Получи документы

Формирование мотивационной сферы учащихся с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе

тишакова любовь сергеевна
Формирование мотивационной сферы учащихся с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе

Новые условия предъявляют новые требования к образованию,

когда НЕ ЗНАНИЯ, а ПОНИМАНИЕ становится

основной задачей воспитания и сознания.

С. П. Капица

Процесс реформирования системы образования в России сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и учебно-воспитательной практике. Большой акцент делается на необходимости максимального раскрытия и развития личности каждого учащегося, создании условий для его самореализации и дальнейшего самосовершенствования. Признавая личность учащегося основной ценностью обучения, современная педагогика подчеркивает необходимость индивидуализации образовательных программ. Тем не менее, отношение самих школьников к процессу обучения может быть не всегда однозначным.

Публикация «Формирование мотивационной сферы учащихся с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе» размещена в разделах

В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В качестве одного от таких средств, следует рассматривать формирование у учеников уже с первых дней обучения в школе адекватной учебной мотивации.

В 2017-18учебном году в 7-8 классах обучается 5 учащихся по адаптированной общеобразовательной программе по Истории для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности. Формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.

Данная программа ставит следующие цели:

• изучение исторического материала;

• овладение знаниями и умениями;

• коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;

формирование личностных качеств гражданина;

• подготовка подростка с ОВЗ к жизни,

Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.

Образовательные задачи:

• усвоить важнейшие факты истории;

• создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;

• усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;

• овладеть умением применять знания по истории в жизни;

• выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

Воспитательные задачи:

• гражданское воспитание учащихся;

• патриотическое воспитание;

• воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;

• нравственное воспитание;

• эстетическое воспитание;

• трудовое воспитание;

• экологическое воспитание;

• правовое воспитание;

формирование мировоззрения учащихся.

Коррекционно – развивающие задачи:

развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.

Таким образом, основной целью курса является формирование целостного представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях как отечественной, так и всемирной истории.

У учащихся с ограниченными возможностями здоровья уровень познавательных возможностей крайне низкий, отмечается низкая продуктивность и неустойчивость внимания. Память носит механический, кратковременный характер. Сохранность знаний слабая. Запас сведений и представлений ограничен. Мышление конкретное, непоследовательное. Представления об окружающем мире сужены. Запоминание учебного материала даётся с большим трудом. Ученики не умеет логически мыслить, анализировать. Мотивация учебной деятельности у ребят снижена.

Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенной в деятельность учения.

Мотивационной основой учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ является:

1. Мотивация интереса

2. Мотивация успеха

3. Положительные эмоции

4. Личность учителя

1. Мотивация интереса :

1). Доступность

• сравнивать исторические явления и события ( восстания: даты, причины, состав участников, требования, итоги)

• анализировать исторический источник (Составьте портрет Бисмарка, Наполеона 1)

• самостоятельно давать оценку историческим явлениям (Парижская коммуна бунт или подвиг)

• читать историческую карту (Назовите страны, владеющие колониями в Африке)

• участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх

2). Занимательность (Игровые ситуации, Театрализация (ролевые игры, Состязательность (в команде или с другим учеником)

3). Смена видов деятельности (Читаю, Слушаю, Пишу, Говорю, Думаю)

2. Мотивация успеха

1) Повышенный интерес

- подчеркнуть мотивы предыдущих достижений «мы хорошо поработали над предыдущей темой»,

- вызвать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»,

- усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А между тем для вашей будущей жизни … будет необходимо в таких-то ситуациях…»)

После этой фразы, учащиеся живее воспринимают материал.

- занимательность изложения (анекдот, частушка, стих-е, песня.)

- необычная форма преподнесения материала (сатирические плакаты, карикатуры)

- эмоциональность речи учителя

- познавательные игры («Что? Где? Когда?» и др. - развитие коммуникативных навыков общения и положительных межличностных отношений, снятие эмоциональной и физической замкнутости)

- ситуации спора и дискуссии (Парижская коммуна бунт или подвиг)

2) Положительная оценка (поощрения, похвала учителя, когда задание ощущается учеником как достаточно трудное, мобилизация оценкой приложения учеником новых усилий).

3) Педагогическая поддержка - «ты можешь», «он может», «я могу»

3. Положительные эмоции

- снятие чувства тревожности.

- включенность ученика в коллектив,

- отношения сотрудничества учителя и учащегося,

- помощь учителя в виде советов, наталкивающих ученика на правильное решение,

- формирование у учеников адекватной самооценки.

4. Личность учителя. Стремление к максимальной гибкости. Умение придать личностную окраску преподаванию. Владение стилем легкого общения с учащимися. Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

По окончанию урока ученик должен выйти с положительным личным опытом, у него должна возникнуть положительная установка на дальнейшее учение.

В результате учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ происходит:

- Повышение мотивации к процессу обучения

- Стойкое усвоение знаний

- Приобретение новых умений и навыков

- Развитие самостоятельности и коммуникабельности

- Развитие способности адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников

- Реализация триединых целей процесса обучения

«У каждого ребенка внутри есть свободное место, и если мы не заполним его чем-то увлекательным, интересным и полезным для него, он сам заполнит его чем-то увлекательным, интересным и, возможно, вредным» Теодор Рузвельт

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры младших школьников с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности Слайд 1. Для каждого человека понятие «Отечество» неразрывно связано с родной природой. Речка и берег моря, хлебные поля и березовая роща,.

Консультация «Взаимодействие педагога и родителей в процессе организации учебно–воспитательного процесса» «Взаимодействие педагога и родителей в процессе организации учебно–воспитательного процесса в соответствии с ФГОС" В толковом словаре Ожегова.

Консультация для родителей «Роль игры в воспитательном процессе» Особая роль в развитии детей принадлежит игре. Организуя игру в дошкольном учреждении, современный педагог учитывает специфику ее формирования.

Методические рекомендации по использованию интерактивного комплекса в учебно-воспитательном процессе. Интерактивный комплекс – сенсорный экран, присоединённый к компьютеру, изображение с которого передаёт на доску проектор. Достаточно прикоснуться.

Применение современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе в младшей группе ДОУ Обмен опытом "Применение современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе в младшей группе ДОУ". Обновление содержания.

Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе Дидактическая игра имеет значительное место в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Это одна из доступных форм обучающего.

Типичные затруднения учащихся в процессе взаимоотношения со сверстниками Цель: познакомить педагогов с проблемами взаимодействия учащихся в коллективе. Задачи: 1. Рассмотреть понятие и виды конфликтов в школьной.

Важность жестикуляции учителя в учебном и воспитательном процессе Видео Важность жестикуляции учителя в учебном и воспитательном процессе. В работе с детьми мы привыкли учитывать то, что дети воспринимают информацию.

Влияние развития творческой активности на формирование профессионального самоопределения для учащихся с ОВЗ государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным программам.

Занятие для учащихся с ОВЗ «Я и другие» Воспитатель: Коротких Т. С. 2016г. Цель: Установление контакта между участниками группы, создание атмосферы группового доверия и принятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование мотивационной сферы учащихся с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе
Опубликовано: 5 мая 2018 в 22:54
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД