Лучший педагог года

Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Екатерина Булгакова
Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

Публикация «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В поступательном развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных — согласных, затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких — глухих или мягких — твердых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом».

Содержание обучения по формированию навыков элементарного анализа:

1) выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);

2) определение первого звука в слове, последнего звука в слове;

3)нахождение места звука в слове (начало, середина, конец слова). Этап формирования навыков элементарного анализа по количеству операций более развернут, но с помощью необходимых упражнений можно подвести ребенка к умению проводить полный звуковой анализ слова любой структуры.

Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:

— соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова, полный звуковой анализ;

— соблюдение порядка формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (наглядность, в речевом плане, по представлению;

— соблюдение последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа.

Обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу:

а) ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а он слушает слово и выполняет условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;

б) далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;

в) затем умственное действие переходит в речевой план — ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;

г) происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

Данный порядок умственных действий применяется на этапе формирования элементарных форм звукового анализа. Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова, вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков (кружков, равных по количеству звуков в слове.

Ребенок слушает слово, выделяет последовательно звуки, одновременно выкладывает фишки в квадратики (кружки) схемы.

Затем - последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и кладет фишки, а далее вычерчивает на листе бумаги схему по количеству фишек.

Когда ребенок будет легко справляться с выкладыванием фишек, можно предложить ему заменить фишки гласными буквами и класть их на нужное место в слове. Согласные обозначаются по-прежнему фишками. И лишь после этого ребенку предлагается провести звуковой анализ слова без зрительной опоры, только на основе громкого проговаривания.

В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания. Самым сложным заданием считается просьба подобрать слово, состоящее из определенного количества звуков.

Какие слова можно предлагать детям для анализа их звукового состава? Далеко не все слова можно сразу давать для данного вида работы. Существует четкая последовательность предъявления звуков на первом этапе и порядок предъявления слов на втором. Абсолютно сильной позицией для гласных является позиция начала слова под ударением, поэтому каждую форму анализа следует начинать с ударных гласных. Хорошо слышатся в слове сонорные согласные Л, Р, М, Н, поэтому данные звуки тоже применяются на начальных этапах. При выделении последнего звука можно брать глухие согласные, так как конец слова для таких звуков — позиция сильная, и они звучат отчетливо, а звонкие согласные не используются, потому что они в конце слова оглушаются.

Трудны для выделения в начале слова взрывные звуки К, Г, Х, их трудно произнести с интонированием, они сливаются с последующим гласным звуком, поэтому их не стоит давать для выделения первого звука, по крайней мере, в начале обучения.

Последовательность позиций анализируемых звуков, рекомендуемая к использованию на этапе обучения элементарному звуковому анализу:

1) для узнавания звука в слове:

— ударные гласные звуки (они находятся под ударением в начале слова, затем под ударением в середине слова);

— согласные звуки (дают вначале искать только сонорные согласные звуки Р, Л, М, Н или глухие согласные К, Т, П, X, Ц, Ч, С, стоящие в конце слова);

— любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных, которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются).

2) для определения первого звука в слове:

— ударные гласные;

— сонорные согласные;

— щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ;

— остальные согласные звуки,

3) для определения последнего звука;

— ударные гласные;

— сонорные согласные;

— щелевые согласные,

4) для определения места (начало, середина, конец слова) последователь-ность сохраняется такая же, как при определении первого и последнего звуков.

Ниже приводится последовательность слов, предъявляемых для полного звукового анализа. Общее правило при подборе слов - не использовать слова, в которых нет полного соответствия между звуками и буквами. [/b] Не подходят, следовательно, слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, 3 на конце слова и в середине перед согласными (типа ложка, грядка). Слова с безударными гласными берутся после предварительной работы с односложными словами, причем в начале двусложные слова имеют безударные гласные У, Ы, как наименее подверженные редукции. Совсем отказываться от слов с безударными гласными не стоит, просто можно произносить их орфографически — [коза], а не [каза], как мы произносим по нормам орфоэпии. Дети будут запоминать эти слова, что будет являться пропедевтикой правописания безударных гласных.

Порядок анализируемых слов следующий:

— слова из двух гласных (типа ау);

— слова из двух звуков (типа ум);

— слова из трех звуков (типа рак);

— слова из двух открытых слогов (типа мама);

— слова из одного слога со стечением согласных (типа волк);

— слова из одного слога со стечением согласных (типа стол);

— слова из двух слогов (типа сумка);

— слова из трех открытых слогов (типа корова).

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый»Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый» Выполнение звуко-буквенного анализа у многих дошкольников вызывает затруднения. Детям необходимо не только понять, что звуки бывают разные:.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 февраля 2021 в 15:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД