МААМ-картинки

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания

Ольга Игоревна Тамахина
Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания

Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными потоками, обрушившимися на наших детей, большинству из них свойственны нарушение внимания и активности. В процессе развития, воспитания и обучения дошкольники получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить, и соответственно важным для этого является формирование навыков саморегуляции, которая определяется как процесс управления собственными психологическими и физиологическими состояниями и также поступками. У ребенка способность к управлению собственным состоянием начинает формироваться в дошкольном возрасте с приобретения навыков психической саморегуляции в сфере сенсорно-перцептивных и двигательных процессов. У детей с нарушением внимания и активности формирование навыков саморегуляции осложнено следующими характерными проявлениями:

Публикация «Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания» размещена в разделах

1) неспособность сохранять внимание : ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;

2) снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете;

3) частые забывания того, что нужно сделать;

4) повышенная отвлекаемость, повышенная возбудимость: дети суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое;

5) еще большее снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

6) неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий и т. д.

7) частые драками с другими детьми (причина — не дурные намерения или жестокость, а неумение проигрывать).

Проявление признаков нарушения внимания и активности приводит в дальнейшем к дезадаптации. Поэтому формирование навыков самоконтроля является одной из приоритетных задач коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением активности и внимания. Одним из эффективных методов формирования навыков саморегуляции детей является релаксация. Кроме того, формирование начальных навыков саморегуляции предусматривает освоение некоторых начальных навыков релаксации. Методы релаксации, используемые при занятиях с детьми дошкольного возраста, основаны на игре.

Релаксацию можно разделить на несколько групп, каждая из которых отличается своим содержанием:

В первую группу входят методы мышечной релаксации. Мышечное расслабление влияет на функции центральной и периферической нервной системы, стимулирует резервные возможности коры мозга, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма ребенка. В зарубежной психологии эта методика используется под названием «progressive relaxation», поэтому она носит и другое название – прогрессивная релаксация. Создание этого класса методов связано с исследованиями Э. Джекобсона, который в 1930-х установил зависимость между повышенным тонусом скелетной мускулатуры и негативным эмоциональным состоянием. Метод заключается в выполнении комплекса упражнений, состоящих в чередовании максимальных напряжений и расслаблений групп мышц. Благодаря упражнениям снимается напряжение с отдельных частей тела или со всего тела, что вызывает уменьшение эмоционального напряжения. Практика активно применяется мною для дошкольников с нарушением активности и внимания, так как упражнения просты, доступны, эффективны и не требуют дополнительных условий или инвентаря.

Во вторую группу входят методы релаксации, основанные на дыхании. Дыхательная гимнастика вызывает изменения эмоционального состояния. Сосредоточение на процессе дыхания позволяет детям с нарушением внимания и активности переключиться с занимающего разум объекта возбуждения. Снижение содержания адреналина в крови, происходящее во время дыхательных упражнений позволяет расслабиться и успокоиться. Десятиминутный блок дыхательной гимнастики вернет эмоциональное равновесие и способность воспринимать новую информацию. Для создания игрового эффекта возможно использование мыльных пузырей.

В третью группу входят методы релаксации, основанные на звуках. В качестве музыкотерапии для релаксации детей дошкольного возраста с нарушением внимания и активности оптимально подходят классическая музыка и акустические композиции, имит ирующие звуки природы: дождь, шум леса с птичьими трелями, морской прибой.

В четвертую группу отнесены методы релаксации, основанные на образах. Образы оказывают позитивное влияние на эмоциональное состояние детей с нарушением внимания и активности. Педагогу-психологу важно помочь детям погрузиться в ситуацию, которая им понятна, приятна и благотворно воздействует. Задача представить морской пляж вызовет недоумение у малыша, не видевшего моря, а предложение мысленно поплавать может даже напугать ребенка, испытывающего боязнь воды. Поэтому, важна видео демонстрация необходимых образов. Ими могут быть распускающиеся цветы, берег реки, лесная полянка и т. п. Дети, активно поддерживают игру и поэтому способны достаточно быстро вжиться в образ.

Пятая группа методов релаксации основана на арт-терапии. В коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением активности и внимания мною используются техники рисования песком, что позволяет выполнять сразу несколько задач: развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики, навыков саморегуляции, а также оказывает влияние и на стабилизацию нервной системы. Даже отказывающийся изначально заниматься ребенок через несколько минут погружается в творчество. Воздействие на психику оказывают и созерцание предлагаемых к воспроизведению объектов, и тактильные ощущения от применяемых материалов. Преследуя цель успокоить ребенка, достаточно грамотно подобрать цвета подсветки сенсорного стола для рисования песком. Оптимальные сюжеты: морское дно, зимние и лесные пейзажи, не подразумевающие применения агрессивных оттенков.

Регулярное использование и комплексный подбор всех перечисленных методов по формированию навыков саморегуляции в работе с детьми с нарушениями внимания и активности помогают им стать более спокойными и работоспособными, со временем позволяют им успешно адаптироваться в социальной среде.

Публикации по теме:

Формирование навыков согласования прилагательных и существительных в роде и числе у старших дошкольников с ОНР Цель: формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде и числе; Задачи: • направлять внимание детей с ОНР на окончание.

Формирование инициативы и любознательности как условие развития познавательной активности старших дошкольников. В современной социокультурной и экономической ситуации в России все более значимым становится формирование активной, мобильной личности,.

Формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников посредством развивающей функции проектной деятельности (перспективный план по годовой задаче) На 2015-2016 учебный год в нашей группе запланирована работа над долгосрочным проектом «Развитие.

Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно.

Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников средствами игровой деятельности Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного.

Формирование социальной активности дошкольников посредством игр в условиях реализации ФГОС ДО С. Н. Колесникова, воспитатель МБДОУ детский сад №67 «Аистёнок» город Старый Оскол, Белгородская область, Россия «С чего начинается Родина?».

Консультация «Развитие коммуникативных навыков в процессе трудовой деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта» В дошкольном детстве общение, предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая деятельность лежат в основе возникновения.

Мастер-класс. Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников. Из опыта работы. Мастер класс. Проблема готовности дошкольников к предстоящему.

Становление самостоятельности и саморегуляции дошкольников Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе формирования познавательных действий посредством.

Практико-значимая работа на тему «Формирование и развитие коммуникативных навыков дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Повышение квалификации).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания
Опубликовано: 19 февраля 2016 в 14:00
+180Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 111.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД