Получи документы

Формирование мировоззрения, гражданской позиции и межнациональных отношений у подрастающего поколения

Татьяна Савочкина
Формирование мировоззрения, гражданской позиции и межнациональных отношений у подрастающего поколения

Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта.

Публикация «Формирование мировоззрения, гражданской позиции и межнациональных отношений у подрастающего поколения» размещена в разделах

Подростковый и юношеский возраста – это начало осознанного восприятия мира, когда в человеке закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому эти возраста является одним из основных этапов воспитания, в котором воспитываются основные принципы гуманной жизни.

У подрастающего поколения необходимо формировать уважение к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем; нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы; стимулировать желание познавать разные культуры; формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты. Необходимо формировать знания, умения и навыки поведения толерантного, принимающего, позитивно-активного в отношениях с другими расами, этносами, народами, нациями.

В число задач также входят: воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности, формирование норм социального поведения; пропаганда миролюбия, повышение терпимости к этническим, религиозным и политическим разногласиям; повышение действенности межэтнического и межконфессионального диалога; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям, верованиям.

Проблема понимания и принятия другого всегда неразрывно связана с проблемой понимания себя. Проблемы межнациональных отношений уходят корнями в проблемы формирования культуры личности, как гармоничного единства физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития. В этих условиях остро стоит задача формирования культуры межнациональных отношений в школе.

Таким образом, проблема формирования культуры межнациональных отношений в практической работе в образовании остаётся всё еще мало разработанной.

Формирование культуры межнационального общения в образовании со смешанным национальным составом будет эффективным, если:

- четко определено соотношение национального и интернационального в воспитании;

- выявлены инвариантные и вариативные компоненты традиционных культур, функционирующих в процессе формирования культуры межнационального общения;

- представлена конкретная целевая установка образовательных учреждений на формирование национального самосознания подростков;

- методически обеспечены пути содержания педагогического руководства процессом воспитания у старших подростков культуры межнационального общения.

1) познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) - обогащение подростков знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений;

2) эмоциональный (эмоционально-психологический) - развитие

эмоционально-психологических характеристик;

3) поведенческий (волевой, деятельный) - формирование сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения.

Педагогика межнационального общения предполагает решение следующих задач:

1) воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России, любовь к Отечеству;

2) культивирование бережного отношения к людям различных национальностей страны, к их языкам, социальным ценностям;

3) воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли;

4) воспитание в духе терпимости к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов, культуры на стыке различных религий.

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - это определение взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. Культура такого общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль.

Организационный процесс воспитания культуры межнационального общения включает : определение общей цели и конкретных задач, ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения.

Многие говорят, что нужно обращаться к своим истокам, к заветам предков, к возрождению культуры. Все это бесспорно правильно. Если вспомнить, как жили наши предки, то с нашим временем это не сравнить. Но что же для этого нужно? Очевидно, это прежде всего уважение к этнической свободе личности, то есть каждый человек вправе решать сам, кем он является по своей национальности, какой язык он признает для себя родным. Но это не главное. Наши предки говорили, что главным был человек, а не его национальность. Они проявляли внимательное, уважительное отношение к человеку, личности, помогая ему решить проблемы. И мы стараемся придерживаться этого понимания. Уважение к человеку независимо от его национальности является залогом единства и сплоченности народов России. Поэтому гуманное, внимательное отношение к человеку необходимо воспитывать в семье, школе, трудовых коллективах, в средних специальных учебных заведениях. Все учебные заведения должны воспитывать уважение к свободному человеку независимо от национальной принадлежности.

В связи с этим провела по методике Григорьева Д. В., Кулешова И. В., Степанова П. В. диагностику «Личностный рост». Приняли участие 12 человек. Целью методики является выявление отношения подростка к своей Родине, к человеку вообще, человеку как к «Другому», к человеку «Иному», т. е. к представителю иной национальности, иной веры, иной культуры. Из 28 возможных баллов отношение к людям у всей группы не поднимается больше 14 баллов, а то и ниже (т. е. ситуационно-позитивное отношение)

Публикации по теме:

Музыкальное образование дошкольников как неотъемлемая часть эстетического воспитания подрастающего поколения Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Сосновский детский сад» Тема доклада: «Музыкальное образование дошкольников,.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения: инновационный взгляд В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция.

Формирование гражданско-патриотической позиции детей дошкольников через знакомство с историей и культурой своей малой Родины Тиканова Нина Витальевна, воспитатель МБДОУ «№ 2 «Калинка» г. Новочебоксарска Чувашской Республики» В сложной ситуации сегодняшнего дня.

Методическая разработка мастер-класса «Формирование экологической культуры подрастающего поколения» Добрый день, уважаемые коллеги и гости, добрый день, уважаемые члены жюри. (Мои помощники раздали вам конверты, внутри листок, углы, которого.

Мотивационная готовность детей к школе. Формирование внутренней позиции школьника Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен.

Музыкальное образование дошкольников как неотъемлемая часть эстетического воспитания подрастающего поколения Музыкальное образование дошкольников как неотъемлемая часть эстетического воспитания подрастающего поколения 1 слайд ТЕМА Дошкольный возраст.

Проект по гармонизации межнациональных и межличностных отношений «Словно радуги цвета — мы едины навсегда» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МДОУ ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНУШКА» ПРОЕКТ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ.

Публикация из опыта работы «Социальная проблема подрастающего поколения-сохранение и укрепление их здоровья»Публикация из опыта работы «Социальная проблема подрастающего поколения-сохранение и укрепление их здоровья» Публикация из опыта работы воспитателя Приказчиковой Ольги Анатольевны Социальная проблема подрастающего поколения-сохранение и укрепление.

Сценарий родительского собрания «Семья и семейные ценности, их роль в воспитании подрастающего поколения» Цель: актуализация вопросов значения семейных ценностей в жизни ребенка. Задачи: - определить значение термина «семейные ценности»; - воспитывать.

Формирование активной родительской позиции посредством создания условий эффективного взаимодействия с семьей ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ Фильчакова И. Н. воспитатель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование мировоззрения, гражданской позиции и межнациональных отношений у подрастающего поколения
Опубликовано: 12 октября 2018 в 19:38
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД