Гузель Хамитова
Формирование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранит и приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице города;
Публикация «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитание и уважение к труду;
- Развитие интереса к традициям, промыслам;
- Формирование элементарных знаний о правах человека;
- Расширение представлений о городах Республики, страны;
- Знакомство детей с символами (герб, флаг, гимн);
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения;
- Формирование уважения к другим народам, их традициям;
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств.
Любовь к Родине. она начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке и дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Любовь к Родине начинается с чувства восхищения перед тем, что видит вокруг малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у ребенка интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, город, а затем республикой и её символами. Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком. наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края, труд людей традиции, общественные события и т. п. Причем эпизоды должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Ребенку нужно показать, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, известными людьми.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых близких людей, например, дедушек и бабушке: участники ВОВ, их фронтовые и трудовые подвиги могут помочь привить детям чувство долга перед Родиной, любви к своему Отечеству.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами и художниками.
Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности. Любить свою страну значит знать прежде всего свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности.
Краеведение - социально значимое, необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.
Какие сведения и понятия о родном городе способный усвоить дети?
- Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
- Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, аптека, почта и т. д. - рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
- Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старшие дошкольники должны знать название своего города, своей улицы, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной город, где он родился и живет.
Для этого необходимы экскурсии по городу, на природе, наблюдение за трудом взрослых. И здесь большое значение приобретает знакомства детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Продолжение данной работы является знакомство детей с другими городами России.
Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности независимо от его цвета кожи и вероисповедания.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Нужно приучать детей анализировать увиденное, делать обобщения и выводы.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, нужно объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов,которые важны как для повышения активности, так и для создания эмоциональной атмосферы. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей,могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и реальные, наглядные предметы и материалы.