Приложение МААМ

Формирование мелкой моторики у детей с ОВЗ с помощью игрового методического пособия «Чудо-осьминог»

Наталья Казаковцева
Формирование мелкой моторики у детей с ОВЗ с помощью игрового методического пособия «Чудо-осьминог»
▼ Скачать + Заказать документы

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, липучки, крючки; завязывать и развязывать шнурки и бантики.

В старшем дошкольном возрасте, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Публикация «Формирование мелкой моторики у детей с ОВЗ с помощью игрового методического пособия „Чудо-осьминог“» размещена в разделах

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Задача воспитателя - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной технике письма.

Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.

Цель проекта: достижение максимально возможной компенсации мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития при формировании навыков самообслуживания с использованием игрового методического пособия «Чудо - осьминог».

Задачи проекта:

1. Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу.

2. Провести мониторинг.

3. Подобрать методы и приемы работы с группой детей данной категории.

4. Сделать выводы по проделанной работе.

Участники: воспитатель, родители, дети.

Возраст детей: 5-6 лет.

Срок реализации проекта: 1 год.

Содержание проекта:

1. Теоретическая часть

2. Практические упражнения, кружковая работа

4. Опыт работы

5. Консультации для родителей

Основные направления работы с детьми:

Организованные формы обучения на занятиях.

Совместная деятельность взрослого и ребёнка.

Самостоятельная деятельность ребёнка.

Развитие мелкой моторики

Игра

Ресурсное обеспечение проекта:

-речевой уголок в группе

- игровое методическое пособие «Чудо- осьминог»

Методическое сопровождение:

Консультативный материал для родителей.

Картотека упражнений по формированию сенсорных и моторных функций.

План работы по подготовке проекта:

1. Диагностика уровня сформированности мелкой моторики.

2. Постановка цели проекта.

3. Привлечение детей и родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Разработка путей достижения цели, постановка задач.

5. Обсуждение направлений деятельности по осуществлению проекта с участниками проекта (детьми, родителями).

6. Сбор, накопление и оформление материала, изготовление пособий.

7. Включение в план схему проекта, игр и других видов детской деятельности.

8. Разработка методических рекомендаций для родителей.

9. Презентация проекта, открытое занятие.

Ожидаемые результаты:

- максимально возможная компенсация нарушениймелкой моторики;

- качественное овладение детьми навыками самообслуживания с помощью игрового методического пособия «Чудо - осьминог» за более короткое время;

- повышение интереса детей к навыкам самообслуживания.

Итог:создание системы упражнений и заданий с помощью игрового методического пособия «Чудо - осьминог».

Предлагаемое пособие предназначено для приобретения умений и навыков самообслуживания. По объему и содержанию учебного материала данная работа совпадает со стандартной программой детского сада, но по форме подачи материала отличается от нее.

Этапы работы в проекте:

1 этап

Аналитико-диагностический

Задачи:

1. Провести диагностическое обследование навыков по формированию мелкой моторики;

2. Проанализировать результаты диагностического обследования;

3. Провести теоретический анализ научной литературы по данному вопросу;

4. Проанализировать систему работы по формированию мелкой моторики у детей в норме

Параметры диагностического обследования:

1.«Умные кнопки».

2. «Забавные липучки».

3. «Веселые крючки».

4. «Чудесный шнурок»

5. «Чудо-замочек».

6. «Волшебные пуговицы».

7.«Цветные бантики»

8. «Занимательные застёжки»

В результате аналитико-диагностической работы было выявлено, что у 80% детей группы отмечаются стойкие нарушения мелкой моторики, дети испытывают значительные затруднения в понимании предлагаемого учебного материала, долго запоминают последовательность действий при выполнении заданий. Было отмечено, что использование таких приёмов, как дополнительное предъявление, замедление темпа предъявления задания, дробление инструкции, не приводит к уменьшению числа ошибок при выполнении задания. Необходимо отметить, что задания по мелкой моторике дети выполняют с удовольствием применением игровой ситуации и с использованием необычных приёмов и пособий.

Таким образом, в работе с детьми с ОВЗ для формирования мелкой моторики необходимо использовать целенаправленную систему работы с учётом психофизиологических особенностей данной категории детей и предполагающую использование специальных приёмов и пособий, одним из которых предлагается использовать игровое методическое пособие «Чудо - осьминог».

2 этап

Практический

Работа с детьми включала в себя: наблюдения, занятия, совместную деятельность.

Работа с родителями: совместное изготовление методического пособия, проведение консультаций, совместных бесед, родительские собрания, просмотры открытых занятий.

Содержание работы по изготовлению пособия складывалась из следующих моментов:

-предварительная беседа с родителями.

- изготовление ножек у осьминога (начальная стадия);

- оформление родителями, в содружестве с детьми, осьминога, на родительском собрании.

-презентация детьми методического пособия «Чудо - осьминог».

На предварительном этапе работы с родителями обговаривалась актуальность создания методического пособия, его значимость. Решалось из чего и как можно его изготовить данное пособие. Совместно с родителями связали ножки и голову осьминога оранжевого цвета.

После этого было организовано родительское собрание, на котором часть родителей занимались оформлением и пришиванием деталей для мелкой моторики.

Предложенная система занимательных занятий с успехом может быть использована как с детьми, имеющими чистую речь, так и с теми, кто нуждается в помощи логопеда. Занимаясь по этому пособию, ребенок одновременно с успешной подготовкой к письму получит хорошую возможность для профилактики нарушений письма.

В результате проделанной работы было установлено большое значение ранней диагностической и коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у детей. Использование упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием, что позволяет:

– регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;

– совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;

– облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;

– установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;

– подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями логопедических и коррекционных групп;

– при работе с детьми, имеющими ОНР, при развитии тонкой моторики рук следует сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;

– сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, систематической, выделив для нее оптимальное время;

– повысить у детей интерес к подобным упражнения, превратив их в занимательную игру;

– вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными;

– начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом - обе);

– упражнения должны выполнятся, непродолжительно;

– все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая ее показом, затем показ устранять.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формы работы с воспитанниками по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

«Веселый клоун» — дидактическая игра из пробок«Веселый клоун» — дидактическая игра из пробок Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование мелкой моторики у детей с ОВЗ с помощью игрового методического пособия «Чудо-осьминог»
Опубликовано: 20 ноября 2013 в 21:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование мелкой моторики у детей с ОВЗ с помощью игрового методического пособия «Чудо-осьминог»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Казаковцева (УИ 160264) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД