требует повышенного внимания. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже читают книги. Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания отходят на второй план, уступая место устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку – интересующую книгу можно найти в сети Интернет. Учитывая это, задачи педагогов и родителей – направить детей на правильный выбор источника информации, а также повышать среди подрастающего поколения престиж чтения и статус «читающего человека» актуален.
Публикация «Формирование любви к художественной литературе через проектную деятельность у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Каковы цели и задачи литературного воспитания ребенка в детском саду? На этот вопрос мы можем ответить, обратившись к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, где приобщение детей к художественной литературе рассматривается как часть двух направлений развития: «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие», и определяется как: - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- формирование элементарных представлений о видах художественной литературы и фольклора (как искусства);
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Таким образом, знакомство дошкольников с книжной культурой, детской литературой в детском саду, согласно ФГОС дошкольного образования, является средством речевого развития детей и способствует обогащению активного словаря дошкольников, связной диалогической и монологической речи, развития речевого творчества.
Теоретическая работа.
Изучая теоретический материал по теме и, видя перспективу своей работы, мы поставили перед собой конкретную цель: приобщение дошкольников к художественной литературе, воспитание будущего читателя.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
· познакомить детей с многообразием различных литературных жанров (сказками, рассказами, стихами, фольклорными произведениями (считалки, потешки, заклички, колыбельные песни, загадки, пословицы и т. д.);
· развивать речь детей, расширять кругозор, словарный запас;
· вовлекать детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образом, строем и сюжетом произведения;
· развивать память, воображение, внимание;
· формировать эмоциональный отклик на литературные произведения;
· воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге;
· обогатить опыт родителей в вопросах организации семейного чтения и воспитания читательской культуры детей.
Приобщать ребёнка к чтению нужно начинать с самого раннего возраста. Помимо родителей, ключевую роль в этом играет детский сад — первый социальный институт ребёнка. Конечно, дошкольники — скорее слушатели, чем читатели. Содержание художественного произведения до них доносит педагог, совместно они раскрывают идею, проникаются переживаниями за героев. Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения : уметь заинтересовать детей книгой, будучи компетентным в сфере детской литературы и в высокой степени владея навыками выразительного чтения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения. Ребенок – слушатель – это уже читатель. Только читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем. Именно поэтому считаем, что проблема приобщения ребенка к чтению сегодня особенно актуальна и значима. Задача детского сада заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой.
Вышесказанное свидетельствует, что именно дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя.
Работа по формированию любви к художественной литературе строится по принципам:
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. В отборе художественных текстов учитываются предпочтения и особенности педагога и детей.
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых. Ребёнок – полноценный участник образовательных отношений.
• Поддержка инициативы дошкольников.
• Сотрудничество организации с семьей. Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг-самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, праздников и др.
• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства на произведениях литературы.
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий
детей в процессе восприятия художественной литературы.
· Возрастная адекватность : соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.
Изучив методическую литературу, мы определили для себя множество самых разнообразных традиционных и нетрадиционных форм по приобщению дошкольников к книге.
К традиционным относятся:
• Традиция ежедневного чтения.
• Оформление книжного уголка в группе.
• Оформление тематических выставок и выставок, посвящённых творчеству поэтов и писателей.
• Просмотр мультфильмов и сказок по художественным произведениям.
• Сюжетные игры: «Театр», «Концерт», где дети читают стихи, произведения устного народного фольклора.
• Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации).
• Конкурсы чтецов на уровне ДОУ, города.
• Конкурсы детского творчества на уровне ДОУ, города.
• Занятия по знакомству с художественной литературой, образовательные ситуации.
Учитывая реалии сегодняшнего дня, мы, сохраняя традиционные, искали новые, современные формы работы с детьми.
Нетрадиционные формы работы :
• Презентации. (Знакомство с творчеством писателей и поэтов, образами литературных героев и др.).
• Выставка – иллюстрация. (Выставка с рисунками детей. Они могут быть: по определенной теме, к произведениям одного автора, по конкретной книге).
• Создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Можно составлять книги по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами.
• Неделя детской книги (книги-юбиляры, авторы-юбиляры, «Наши любимые сказки и т. д.)
• Осуществление совместной проектной деятельности.
• Макеты по любимым сказкам.
• Вечера загадок, сказок.
• Литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведениям.
• Участие в международной акции «Читаем детям о войне».
• Флешмоб (Массовое чтение на определенную тему, одного жанра, автора).
Методы и приемы работы с детьми
Результативность процесса обучения зависит от методов. Методы определяют творчество воспитателя, эффективность его работы, усвоение материала и формирование качеств личности ребенка. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия, при этом отдаем предпочтение тому или другому методу, исходя из оснащенности педагогического процесса. Нами использовались следующие методы ознакомления детей с художественной литературой :
Практическая работа.
Одним из актуальных на сегодняшний день методов работы с дошкольниками является метод проектов.
В течении учебного года в нашей группе проходит долгосрочный (сентябрь-май) проект «В мире книг», направленный на формирование любви к художественной литературе. Этот большой проект состоит из нескольких подпроектов :
• «В гостях у сказки» (русские народные сказки)
• «Сказки А. С. Пушкина»
• «Сказки дедушки Корнея»
• «По страницам книг В. Бианки»
• «Звери и птицы Евгения Чарушина»
• «Рассказы и сказки о природе»
• «Цирк»
• «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака» и др.
Тематика и количество подпроектов может меняться в зависимости от запросов детей и задач, которые нам нужно решить.
Работу над проектом начинаем с опроса и анкетирования родителей.
В результате опроса часто выясняется:
1. Родители не так часто покупают детям книги (основной подарок – это игрушки, сладости, мультфильмы).
2. Совместное чтение детской литературы происходит довольно редко (сложный ритм жизни, нехватка времени).
3. Предпочтение отдают ТВ-программам, мультфильмам, компьютерным играм.
Поэтому необходима в первую очередь работа с родителями.
Мы проводим круглые столы, собрания, индивидуальные и подгрупповые консультации, представляем вниманию родителей папки с интересной информацией по теме, проводим творческие конкурсы и мастер-классы, акции и др. Раньше родители приходили в группу и читали произведения по тематике проектов. Сейчас они начитывают текст на аудионосители, и мы в группе с ребятами слушаем. Детям очень нравится, когда они слышат родной голос.
Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания развивающей предметно-пространственной среды группы.
Самостоятельная деятельность детей – целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная и корректируемая по процессу и результату самим ребенком. В режиме дня ребенка-дошкольника она занимает не менее 3-4 часов и обеспечивает его самореализацию во всех образовательных областях. В стимулировании самостоятельной деятельности детей в рамках образовательной области и формирование у дошкольников интереса к художественной литературе играет большую роль уголок книги.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги.
Книжный уголок - это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Цель уголка книги: воспитание любви, уважения и интереса к книге, стремления к общению с ней, умения слышать и понимать художественный текст, воспитание будущих книголюбов. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.
В уголке находятся книги разные по оформлению и содержанию, старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные. Хотелось показать различие книг по размеру, назначению (информационные, авторские, рукотворные, развивающие и т. д., а также по возрасту потенциальных читателей. Здесь же можно познакомиться с портретами и краткими биографиями известных писателей.
Мы учим детей обращаться с книгой. Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что воспитатель моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам постепенно становится защитником книги. Пусть ребёнок не умеет еще читать, но его учат рассматривать книги не только совместно со взрослым, но и самостоятельно. Дети должны усвоить: книги - наши друзья. Терпеливо и настойчиво воспитатель учит, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место. Для этого мы периодически в соответствии с тематикой устраиваем выставку интересных книг. Рассматриваем книги одного и того же содержания, но разных издательств. Показываем детям, что книги могут быть в разных переплетах мягких, твердых, разного формата книги- великаны, книжки – малышки. Так в проекте «Сказки дедушки Корнея» мы устраивали выставку книг, в которой были издания 1974 года. Нам принесли эту книгу от бабушки Семена С., оказывается, мама Семы слушала ее в детстве и очень любит читать веселые песенки своему сынишке. Мы любим чинить книги в совместной деятельности, у нас есть книжкина - больница, многие ребята уже освоили ряд действий как правильно заклеить корешок, сделать закладку, вылечить страничку или обложку. Мы лечим не только свои книги, а в нашу группу обращаются ребята из младших групп, так в проекте «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака» пока мы собирали коллекцию книг А. С. Маршака вылечили 8 книг, и принесенных из дома.
