Получи документы

Формирование навыков коммуникативной и нравственной культуры поведения у детей с ОВЗ с целью социальной адаптации в обществе

Татьяна Стампольская
Формирование навыков коммуникативной и нравственной культуры поведения у детей с ОВЗ с целью социальной адаптации в обществе

Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

Публикация «Формирование навыков коммуникативной и нравственной культуры поведения у детей с ОВЗ с целью социальной адаптации в обществе» размещена в разделах

Поэтому в дошкольном учреждении стоит задача развития личности детей с ОВЗ.

Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора методов работы с детьми. Главными методами является приучение дошкольников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали.

Развивать поведения и нравственное воспитание личности в дошкольном учреждении считаю одной из самых важных и актуальных задач. В своей работе использую целенаправленную, систематическую работу по воспитанию навыков и привычек культурного поведения. Ведь дошкольный возраст - время приобретения ребенком знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в детском саду дети учатся принимать дружбу и авторитет, учитывать множество предписаний и правил.

Дошкольный возраст – первая крупная перемена в жизни ребёнка. Переход от общения с родными к расширенному кругу общения с другими людьми. Дети накапливают первый опыт культуры поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.

Воспитание культуры поведения, нравственных привычек осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Организация работы с группой является главной задачей воспитателя. Но вместе с тем проводится и индивидуальная работа с отдельными воспитанниками в зависимости от уровня их воспитанности и условий жизни в семье.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в детском саду, доме, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения : такту, деликатности, непринужденности, изящества манер и т. д.

Коммуникативность - способность к общению, к установке связей, контактов, это талант искренности общения. У воспитанников нашего детского сада, детей с ОВЗ, как правило, по этому вопросу, масса проблем.

Поэтому в нашем детском саду созданы:

- условия для сознательного, активного участия воспитанников в речевой деятельности;

- совершенствование умения понимать людей и общаться с ним;

- развивают коммуникативные навыки в процессе жизнедеятельности;

- формируют культуру поведения и общения.

Наши воспитанники отстают в эмоциональном, социальном и нередко в физическом развитии.

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, мы взрослые поощряем даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Используем различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей.

Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями.

Личный опыт общения ребенка, как показывает практика, еще очень беден, ребенок часто может быть невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступить. Как правило, дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом.

Надо отметить, что у многих детей с ОВЗ в силу их индивидуальных возможностей, заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Поэтому в работе с ними обращаю внимание, прежде всего на выработку навыков и привычек поведения. Достигается это систематическим приучением дошкольников к выполнению правил. Для этого необходима такая организация жизни в дошкольном учреждении, чтобы воспитанник постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений. В своей работе провожу специальные упражнения для планомерной отработки отдельных навыков культурного поведения. Для того чтобы повторение закрепляло то или иное действие, привычку поведения, что характерно нашим детям, необходимо, чтобы оно подкреплялось положительными эмоциями, приятным переживанием. Повторение только тогда становится упражнением, когда сам ребенок активно стремится к получению определенного результата в своих действиях, сам хочет поступать правильно.

В этот период представляется больше возможностей для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется воспитатель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоко моральной личности.

Источником бесед является взаимоотношение детей, поступки героев художественных произведений, мультфильмов, театральных постановок.

Этические беседы могут быть коллективные и индивидуальные. Назначение индивидуальной беседы: опираясь на особенности и возможности отдельных детей, на специфику их поступков, «поговорить по душам», оказать воздействие на сознание, на поведение ребенка.

С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т. д.

Провожу беседы с последующим обсуждением на темы: «Вежливы ли мы?», «Волшебные слова», «Что такое чуткость?» и др. Интерес и живой отклик вызывают у ребят мероприятия «Золотая осень», «Здравствуй, Новый год!», «Красавица весна» и др. Использую стихотворения А. Барто «Любочка», «Сонечка», «В театре», «Почему занят телефон», Вл. Лившица «Перчатки», «Неряха» и др. Эти стихотворения можно прочитать в лицах, поставить по ним небольшие инсценировки.

