Елена ПЛЯСКИНА
Формирование нравственных ценностей дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственных ценностей дошкольников в ДОУ.
Е. С. Пляскина
Воспитатель КГКУ «Лесосибирского детского дома»
ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников [ФГОС]. Объективные потребности общества, фиксируясь в нравственности, принимают форму оценок, общих правил и практических предписаний. Фиксируя те требования, которые общественное бытие предъявляет к сознательно действующим индивидам, нравственность выступает как способ практического ориентирования людей в общественной жизни. Нравственные ценности представляют собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.
Публикация «Формирование нравственных ценностей дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
Проблема формирования нравственных ценностей – одна из актуальных в современных условиях. К исследованию данной проблемы обращались: Л., Волобуева. О. Голубкого, С. А. Козлова и др.
Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственные чувства, нравственное сознание, и сознание устойчивого нравственного поведения соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Исходя из этого, перед воспитателями ДОУ стоит задача формирования нравственных представлений у дошкольников.
B статье «Формирование нравственных ценностей дошкольников в ДОУ» Л. Волобуева и Е. Авилова определили, что «формирование нравственных ценностей – это процесс воспитания нравственного поведения и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования нравственных качеств необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к восприятию и осознанию нравственных ценностей, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к нравственным качествам у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить данные качества в определенных ситуациях» [ Волобуева: 89].
Большое значение в процессе формирования нравственных ценностей, по мнению С. А. Козловой, «играет эмоциональная активность дошкольников. Эмоциональная активность – это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться в экспрессивной окраске речи, в мимике, жестах, движениях» [ Козлова: 112].
В дошкольном возрасте, по мнению Е. Смирновой, «особое значение в присвоении нравственных ценностей имеют эмоции и чувства»
Для улучшения формирования нравственныхценностей личности у детей младшего школьного возраста на формирующем этапе нами составлена программа «Сказка», на основе авторской программы А. О. Прохоровой.
Цель программы: создание в образовательном учреждении условий для формирования нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения у дошкольников.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
1. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий : добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
2. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
3. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Развивающие задачи:
1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
5. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.
6. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
Нравственные ценности представляют собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.
Список литературы
1. Волобуева, Л. Ранний и дошкольный возраст : вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И. А. Сикорского и В. М. Бехтерева /Л. Волобуева, Е. Авилова // Дошкольное воспитание. – 2007. –№3. – С. 88 – 91.
2. Голубков, В. О. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания /В. О. Голубков, А. В. Кузнецова, М. Ю. Ушков // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – №3. – С. 14 –1
3. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пос. /С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Изд. центр «Академия», 2007. – 416 с7.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. –№ 1 (43). –С. 24 – 36.
5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. –№ 2. – С. 4 –18.