МААМ-картинки

Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием «Умный планшет» (6 фото)

Екатерина Сороквашина
Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием «Умный планшет»

Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием «Умный планшет»

Современный ребёнок к 4, 5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.

У большинства дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с трудом формируются пространственные представления. Дети плохо ориентируются в схеме собственного тела, ошибаются в определении правой и левой сторон предмета, в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения, то есть в употреблении предлогов с падежными формами. Предлоги помогают достичь сочетаемость слов в предложении и построить связное высказывание. Дети с ТНР часто пропускают предлог или воспринимают его как часть слова.

Публикация «Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием „Умный планшет“» размещена в разделах

У детей с ТНР чаще наблюдаются следующие нарушения в употреблении предложно-падежных конструкций : (представлены на слайде)

1. Пропуск или замена предлогов.

Дошкольники с ОНР пропускают предлоги в, из, над, около, перед, за, между, через. Дети смешивают в речи предлоги на и над, под и по, на и в, так как испытывают затруднения в понимании их грамматического значения. В речи детей почти всегда отсутствуют сложные предлоги из-за, из-под.

2. Замена одной предложно-падежной конструкции другой (Самолёт летит под лесом.)

3. Неправильное употребление падежного окончания существительного (Мяч лежит под скамейка.)

4. Неправильное употребление предлога и падежного окончания (Яблоко упало из ветка.)

Коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, развития связной речи.

Знакомство с предлогами проводится на материале словосочетаний и простых фраз.

Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях : над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется.

На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги ( например: НА, ПОД, обозначающие место действия. Эти предлоги в развитии речи появляются в числе первых. Кроме того, они являются обиходными, легко моделируются в процессе наглядной демонстрации.

Работа над предлогами проводится поэтапно.

1. Сначала уточняю понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами.

Например, даю детям “усеченное” задание:

- Положи клубнику на стол, а мяч на стул.

Фото «Умный планшет»

И спрашиваю:

- Понятно, как надо выполнить действия? Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются?

Таким образом, учу детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.

2. Постепенно задания усложняются: в ряду “маленьких слов” надо выделить, например, слова ПОД или НА. Услышав их, например, в ряду: на, из, под, на, около, между, над, на, ребенок должен хлопнуть в ладоши.

На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога.

3. Затем детям предлагаю задания на понимание обобщенного значения предлогов НА, ПОД: Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? (На стуле, на шкафу, на полу). Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться? (под шкаф, под кровать, под скамейку и т. д.).

Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием - фото

При этом голосом выделяю предлог и изменяемое окончание: положить на стол, под стол, лежит на столе, под столом. Таким образом, большая роль в занятиях отводится слушанию грамматических форм, причем внимание детей направляется интонацией, паузой, ударением.

Далее в занятия обязательно включаются упражнения на закрепления правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или по аналогии. Широко используются при этом подстановочные упражнения. Например, детям нужно вставить пропущенный предлог.

Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего заданной ситуации, например, яблоко лежат ПОД столе, кошка сидит НА столом. Какие “маленькие” слова надо изменить?

Можно использовать и такой вид работы : раздать детям по 2 предмета (кукушку, и лисенка, мяч и книгу, и т. д., предложить самостоятельно продумать, а затем продемонстрировать ряд действий с использованием этих предметов. Затем предложить им составить предложение так, чтобы в нем обязательно было одно из “маленьких” слов - НА, ПОД. Например, я прикрепил кукушку на ветку, лисенка под дерево и т. д.

Осознанное употребление предложных конструкций помогает вырабатывать у детей языковое чутьё. При подборе упражнений, направленных на формирование грамматических навыков, следует включать лексические единицы, знакомые детям.

Развитие грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения, тесно связано с развитием лексики. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Аналогичную работу провожу и с другими предлогами.

После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов.

Фото №1 У большинства дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с трудом формируются пространственные представления

Упражнения на дифференциацию предлогов (В-НА, ПОД - ИЗ-ПОД, ИЗ - ОТ, ОКОЛО - ЗА).