В сказке П. П. Бажова «Серебряное копытце» перед ребятами предстаёт положительный герой Кокованя, который подаёт пример милосердия, взяв себе на воспитание сиротку Дарёнку, да в придачу к ней ещё и кошку Мурёнку. Затем перед ребятами стоит сложная задача, им нужно ответить на главный вопрос: Почему всем героям хотелось увидеть Серебряное копытце? Все герои верили в чудеса и хотели увидеть это чудо или потому, что герои были бедны и хотели разбогатеть?

Специальная работа по культуре поведения проходит в игровой форме. В работе с детьми использую коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры решаем самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего-развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.

Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом», «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела» и т. д. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота о кукле, как о носителе человеческих качеств, учат детей быть вежливыми.

В группе создали картотеку «Вежливые сказки», в которых герои - это наши знакомые зверушки, помогающие друг другу. Вежливые слова дети воспринимают как нечто формальное, необязательное. Поэтому, важно выработать у них привычку постоянно говорить «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Лучшие помощники, в сложившейся ситуации, это герои любимых книжек, а так же примеры взрослых.

В ходе непосредственной образовательной деятельности и игр часто включаю элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это может быть Карлсон, который случайно заглянул, чтобы поиграть с детьми, медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка, или создаем и вместе решаем проблемные ситуации такие, как «Собачка потерялась», «Почему зайчик плачет», «Колобок, которого надо спасти от лисы», и т. д.

На шарике изображаем веселую рожицу и передаем по кругу, не забывая хвалить нашего колобка и говорить ему теплые, добрые слова.

Наблюдения за деятельностью педагога, его улыбка, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т. п., выслушивание, смех над шутками ребенка) все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.

Большое значение в воспитании личности ребенка имеет личный пример родителей. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, взаимоотношениями, манерами. В нашем современном обществе, большинство детей растут семьях, где не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, а в доме не соблюдается чистота и порядок, то у таких детей значительно труднее воспитать привычки и навыки культурного поведения. Считаю, что вся работа по воспитанию социально- культурной личности ребенка должна вестись в тесном контакте с родителями.

Осуществляя систему воспитательных воздействий, воспитатель должен проявлять уважение к личности ребенка, быть приветлив и вежлив. Только в этом случае направленные на воспитание культуры поведения усилия будут успешными.

Публикации по теме:

Формирование ассертивного поведения старшего дошкольника, как средство его социальной адаптации При реформировании общества изменяется и человек; причем это касается всех возрастов, в том числе и дошкольного детства. В условиях нестабильности.

Формирование духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста посредством применения проектно-модульной технологии Аннотация: в данной статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных качеств дошкольников через применение проектно-модульной.

Формирование коммуникативной культуры дошкольников через художественную литературу В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования.

Формирование у детей культуры поведения за столомФормирование у детей культуры поведения за столом Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребёнку быть уверенным в себе. Задача педагогов и родителей – научить дошкольника.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения»Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения» МАДОУ Детский сад с. Уральск. Воспитатель Маннанова Римма Шамилевна. Путь в детский сад многих детей переходит через проезжую часть. Дошкольники.

Педагогический совет «Формирование духовно-нравственной культуры у детей дошкольного возраста» 1. Актуальность проблемы воспитания духово- нравственной личности в современных условиях. Дискуссия педагогов. «Изучайте прошлое, если.

Перспективный план по самообразованию «Формирование навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста» Цель: повышение своего профессионального мастерства, компетентности, а также совершенствование условий для формирования у детей дошкольного.

Формирование толерантности и культуры поведения в коммуникативной деятельности Статья "Формирование толерантности и культуры поведения в в коммуникативной деятельности" Сегодня все большее распространение в детской.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками.

Воспитание навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна как средство их социальной адаптации Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна-их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков коммуникативной и нравственной культуры поведения у детей с ОВЗ с целью социальной адаптации в обществе
Опубликовано: 3 июня 2018 в 16:48
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД