Людмила Тихонова
Формирование математических представлений посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы.
Публикация «Формирование математических представлений посредством дидактических игр » размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Слайд 3 Вот поэтому, одним из основных предметов в школе является математика. Она обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, воображения; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Слайд 4. Но, мы знаем, что, первой образовательной ступенью, в соответствии с ФГОС, является дошкольное образовательное учреждение, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Поэтому, уже в детском саду большое внимание уделяется формированию математических способностей.
Слайд 5. Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, счёте, которые необходимы для познавательного развития ребенка.
Слайд 6. Целью программы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников является интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Слайд 7
Задачи:
1. Приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития
2. Формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности
3. Формирование навыков и умений в счёте, в вычислениях, измерении, моделировании
4. Овладение математической терминологией
5. Развитие познавательных интересов и способностей, логическое мышление, общее развитие ребёнка
6. Формирование простейших графических умений и навыков
7. Формирование и развитие общих приёмов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. п.)
Слайд 8. Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры, это игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.
Слайд 9.
Занимательные математические игры позволяют :
1. охватить, как можно более широкий диапазон психических процессов, начиная от таких сравнительно простых, как пространственное восприятие, и заканчивая более сложными (воображение, мыслительный анализ, сравнение, умозаключение и др.)
2. стимулировать развитие математических способностей.
3. развивать умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять и анализировать.
4. развивать конструктивное мышление
5. способствовать развитию мелкой моторики, тем самым стимулировать развитие речи и интеллекта ребёнка.
Слайд 10
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры - путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Слайд 11.
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомим детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Путаница", "Исправь ошибку", "Назови соседей", где дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", развивают у детей внимание, память, мышление.
Слайд 12.
Игры – путешествие во времени, используются для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью (дидактическая игра «Когда это бывает»).
Слайд 13
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому (дидактические игры «Назови где», «Кто за кем»)
Слайд 14.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагают узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивают: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?», «Найди схожую по форме», «На что похоже?»
Слайд 15.
Игры на развитие логического мышления - это
игры на смекалку, головоломки, занимательные игры. Они вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В такой деятельности формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество. Это следующие игры:
Слайд 16.
Развивающие игры Никитиных («Сложи узор», «Уголки», «Кубики для всех», «Уникуб», «Внимание», «Сложи Квадрат», «Внимание угадай –ка», «Кубики для всех» и др.)
Слайд 17.
Геометрические конструкторы на воссоздание силуэтов фигур, разработанные З. А. Михайловой («Танграм», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Листик», «Гексамино» и др.);
Слайд 18
Игры В. В. Воскобовича («Геоконт», «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат» и др.);
Слайд 19
Игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.
Слайд 20
Работая с детьми младшего возраста, воспитатель сам включается в игру. Вначале привлекает детей к играм с дидактическим материалом (башенками, кубиками). Вместе с детьми разбирает и собирает их, тем самым вызывает у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.
Слайд 21
В среднем возрасте обучаем детей, одновременно играя с ними, стремясь вовлечь всех детей, постепенно подводя их к умению следить за действиями и словами товарищей. В этом возрасте подбираем такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Слайд 22
Дети старшего возраста, чаще самостоятельно, в ходе дидактических игр, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
Слайд 23
Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников, что является одним из важнейших вопросов воспитания и развития детей детского сада. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.