Для поддержания интереса детей к творчеству писателей и сказочников мы размещаем в центре художественного творчества раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям детей, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов. Мы любим рисовать героев уже известных сказок и наряду с ними появляются новые произведения, которые наши ребята сочиняют вместе с родителями, с удовольствием их иллюстрируют. Так в проекте «В гостях у сказки», мы познакомились с русскими народными сказками и сделали книги своими руками, которые даем малышам и читаем сами с преогромным удовольствием, вспоминая как работали над этими книгами.
Чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов с помощью плоскостного, объёмного, теневого, настольного, пальчикового театров приобрела наборы готовых игрушек к сказкам. Для драматизации литературных произведений с привлечением детей и родителей к посильной работе изготовили элементы костюмов сказочных героев, декораций, маски животных, эмблемы с изображением любимых литературных персонажей : медвежат, поросят и др., приобрели яркие бантики, бусы, сумочки. Всё это располагается в театральном уголке.
Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору привлекли средства других видов искусства, в том числе музыкального. В группе имеется магнитофон с различными музыкальными дисками; в музыкальном уголке имеется детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки, что помогало нам привлечь детей к участию в играх-драматизациях, инсценировках, музыкальных и литературных концертах. Например, при драматизации «Мухи-цокотухи» во время празднования победы над злодеем пауком был устроен бал насекомых, где ребята подигрывали на музыкальных инструментах.
Так же мы собрали богатую аудиобиблиотеку. Там произведения читают и рассказывают профессиональные актеры.
До пандемии в группу приходили представители детской городской библиотеки. Детей знакомили с новыми книгами современных авторов, предлагали выполнить творческие задания (придумать и оформить в книгу свою историю на определенную тему, за которые ребята получали призы и грамоты.
Несколько лет назад в группе проходил проект «В мире сказок». Родители предложили посетить выставку «Страна Кукляндия» в музее истории и культуры Московского района. Дети здесь увидели героев мультфильмов и различных литературных произведений, русских-народных тряпичных кукол. Все экспонаты являются авторскими работами. С ребятами провели мастер-класс, где они с родителями шили своих героев. Выставка проводится ежегодно, поэтому мы там постоянные гости.
Свою работу по формированию любви к художественной литературе мы не прекращали и во время изоляции. Для детей записывались видео и аудио файлы. Мы знакомили ребят с новыми авторами, произведениями, давали творческие задания. В ответ дети присылали свои рисунки, аппликации, читали выученные стихи и т. д. Например, мы познакомили ребят с произведением Федора Хитрука «Каникулы Бонифация». Дома они посмотрели еще мультфильм, прислали творческие работы, а некоторые попробовали себя в роли цирковых артистов: клоунов, гимнастов, дрессировщиков и фокусников.
Один и тот же проект проводился с разными выпусками детей, поэтому выходы проектов отличались друг от друга.
• творческие выставки,
• изготовление книжек самоделок,
• дидактический материал и игры по произведениям,
• пополнение театрального уголка декорациями, масками, куклами,
• оформление летних и зимних прогулочных участков,
• участие в конкурсах различных уровней,
• флешмоб (Массовое чтение на определенную тему, одного жанра, автора,
• проведение тематических акций,
• создание коллекций.
Случается так, что при проведении одного проекта появляется замысел темы нового проекта. Например, когда мы посещали выставку кукол (проект «В мире сказок», ребята заинтересовались тряпичной куклой. Так появился проект «Куклы наших бабушек», итогом которой стала коллекция тряпичных кукол.
При чтении сказки «Федорино горе» зашел разговор о посуде, ложках. Отсюда проект «Откуда появились ложки» и коллекция ложек.
Во время проекта "Звери и птицы Е. Чарушина" мы с ребятами оформляли фотогазету "Наши домашние любимцы". Но информации оказалось очень много, т. к. каждый ребенок хотел рассказать о своем домашнем друге. А у кого-то их оказалось несколько. У некоторых детей любимцами были, например, бабушкина коза Люся, гусь Гоша. А Савва рассказал о том, как они с мамой и сестренкой наблюдали за вылуплением из яйца цыпленка. В дальнейшем Савва и петушок Петя стали друзьями.
Ребята вместе с родителями оформляли свои фото и рассказы по-разному: в книги, альбомы, раскладушки и т. д. И как результат- мини музей "Мой лучший друг".