Например, дерево, на нем груши, в центре синица. Даю ребенку инструкцию: «Сорви, грушу, которая лежит растет над синицей, под синицей (около)». Возьми клубень картофеля, который расположен над корзиной (в корзине, перед корзиной, около корзины).

Дидактическая игра «В комнате у Маши»

1. В этой комнате живёт кукла Маша. Какие предметы находятся в комнате? (Шкаф, стол, стул, кровать) Как можно назвать это одним словом? (Мебель)

Где сидит Маша? (На стуле)

2. У Маши живет зайчонок, лисенок, гусенок. Они любят прятаться. Вышла Маша из комнаты, а они начали прятаться: лисенок – под стол, зайчонок – в шкаф, гусенок – под стул. Пришла Маша в комнату, стала искать малышей. Поможем ей. Где зайчонок, лисенок, гусенок? Опять Маша вышла из комнаты. Давайте поиграем в прятки! (Дети прячут малышей и проговаривают, куда)

– А теперь снова поможем Маше найти малышей.

3. Кто жил у Маши? Что они сделали? Что делала Маша?

Дидактическая игра «Что изменилось?

Ребятам предлагаю карточки с изображением героев или предметов в определенной последовательности. Дети по данным карточкам выкладывают эти последовательности. Поле этого предлагаю ребятам запомнить, что и в каком порядке находятся на планшете. Затем предлагаю участникам отвернуться, в это время меняю несколько изображений местами и предлагаю отгадать, что же изменилось.

Фото №2 Конспекты занятий предлогов с падежными формами Фото №3 Предлоги помогают достичь сочетаемость слов в предложении и построить связное высказывание

В ходе данной игры отрабатываем предлоги за, между, перед, после, около.

Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Игры способствуют осознанию ребенком предлога как маленького, имеющего самостоятельное значение слова.

Систематическая работа над правильным употреблением предлогов помогает скорректировать грамматический строй речи и сформировать предпосылки для успешного обучения в школе у детей с ОНР.

Публикации по теме:

Игра для детей старшего дошкольного возраста «Дерево предлогов»Игра для детей старшего дошкольного возраста «Дерево предлогов» "ДЕРЕВО ПРЕДЛОГОВ" игра для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу рассказать вам о новой игре.

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Дидактическое пособие «Умный зонтик» для детей с ТНРДидактическое пособие «Умный зонтик» для детей с ТНР Игры и пособия имеют огромное значение для организации эффективного воспитательно-образовательного процесса в детском саду; содействуют.

Формирование знаний о работе службы спасения у детей с ОВЗФормирование знаний о работе службы спасения у детей с ОВЗ Службы всякие нужны! Службы всякие важны! А сегодня наш рассказ о службе от бед спасающей нас. Если – пожар, наводненье, обвал – Сразу.

Игра-викторина «Юные знатоки правильного питания» для детей подготовительной группыИгра-викторина «Юные знатоки правильного питания» для детей подготовительной группы Игра - викторина «Юные знатоки правильного питания» для детей подготовительной группы Подготовил: Перелетова И. В., воспитатель. Цель: Формировать.

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Консультация «Геометрический планшет в работе логопеда»Консультация «Геометрический планшет в работе логопеда» «Геоконт» - еще называют «дощечка с гвоздиками» или «разноцветные паутинки». Был придуман в середине xx века, а в России активно используется.

Математические игры с макетом «Дерево» и пособием «Голодный поросенок»Математические игры с макетом «Дерево» и пособием «Голодный поросенок» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию две развивающие игры для математического уголка. Игра "Голодный поросенок". Эта игра сделана.

Методика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2–3 летМетодика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2–3 лет Методика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2-3 лет. Для малышей дидактический настольный материал является не только.

Автор публикации:
Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием «Умный планшет»
Опубликовано: 21 апреля 2021 в 16:42
+238Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД