надежда шадрина
Формирование начальных ключевых компетентностей детей дошкольного возраста, средствами элементов народного фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование начальных ключевых компетентностей детей дошкольного возраста, средствами элементов народного фольклора.
Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить)– совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно-продуктивной деятельности.
Публикация «Формирование начальных ключевых компетентностей детей дошкольного возраста, средствами элементов народного фольклора» размещена в разделах
Компетентность – это владение, обладание учеником (воспитанником) соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика (воспитанника) и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Ключевые образовательные компетенции в дошкольном возрасте определены основными видами деятельности ребенка, позволяющими ему овладеть социальным опытом и получить жизненно важные навыки в практической деятельности.
Формированию ключевых компетентностей, способствует гибкая адаптация к окружающей среде возрастной группы. Познакомить детей с окружающими предметами, научить действовать с ними, затем помочь детям организовывать собственную деятельность – одна из главных задач в моей педагогической деятельности. При организации взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста, для развития в познавательной, речевой, социально-коммуникативной, физической областях, на мой взгляд, наиболее эффективным является использование элементов фольклора.
Детский фольклор, как часть фольклора, представляет собой произведения, обращенные к детям, а также произведения, бытующие среди детей и исполняемые детьми для себя. В основном, это - малые жанры фольклора, то есть небольшие по объему фольклорные произведения, которые входят в жизнь ребенка рано, задолго до овладения им речью. Повторяя вместе со мной поговорки, потешки у детей развивается воображение, память, обогащаются речь и эмоции, развивается мелкая моторика.
Таким образом, можно назвать ключевые компетенции, которые необходимо и возможно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте : информационная; здоровьесберегающая; когнитивная; эмоциональная; социальная; коммуникативная.
Информационная компетенция направлена на формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов. При знакомстве детей с объектами окружающей действительности, я использую небольшие стихи, загадки.
Загадки про овощи
1. Весной сажают, летом поливают,
Пропалывают, тяпают, осенью выкапывают! (ответ-овощи)
Компетенция здоровьесберегающая – это знание и соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников, физическая культура, ответственность за свое здоровье.
Потешки легко воспринимаются детьми, заучиваются, способствуют развитию памяти, речи, формированию здорового образа жизни.
После сна
Петушок-петушок, Ну, пожалуйста, прошу -
Подари мне гребешок. Я кудряшки расчешу!
Когнитивная компетенция формируется в самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Под руководством воспитателей дети проводят различные опыты, например, с водой и снегом, глиной и песком и т. д.
Лепка из пластилина, солё ного теста:
Лепим, лепим пирожки, Сели мы на лавочку,
Замесили из муки, Угостили бабушку…
Эмоциональная компетенция – это осознание чувств, эмоций своих и других людей и управление ими, это организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием.
*** Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.
Вас положим на подушки…
Социальная компетенция включает способы взаимодействия дошкольника с окружающими людьми, навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность. Работа в данном направлении осуществляется посредством игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных)- воспитывается умение действовать в команде, справедливо оценивать результаты игры, развитие сенсорных способностей и т. д. В процессе организованной образовательной деятельности углубляются представления о ребенке, его правах и социальной роли, о семейных отношениях, о профессиях, об общепринятых нормах и правилах.
Вспоминайка
Правила каждые нужны без сомнения,
но самые важные - правила движения…
Коммуникативная компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности.
*** Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил…
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво. Вводит ребенка в мир чувств и эмоциональных открытий.
Таким образом, используя элементы фольклора в повседневной жизни, позволяет развивать творческую, физически развитую, познавательно активную, самостоятельную личность. Способствует формированию ключевых компетентностей детей дошкольного возраста.