Некоторые проекты имели продолжение и на прогулочных участках.
Практический результат деятельности
Таким образом, систематическая работа по приобщению детей к художественной литературе с использованием разнообразных традиционных и нетрадиционных форм, совместной работы с родителями воспитанников дает результаты:
В отношении детей :
-У детей появился устойчивый интерес и желание к общению с книгой.
-Чтение вызывает у детей яркие положительные эмоции.
-Расширились представления детей об окружающем мире, дети узнали много нового о многообразии живой природы, об образе жизни людей на Руси, узнали немало интересного о природе и ее тайнах, о жизни животных и растений.
- Значительно шире стал кругозор детей о художественной литературе, дети знают разные жанры, могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра, чувствуют красоту и напевность стихотворения; дети способны чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
- Дети стали внимательнее слушать произведение и активнее участвовать в его анализе.
- Дети способны понимать и чувствовать настроение произведения.
- Дети с интересом заучивают потешки, прибаутки, стихотворения.
- Воспитанники с большим интересом додумывают, творчески преобразовывают ход повествования, с лёгкостью придумывают различные концовки, вводят непредвиденные ситуации.
- Заметны, также, изменения в развитии речи: у детей стал богаче словарный запас, улучшилась диалогическая и монологическая речь; при пересказе произведения заметна плавность воспроизведения, отсутствие длительных пауз.
- Сформировалась потребность общения с книгой, культура чтения, бережное отношение к книге.
По отношению к себе, как к педагогу:
Повысились педагогические компетенции в вопросах формирования у детей интереса к книге и потребности в чтении, а именно:
- самостоятельно планируем процесс литературного образования детей дошкольного возраста посредством определения целей и задач деятельности приобщения ребенка к книге;
- анализируем текст художественного произведения;
- определяем репертуар литературы для чтения;
- демонстрируем свои литературные предпочтения;
- знаем различные приёмы использования иллюстраций;
- объясняем значение непонятных для ребенка выражений;
- умеем выразительно читать или рассказывать произведение;
- разбираемся в видах и жанрах литературы;
- умеем отбирать высокохудожественные произведения для чтения;
- знаем принципы формирования круга детского чтения;
- разбираемся в тематическом многообразии произведений;
- знаем художественные особенности построения произведения и художественные приемы, простейшие понятия из теории литературы;
- создаём условия для воспитания грамотного читателя в дошкольном учреждении.
В отношении родителей:
- У родителей воспитанников расширились представления о детской литературе; родители воспитанников владеют рациональными методами и приёмами ознакомления дошкольников с детской литературой; имеют практические навыки взаимодействия с детьми; умеют работать с книгой.
-Родители понимают важность семейного чтения. Совместное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым. Читая своему ребёнку, родители побуждают его к разговорам, дают возможность соучастия и проявления чувств. Это помогает ребёнку расти эмоционально, а также духовно сближает родителей и детей. Семейное чтение – прекрасное домашнее занятие. И самое главное условие для приобщения детей к чтению - собственный пример.
- Проявился интерес к данной теме как способу развития у воспитанников речи, любознательности, воображения, желания изучать и исследовать окружающий мир.
- Присутствует желание к участию в мероприятиях, организованных для успешной работы в данном направлении. Родители воспитанников посещают родительские собрания, где освещаются вопросы приобщения детей к книге; с желанием приходят в детский сад в День открытых дверей; участвуют в акциях и флешмобе; активно участвуют в литературных проектах.
Таким образом, целенаправленная и глубоко продуманная работа по ознакомлению ребенка старшего дошкольного возраста с художественной литературой оказывает действенное влияние на его развитие. Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой имеет самое прямое отношение к реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, поскольку при правильной, методически грамотной организации педагогического процесса художественная литература является мощным средством решения задач социально –коммуникативного, речевого, познавательного, художественно –эстетического развития.
Перспективы работы
Тема приобщения детей к художественной литературе привлекает нас своей сложностью и многогранностью. В будущем мы намерены продолжить данный опыт в педагогической практике. А именно:
- Обогащать «читательский опыт».
-Организовать мини-музей «Книга, книжка, книжечка».
- Приобщать дошкольников к социально-нравственным ценностям.
- Обеспечивать совершенствование умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов.
- Транслировать опыт работы на разных уровнях, в том числе публикациями материалов.