Формирование мотивационной сферы учащихся с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе

тишакова любовь сергеевна
Формирование мотивационной сферы учащихся с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе

Новые условия предъявляют новые требования к образованию,

когда НЕ ЗНАНИЯ, а ПОНИМАНИЕ становится

основной задачей воспитания и сознания.

С. П. Капица

Процесс реформирования системы образования в России сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и учебно-воспитательной практике. Большой акцент делается на необходимости максимального раскрытия и развития личности каждого учащегося, создании условий для его самореализации и дальнейшего самосовершенствования. Признавая личность учащегося основной ценностью обучения, современная педагогика подчеркивает необходимость индивидуализации образовательных программ. Тем не менее, отношение самих школьников к процессу обучения может быть не всегда однозначным.

В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В качестве одного от таких средств, следует рассматривать формирование у учеников уже с первых дней обучения в школе адекватной учебной мотивации.

В 2017-18учебном году в 7-8 классах обучается 5 учащихся по адаптированной общеобразовательной программе по Истории для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности. Формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.

Данная программа ставит следующие цели:

• изучение исторического материала;

• овладение знаниями и умениями;

• коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;

формирование личностных качеств гражданина;

• подготовка подростка с ОВЗ к жизни,

Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.

Образовательные задачи:

• усвоить важнейшие факты истории;

• создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;

• усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;

• овладеть умением применять знания по истории в жизни;

• выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

Воспитательные задачи:

• гражданское воспитание учащихся;

• патриотическое воспитание;

• воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;

• нравственное воспитание;

• эстетическое воспитание;

• трудовое воспитание;

• экологическое воспитание;

• правовое воспитание;

формирование мировоззрения учащихся.

Коррекционно – развивающие задачи:

• развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.

Таким образом, основной целью курса является формирование целостного представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях как отечественной, так и всемирной истории.

У учащихся с ограниченными возможностями здоровья уровень познавательных возможностей крайне низкий, отмечается низкая продуктивность и неустойчивость внимания. Память носит механический, кратковременный характер. Сохранность знаний слабая. Запас сведений и представлений ограничен. Мышление конкретное, непоследовательное. Представления об окружающем мире сужены. Запоминание учебного материала даётся с большим трудом. Ученики не умеет логически мыслить, анализировать. Мотивация учебной деятельности у ребят снижена.

Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенной в деятельность учения.

Мотивационной основой учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ является:

1. Мотивация интереса

2. Мотивация успеха

3. Положительные эмоции

4. Личность учителя

1. Мотивация интереса:

1). Доступность

• сравнивать исторические явления и события (восстания: даты, причины, состав участников, требования, итоги)

• анализировать исторический источник (Составьте портрет Бисмарка, Наполеона 1)

• самостоятельно давать оценку историческим явлениям (Парижская коммуна бунт или подвиг)

• читать историческую карту (Назовите страны, владеющие колониями в Африке)

• участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх

2). Занимательность (Игровые ситуации, Театрализация (ролевые игры, Состязательность (в команде или с другим учеником)

3). Смена видов деятельности (Читаю, Слушаю, Пишу, Говорю, Думаю)

2. Мотивация успеха

1) Повышенный интерес

- подчеркнуть мотивы предыдущих достижений «мы хорошо поработали над предыдущей темой»,

- вызвать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»,

- усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А между тем для вашей будущей жизни … будет необходимо в таких-то ситуациях…»)

После этой фразы, учащиеся живее воспринимают материал.

- занимательность изложения (анекдот, частушка, стих-е, песня.)

- необычная форма преподнесения материала (сатирические плакаты, карикатуры)

- эмоциональность речи учителя

- познавательные игры («Что? Где? Когда?» и др. - развитие коммуникативных навыков общения и положительных межличностных отношений, снятие эмоциональной и физической замкнутости)

- ситуации спора и дискуссии (Парижская коммуна бунт или подвиг)

2) Положительная оценка (поощрения, похвала учителя, когда задание ощущается учеником как достаточно трудное, мобилизация оценкой приложения учеником новых усилий).

3) Педагогическая поддержка - «ты можешь», «он может», «я могу»

3. Положительные эмоции

- снятие чувства тревожности.

- включенность ученика в коллектив,

- отношения сотрудничества учителя и учащегося,

- помощь учителя в виде советов, наталкивающих ученика на правильное решение,

- формирование у учеников адекватной самооценки.

4. Личность учителя. Стремление к максимальной гибкости. Умение придать личностную окраску преподаванию. Владение стилем легкого общения с учащимися. Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

По окончанию урока ученик должен выйти с положительным личным опытом, у него должна возникнуть положительная установка на дальнейшее учение.

В результате учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ происходит:

- Повышение мотивации к процессу обучения

- Стойкое усвоение знаний

- Приобретение новых умений и навыков

- Развитие самостоятельности и коммуникабельности

- Развитие способности адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников

- Реализация триединых целей процесса обучения

«У каждого ребенка внутри есть свободное место, и если мы не заполним его чем-то увлекательным, интересным и полезным для него, он сам заполнит его чем-то увлекательным, интересным и, возможно, вредным» Теодор Рузвельт

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры младших школьников с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности Слайд 1. Для каждого человека понятие «Отечество» неразрывно связано с родной природой. Речка и берег моря, хлебные поля и березовая роща,.

Консультация «Взаимодействие педагога и родителей в процессе организации учебно–воспитательного процесса» «Взаимодействие педагога и родителей в процессе организации учебно–воспитательного процесса в соответствии с ФГОС" В толковом словаре Ожегова.

Консультация для родителей «Роль игры в воспитательном процессе» Особая роль в развитии детей принадлежит игре. Организуя игру в дошкольном учреждении, современный педагог учитывает специфику ее формирования.

Методические рекомендации по использованию интерактивного комплекса в учебно-воспитательном процессе. Интерактивный комплекс – сенсорный экран, присоединённый к компьютеру, изображение с которого передаёт на доску проектор. Достаточно прикоснуться.

Применение современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе в младшей группе ДОУ Обмен опытом "Применение современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе в младшей группе ДОУ". Обновление содержания.

Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе Дидактическая игра имеет значительное место в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Это одна из доступных форм обучающего.

Типичные затруднения учащихся в процессе взаимоотношения со сверстниками Цель: познакомить педагогов с проблемами взаимодействия учащихся в коллективе. Задачи: 1. Рассмотреть понятие и виды конфликтов в школьной.

Важность жестикуляции учителя в учебном и воспитательном процессе Видео Важность жестикуляции учителя в учебном и воспитательном процессе. В работе с детьми мы привыкли учитывать то, что дети воспринимают информацию.

Влияние развития творческой активности на формирование профессионального самоопределения для учащихся с ОВЗ государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным программам.

Занятие для учащихся с ОВЗ «Я и другие» Воспитатель: Коротких Т. С. 2016г. Цель: Установление контакта между участниками группы, создание атмосферы группового доверия и принятия.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Формирование мотивационной сферы учащихся с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе
Опубликовано: 5 мая 2018 в 22:54
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

Консультация для родителей: «Способ познания окружающего мира»
Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира" Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием игр у детей...
Методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевой игры «Зоопарк»...
Методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» с детьми среднего дошкольного возраста. Дошкольное детство – самый...
Конспект ОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «День народного единства»
Цель: воспитание у детей чувства дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину. Задачи: обучающие: расширять представления детей о территории России,...